Эксклюзив
15 августа 2011
7418

Семен Кимельман: Умом Россию не понять

И не объять её просторы, богатство недр, земель, лесов, морей и рек. По всем этим параметрам Россия - богатейшее государство в мире. А по экономико-социальным показателям жизни гражданского общества плетется в конце развивающихся стран мира.

В настоящее время экспертные группы по обновлению "Стратегии - 2020" подводят итоги научного обследования общего плачевного состояния экономики страны и предлагают Правительству РФ направления корректировки и уточнения сценариев ожидаемого "лучшего" будущего.

Каждая из двадцати одной экспертных групп составляет свой обобщающий доклад по удивительно схожим схемам:
- начинается доклад с голословной критики того неоспоримого факта (это признают все, проявляя удивительное единодушие), что экономика России стагнирует, находится в упадке и что одной из причин такого состояния является удавка сырьевого проклятия;
- в сердцевине доклада описываются развилки тех сегментов экономики, для обновления которых создана та или иная экспертная группа. Направления развилок обязательно включают, с одной стороны, такие вектора развития, которые показывают, что может быть еще хуже, чем есть, с другой - популистские социал-демократические направления улучшения ситуации, исходя из опыта успешного развития отдельных капиталистических стран;
- завершается доклад, как правило, утверждением, что власть предержащие понимают ситуацию и хотят ее улучшить. При этом в докладе явно или завуалировано присутствует призыв к населению России, что надо дать Правительству еще десять спокойных лет без каких-либо социальных потрясений (и, не приведи Господь, революций) и оно - Правительство РФ - избавит народ от сырьевого проклятия, модернизирует экономику на основе инновационных технологий и выведет страну (если, конечно, не будет мировых кризисов, падения цен на нефть и газ и т.д.) в число ведущих энергетических держав и одного из влиятельных финансовых центров мира.

Краеугольным камнем недостроенного, но уже разрушающегося здания российской экономики, а заодно и причиной всех наших бед все чаще экономисты и политики выставляют сырьевое проклятие. Все чаще раздаются призывы уйти от экспортно-сырьевой модели экономики к неоиндустриальной модели экономики .
Поскольку я большую часть жизни работаю в экономике недропользования, то мне хорошо известна ситуация в минерально-сырьевом секторе экономики (МСС) России, начиная с геологического изучения недр и кончая реализацией минерального сырья (и продуктов его передела) внутри России и за рубежом.
Понятие "сырьевого проклятия" возникает в связи с экспортом сырья. С ним связано несколько злободневных аспектов.

Первый. Есть ли на самом деле "сырьевое проклятие" в России или это какой-то придуманный миф? Ответ здесь однозначный: есть. Но создано это проклятие двумя основными факторами: бюджетным законодательством и мировой конъюнктурой цен на нефть, газ, золото, алмазы и т.п. Бюджетный кодекс с 2002 года (когда в бюджет начал поступать налог на добычу полезных ископаемых) превращает Россию в государство-рантье, живущее на незаработанные доходы в виде горной и ценовой ренты. Известно, что все проектировки российского бюджета начинаются с прогноза цен на нефть и газ. Но это практически означает, что Правительство РФ сознательно посадило федеральный бюджет на сырьевую иглу.

Второй. Было ли неизбежным "сырьевое проклятие"? Ответ тоже однозначный: конечно, нет. Надо было принять налоговое законодательство, исключающее зависимость бюджета от мировой конъюнктуры цен на минеральное сырье, то есть надо было ввести рентное налогообложение доходов на каждом конкретном месторождении. Но, увы, Правительство РФ десять лет тому назад сознательно выбрало "нигерийский" путь развития страны, а не "норвежский" или "саудовско-аравийский".

Третий. Насколько оправдано сваливать все беды российской экономики на "сырьевое проклятие" и придуманную кем-то "сырьевую экономику"? Ответ тоже однозначный: неоправданно, так как никакой (даже выдуманной) "сырьевой экономики" в России нет, не было и не предвидится. Тем не менее, за многие годы миф о "сырьевой экономике", о порождаемом ею "сырьевом проклятии" настолько вдолбили в сознание народа, что не только бабушки на лавочках, но и многие экономисты уверовали, что вот, де мол, прекратим торговать сырьем и экономика России, по мановению волшебной палочки, возродится.

