Предваряя выделение и рассмотрение основных этапов развития и становления постсоветского недропользования, обозначим изменения в раскладе приоритетов недропользования в СССР и в современной России.
Начнём с остродискуссионной сегодня проблемы проложенных через территорию Украины нефтегазопроводов.
Единство и взаимопомощь стран соцлагеря были основными приоритетами СССР при строительстве нефтегазопровода "Дружба народов" в Европу, маршрут которого проходил по всей Украине. Примечательно, что по территории Украины маршрут проходил над месторождениями нефти и газа, которые были уже известны, но которые не разрабатывались, так как находились на глубине 5 000 м и более.