Четвертый. Является ли Россия "сырьевым придатком"? Ответ опять-таки однозначный: не является. Ответ этот может показаться удивительным, поскольку большинство россиян считает, что Россия является "сырьевым придатком" стран Западной Европы. Но на самом деле это не так.

Дело не столько в вывозе сырья, который порождает мнение, что мы - Россия - сырьевой придаток. Дело в другом, а именно в том, что Россия превратилась в колониальное государство, в которое Запад, Америка и страны АТР сбывают свою продукцию. Эти страны не заинтересованы в развитии индустрии в России, создание которой они всячески сдерживают с помощью послушных им властей. И российские власти с какой-то невиданной настойчивостью уничтожают даже остатки сохранившейся промышленности.

Аналогично промышленности "страны влияния" сдерживают развитие в "послушной России" сельского хозяйства. Удивительно, что при имеющемся земельном богатстве, при таком обилии плодородных земель мы завозим уже 70-80% фруктов и овощей. В стране резко сокращено поголовье скота, что привело к росту импорта мяса.
Подобные примеры можно продолжить. Отсюда ясно, что Россия сегодня не является сырьевым придатком, как это утверждают эксперты почти всех групп по обновлению "Стратегии - 2020". По-моему глубокому убеждению, основанному на анализе статистики развития страны за последние 20 лет, Россия превратилась в послушное иностранному влиянию и контролю колониальное государство, представляющее рынок потребления импортной дешевой, часто некачественной промышленной и продовольственной продукции, в том числе мяса, фруктов, овощей, шампуней, колготок (вспомним: от Смоленска до Находки "Омса" - лучшие колготки) и т.д. и т.п.

Неужели наша могущественная страна не может все это производить сама!?
Тем не менее, продажа сырьевых ресурсов имеет место быть. Это - необходимый и неоспоримый элемент сырьевого сектора экономики России, который обеспечивает:
- получение валюты для покупки импортных колониальных товаров;
- сдерживание денежного агрегата М2, чтобы у населения не было бы "лишних" денег;
- регулирование уровня инфляции путем установления цен российскими перекупщиками на импортные товары (промышленные и продовольственные);
- последовательное выравнивание внутренних и внешних цен на нефть, газ, алмазы и золото;
- искусственное государственное регулирование цен естественных монополий, устанавливающее задаваемый России извне уровень инфляции.

Одним из ключевых национальных проектов является освоение минерально-сырьевых ресурсов, которыми богата наша страна. Да, да! Не свертывание, а расширение добычи полезных ископаемых с ориентацией на страны АТР. Но не просто добыча и продажа сырья, а продажа продуктов переработки с высокой добавленной стоимостью. Именно на это нацелен разработанный проект освоения минерально-сырьевых богатств южного урало-сибирско-дальневосточного приграничного пояса России .
Реализация этого проекта потребует глубокой и комплексной модернизации основных частей минерально-сырьевого сектора экономики России.

Следует отметить, что сегодня под термином "модернизация" понимают всё, что угодно тем или иным властным структурам и политикам. В итоге под модернизацией в широком смысле стали понимать любые улучшения и изменения действующей политико-экономической системы России.

Я рассматриваю модернизацию в узком понимании, исходя из того, что слово "модерн" переводится как "современный" или "новаторский". Для меня модернизация обозначает не что иное, как применение современных общественно-эффективных рыночных методов и механизмов, современных передовых технологий производства, современных созидательных и некоррумпированных институтов общественного и государственного управления и регулирования производственных отношений и социально-экономических аспектов жизнедеятельности государства и общества.

Модернизация - это усовершенствование, улучшение технологических процессов на предприятиях, это применение современных передовых методов и механизмов регулирования и управления социальными и производственными процессами в государстве, обществе и на каждом конкретном предприятии.
Исходя из этих позиций, опишем, насколько современной и модернизированной является "жизнь" внутри МСС нашей страны.

Началом МСС служит геологическая наука, геологическое изучение недр, поиск, оценка, разведка, освоение и ввод месторождений в разработку.
Быстрый и недостаточно регулируемый государством переход от плановой экономики к рыночной сохранил неэффективные в новых условиях советские механизмы и институциональный инструментарий. В результате этого хаотичного перехода к рыночной экономике в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) до настоящего времени сохранились следующие элементы советской системы недропользования:
- порядок единовременного (при открытии месторождения) технико-экономического обоснования и утверждения запасов полезных ископаемых государственной комиссией (ГКЗ), который чужд постоянно изменяющимся рыночным реалиям разработки месторождений;
- система классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых (принятая в 1983 г.), не соответствующая мировым стандартам;
- ведение государственного баланса полезных ископаемых (ГБЗ) по методикам 1970 г., в котором учтены многие нерентабельные в условиях рынка объекты МСБ (участки недр, месторождения и т.п.);
- система планирования геологоразведочных работ и воспроизводства МСБ, игнорирующая необходимость учета параметров федерального и регионального социально-экономического развития;
- критерии оценки и показатели воспроизводства МСБ, не соответствующие рыночной экономике;
- сохранившаяся почти полностью советская институциональная структура управления геологическими научными исследованиями, созданием и освоением МСБ, не учитывающая требования рыночной экономики.

Как видно, модернизация практически не затронула сферу геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В России нет современного кадастра месторождений и участков недр. До сих пор кадастр ведется по советским инструкциям 1982 года, новые объекты в кадастр включаются выборочно, по желанию недропользователей. В результате собственник недр - государство не в состоянии оценить размеры своей собственности.
Система учета минерально-сырьевого потенциала настолько несовершенна, что недропользователи вынуждены привлекать иностранные компании для переоценки своих запасов и ресурсов, а также для проведения горного аудита, так как в России соответствующие институциональные структуры и аудиторские организации не созданы.
В сфере добычи полезных ископаемых также не были проведены какие-либо рыночные преобразования. Право на добычу в советские времена предоставлялось в виде лицензии добывающим объединениям. В 1992 г. эти советские лицензии заменили на новые бланки с предоставлением права разведки и добычи на эксплуатируемых месторождениях. К лицензии прилагались лицензионные соглашения и горноотводные акты, закрепляющие объемный геометризованный участок недр, очерчивающий участок на поверхности земли с указанием максимально допустимой глубины, до которой разрешалось добывать полезные ископаемые. Другими словами, лицензия устанавливала право пользования участком недр с фиксированной максимально допустимой глубиной шахт, карьеров, разрезов, скважин глубокого бурения на нефть и газ.

Начиная с 1995 г., с введением в федеральный закон "О недрах" статьи 17-1, происходило массовое переоформление лицензий, то есть передел собственности в недропользовании. Лицензии от добывающих объединений (многие из них были приватизированы) перешли в "финансовые дочки" монополий и олигополий, зарегистрированные в офшорах.

До сих пор никаких настоящих рыночных контрактов и договоров, концессионных соглашений в российском недропользовании нет. Содержание лицензионных соглашений является крайне либеральным. Основные части этих соглашений содержат объемы запасов (но не всегда!) и объемы ресурсов полезных ископаемых, рассчитанные по советским методикам и советским классификациям (категориям) запасов и ресурсов.
Содержание лицензии на пользование недрами определено статьей 12 закона "О недрах". Как ни странно, содержание лицензии не предусматривает внесение в нее экономических показателей добычи (доходов, ренты, капитальных вложений, затрат и т.п.). В лицензиях отсутствуют основные параметры технологии добычи, в том числе комплексного извлечения минерального сырья, нет правил добычи и многого другого, без чего ни одно развитое рыночное государство мира не позволяет добывать минеральное сырье.

В законе "О недрах" не определены:
- механизмы принуждения, заставляющие соблюдать даже тот ограниченный круг требований и показателей, который имеется в лицензии;
- механизмы регулирования государством объемов добычи полезных ископаемых;
- механизмы, стимулирующие рациональное недропользование, охрану и безопасность труда.

Можно констатировать, что закон "О недрах" позволяет недропользователям добывать минеральное сырье выборочно, некомплексно, хищнически и т.п.
Также следует констатировать, что за 20 лет в недропользовании в России не созданы эффективные институциональные структуры, не создана эффективная политическая система, устанавливающая рыночные отношения между недропользователями, государством и гражданским обществом.

Добыча полезных ископаемых производится по устаревшим технологиям вне государственной регламентации. В этой сфере необходима обязательная и срочная модернизация хотя бы даже в узком понимании этого слова.
Общеизвестно, что необходимо модернизировать все перерабатывающие предприятия. Так, все НПЗ работают по старым, давно изжившим себя технологиям. В России не строятся заводы по сжижению природного газа. Единственный, построенный на Сахалине завод работает не на российскую экономику.

В России с 1992 г. законодательно установлена государственная собственность на недра. Другими словами, народ и гражданское общество передал полномочия собственности на недра государственной власти. Поэтому недра следует рассматривать как общенародную или общественную собственность.

Естественно, что любой собственник должен охранять, сохранять, преумножать и эффективно использовать собственность. Тем более, если таким собственником является государство в лице выбранной народом власти. Передав собственность на недра государству, гражданское общество рассчитывает, что власть воспользуется правом владения государственным фондом недр в интересах народа, каждого гражданина, которому принадлежит частичка этой собственности.

Проанализируем, как в условиях рынка российские власти используют переданную им общественную собственность на недра. Прежде всего, собственник должен принять предоставляемую ему собственность по некоторому документу, в данном случае по некоторому общественному договору между гражданским обществом и государством. Такой договор отсутствует. Но без общественного договора, в котором оговариваются права и обязанности сторон, общество, как истинный собственник, не может предъявлять какие-либо претензии государству в части неэффективного использования вверенной ему собственности.

Любая собственность требует учета и оценки ее стоимости. В этом аспекте закон "О недрах" имеет соответствующие статьи, обязывающие Правительство РФ разработать методики учета и стоимостной оценки. Но, увы, эти методики до сих пор не разработаны и не приняты Правительством РФ.

Создалась парадоксальная ситуация. Общенародная собственность на недра (а участки недр по Гражданскому кодексу отнесены к недвижимости) никоим образом не отражена в государственном реестре и кадастре недвижимости. Эта собственность не имеет никакой стоимости (в том числе кадастровой). Более того, участки недр исключены из законов об оценочной деятельности и о регистрации недвижимости.
По закону "О недрах" государству дано право предоставления участков недр в пользование. Но тот же закон "О недрах" не предусмотрел государственный учет и государственную регистрацию недропользователей и лицензий на право пользования участками недр (что очень удивительно!). В итоге государство и гражданское общество не имеют самого обычного реестра (даже простого списка) пользователей недр. То есть в недропользовании создалась такая же ситуация, когда государство уже более полугода пытается найти акционеров аэропорта "Домодедово". Точно также сегодня невозможно определить пользователей участков недр и основных акционеров предприятий-недропользователей.

Интересно, что в конце прошлого столетия Министерство геологии выступало с инициативой вести реестр недропользователей, даже был соответствующий приказ. Но Министерство юстиции со ссылкой на закон "О недрах" не зарегистрировал этот приказ.

Сделаем допущение, что закон "О недрах" является публичным общественным договором между государством и гражданским обществом по вопросу государственной (общественной) собственности на недра, о чем гласит одна из первых статей этого закона. В этом контексте закон "О недрах" (как общественный договор) должен определить порядок и механизмы регулирования и управления собственностью на недра. Действительно, в законе "О недрах" есть статьи, устанавливающие:
- полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования;
- содержание лицензий на право пользования недрами и организационное обеспечение государственной системы лицензирования;
- основные права и обязанности пользователя недр (но нет прав и обязанностей собственника недр);
- государственный учет и государственная регистрация участков недр (но отсутствует учет и регистрация лицензий и недропользователей);
- задачи государственного регулирования отношений недропользования, которое осуществляется "посредством управления, лицензирования, учета и контроля";
- государственное управление отношениями недропользования;
- государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр;
- государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недр.

Сам по себе перечень перечисленных статей впечатляет, но приведенные в этих статьях нормы носят рекомендательный, общий характер, они не являются нормами прямого действия. Их реализация требует соответствующих методик и механизмов, которые поручено разработать Правительству РФ и органу управления государственным фондом недр, но эти методики и механизмы до сих пор не разработаны, не утверждены и не приняты.

Кроме того (и это очень существенно!), в законе "О недрах" вообще отсутствуют статьи, регулирующие экономические, социальные и политические отношения недропользования. Из закона "О недрах" в 2002 году исключены статьи по платежам за добычу полезных ископаемых. В законе нет статей о формировании и использовании доходов от недропользования (в том числе горной и ценовой ренты) в интересах настоящего собственника недр, которым является гражданское общество. Также в законе не сформулировано понятие государственной собственности на недра, ее состав, в том числе, горное имущество, которое вообще не упоминается в законе.
Важно отметить, что закон "О недрах" не увязывается с Гражданским кодексом РФ и игнорирует его, а также законодательство о собственности, ее регистрации и защите.

Недропользование в расширенном толковании представляет минерально-сырьевой сектор экономики России, который включает следующие части: геологическое изучение, воспроизводство МСБ, добычу, транспортировку, первичную обработку (и переработку) минерального сырья и его реализацию внутри России и за рубежом. Закон "О недрах" затрагивает только две первые части МСС. Остальные части МСС вообще не имеют законодательного обеспечения. Получается, что, не имея законов, недропользователи могут: добывать, как им заблагорассудиться; обрабатывать добытое минеральное сырье, как им захочется; реализовывать сырье и продукты его передела, где им выгодно и по договорным (не регулируемым государством) ценам. Соответственно нет какого-либо общественного (гражданского) договора между обществом и государством о добыче, переработке и реализации минерального сырья и продуктов его передела, нет каких-либо общественных институтов, регулирующих деятельность предприятий МСС, начиная с добычи. В свою очередь, государство полностью понадеялось на рыночные отношения, полагая, что конкуренция и рынок являются эффективными регуляторами, забывая, что в российском рынке недропользования и в МСС никакой конкуренции нет и в ближайшие годы не будет.
Кратко остановимся на вопросах информационного, институционального, организационного, социального и экономического обеспечения процессов регулирования и управления государственной (общественной) собственностью на недра.

Об информационном обеспечении недропользования выше было сказано, что оно является советским, рыночным и неполным. Информационная база недропользования не актуализируется и не мониторится. Очевидно, что устаревшая некачественная информация устраивает и Правительство РФ, и недропользователей: в замутненной базе легко скрыть растраты, широко распространенные в сырьевом секторе экономики России.

Институциональное обеспечение недропользования лишено каких-либо общественных институтов, защищающих интересы граждан и право провозглашенной общественной (государственной) собственности на недра. Гражданское общество лишено права создания наблюдательных советов в монополиях, олигополиях и крупных добывающих предприятиях, а также права контроля и надзора за недропользователями.
Организационное обеспечение управления отношениями недропользования является размытым и некорректным, что видно из статьи 36 закона "О недрах", в которой зафиксировано, что "государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом и органами государственного горного надзора". Добавим к этому маловразумительному законодательному тексту, что в Правительстве РФ недропользование курируют Минприроды, Минэнерго, Минпромторг и другие министерства. В атомном недропользовании хозяйничает государственная корпорация "Росатом". Осколки геологических акционерных и унитарных предприятий объединены в холдинг "Росгеология", сто процентов акций которого принадлежит государству. В субъектах РФ созданы департаменты недропользования, дублирующие функции территориальных подразделений Роснедра. Этот длинный перечень управленческих структур можно продолжить. Но надо ли? Полагаю, что из этого перечня становится предельно ясно, сколько структур "кормятся" на управлении отношениями недропользования в МСС. Не менее ясно, что гражданское общество лишено полномочий по управлению недропользованием.

Что касается социального обеспечения регулирования и управления общественной (государственной) собственностью на недра, то оно является весьма и весьма скудным. Обратим внимание только на три элемента социального обеспечения. Первый. Средняя зарплата геологов в два и более раз ниже зарплаты горняков. Второй. Средняя зарплата горняков, занятых непосредственно в добыче полезных ископаемых, тоже относительно невелика, так как она получается как среднее из заработков топ-менеджеров и рядовых работников. Третий. Недропользователи, как правило, не озадачены и не озабочены созданием и развитием социальной сферы в районах добычи. Более того, даже подоходный налог они уплачивают не по месту добычи, а по месту прописки.

Очень кратко остановимся на экономическом обеспечении недропользования и МСС. Здесь вскрываются и обнажаются многие пороки и недостатки российского недропользования. Назовем только некоторые из них:
- налоговая система не направлена на изъятие горной и ценовой ренты, допускает ее растворение в многочисленных посреднических организациях;
- основные доходы от недропользования оседают в офшорах на счетах опять-таки многочисленных офшорных "дочек" предприятий-недропользователей;
- отсутствие экономического механизма справедливого распределения горной и ценовой ренты между гражданским обществом, государством и недропользователями;
- добытые полезные ископаемые (по негласному согласию государства) недропользователи считают своей собственностью, хотя автор убедительно доказывал во многих публикациях, что добытые полезные ископаемые принадлежат народу, гражданскому обществу;
- налоги за недра централизуются в федеральном бюджете, что обуславливает незаинтересованность регионов добывать минеральное сырье;
- узкий круг основных акционеров компаний-недропользователей начисляют себе миллиардные суммы дивидендов, которые также оседают на офшорных счетах;
- внутренние инвестиции в недропользовании сведены к минимуму, равно как инновации;
- геологическая наука, геологоразведочные работы и воспроизводство МСБ финансируются по остаточному принципу, что привело к их упадку и деградации, к отсутствию достаточного задела участков недр в нераспределенном фонде.
Как явствует из всего изложенного, во всех частях сырьевого сектора экономики России и во всех сегментах его обеспечения необходима, если не полнейшая, то хотя бы усеченная, но безотлагательная модернизация.

Рассматривая действующую систему российского недропользования и МСС в целом как важнейшую часть экономики страны, нельзя не остановиться на таком грозном явлении как экономический кризис. Кризисы все чаще сотрясают мировую (а заодно и российскую) экономику. В чем же причина российских кризисов?

По моему глубокому убеждению, установленные властями российские отношения недропользования (не торговля сырьем, а именно отношения недропользования) являются предвестником экономических кризисов. Они буквально витают в России. И достаточно небольшой искры в любой части современного мира, чтобы воспламенилось пламя российского кризиса.

Экономический кризис подобен войне: от одних (народа) убывает, другим (узкой кучке людей) - прибывает; одни (народ) нищают, другие (узкая кучка людей) - баснословно богатеют. Поэтому кризисы кому-то очень нужны. Если очень надо, то они создаются искусственно.

В основе последних экономических и финансовых кризисов лежат долги, деривативы и прочие производственные ценные бумаги, не обеспеченные реальным товарным производством.

В этом аспекте российская экономика подвержена кризисам, которые могут возникать внезапно, на пустом месте. При этом используются поводы, малозначащие для экономики России.

Ядром, мыльными пузырями кризисов России являются компании (юридические лица), имеющие долги. Такими компаниями являются, в первую очередь, монополии и олигополии в недропользовании, крупнейшие, в том числе государственные, банки и финансовые компании.

Зададимся вопросом, почему в России в этих изначально сверхприбыльных компаниях образуются большие долги?

К примеру, компании-недропользователи имеют огромную прибыль. В доход этих компаний поступают огромные суммы амортизации основных фондов (в том числе созданных в СССР), полученных бесплатно или за "копейки" в процессе приватизации. Сырьевым компаниям предоставлена огромная льгота по возврату НДС за экспортную продукцию. Эти компании не обязаны вкладывать инвестиции в новые технологии, в освоение новых объектов.

Однако, несмотря на эти основные доходные статьи, почти все крупные компании-недропользователи в долгах, как в шелках.

Получается, что деньги у недропользователей есть (и немалые!), но они предпочитают брать в долг либо за рубежом, либо в российских банках, которые, в свою очередь, берут ссуды за рубежом, чтобы поживиться на марже. Нередко зарубежные ссуды берутся в тех же офшорах, где находятся "беглые" капиталы недропользователей.

Недропользователям мало того, что они получают от властей (государства) "бешенные" незаработанные доходы, так они хотят поживиться за счет этих "беглых" доходов. Поэтому они берут сами у себя (через банки) в долг, чтобы поживиться еще на сложных процентах, выплачиваемых при возвращении кредитов. При этом компании и банки превосходно понимают, откуда у них долги и зачем нужны эти долги. Власти также прекрасно видят эти "проделки" компаний и банков и даже потворствуют им.

Между властями и офшорными олигархами существует негласный договор: если вдруг где-то (за пределами России) случается экономический или финансовый кризис либо "неожиданно" падает цена нефти, то власти немедленно отдают народные деньги из народного федерального бюджета этим компаниям и банкам, чтобы они рассчитались за долги. А народу объясняют, что если не отдать долги, то компании обанкротятся, их "купят" иностранцы - в итоге всем нам (первую очередь, народу) будет плохо, еще хуже, чем есть.

Так было в 1998 году, когда снизилась цена на баррель нефти. Так было в 2008 году, когда всего на три месяца резко снизилась та же цена барреля. Так и сейчас в августе 2011г., когда в Америке понизили сверхвысокий рейтинг на один пункт и когда из-за этого стала снижаться (но не критически) цена барреля. Спрашивается, какое нам - России - дело до рейтинга Америки? Ан, есть! Можно объявить кризис, распилить народный бюджет на помощь и покрытие долгов банков и олигархов. Сейчас Минфин срочно по наказу премьер-министра размещает на депозитах в банках 160 млрд. руб. свободных средств из федерального бюджета. Интересно, из какой статьи социальных расходов изъяли (отобрали у народа) эти "свободные" средства?
Но вернемся к долговым российским кризисам и зададимся вопросом, можно ли избавиться от долгов и избежать искусственно создаваемые кризисы? Несомненно, можно!

Искусственных кризисов в России не будет, если страна незаработанные рентные доходы будет изымать у олигархов и направлять горную и ценовую ренту в экономику России.

Для этого надо, во-первых, законодательно запретить утечку капиталов и ренты в офшоры, во-вторых, надо признать "воровскими" незаработанные рентные доходы, присваеваемые нечестными путями олигархами (через трансфертные цены, посреднические фирмочки и т.п.), в-третьих, надо изменить систему налогообложения, сделать ее рентно-ориентированной, в-четвертых, изыскать пути возврата из офшоров ренты, украденной у российского народа, в-пятых, не выпускать из России, таких как Андрей Бородин (Банк Москвы), Елена Батурина и многих других, и тем более не позволять им вывозить из нашей страны капиталы, в-шестых, заменить членов советов директоров (которыми сегодня являются, чиновники, олигархи, иностранцы и новорусские экономисты и финансисты) на специалистов, горняков и представителей гражданского общества, которому принадлежат недра.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что российское законодательство, регулирующее отношения в недропользовании, с одной стороны, содержит много реликтовых установок советского периода, которые не вписываются в современные рыночные условия, с другой стороны, содержит многие положения, принятые в угоду недропользователям и крупному бизнесу и не соответствующие интересам государства и общества. Это провоцирует развитие абсолютно непрозрачных отношений между участниками процесса недропользования и несправедливое распределение рентных доходов. Это приводит ко все учащающимся искусственно создаваемым чисто российским кризисам.

Отсюда ясно, почему при таких минерально-сырьевых богатствах мы такие бедные.
Выходом из этой парадоксальной ситуации, которую, действительно, трудно понять умом, представляется не в отказе от "сырьевой экономики", а в полной модернизации МСС (начиная с законодательства по недропользованию) и постепенном развитии на его основе, используя рентные доходы, практически разрушенного индустриально-промышленного сектора экономики.

В заключение вспоминается старый одесский анекдот. В морском порту стоит пароход, покрашенный с одной стороны. Маляры пришли в кассу получать деньги, но им их не начислили. Бригадир маляров пошел в дирекцию и стал читать договор: "Мы, нижеподписавшиеся, администрация морского порта, с одной стороны, и бригада маляров, с другой стороны, обязуемся покрасить пароход...>>. И далее бригадир маляров сказал: "мы свою сторону покрасили, обязательства выполнили, нам причитается оплата".

Примерно такой же негласный общественный договор существует между гражданским обществом и властями (Президентом и Правительством РФ). На причале государства в кризисном состоянии стоит пароход сырьевого сектора экономики России, покрашенный с одной стороны - власти и олигархи получают и присваивают основную часть доходов от недропользования и используют их исключительно в своих интересах, а общество получает нуль - дырку от бублика.

С.А. Кимельман докт. экон. наук академик Академии горных наук (АГН)

15.08.2011

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован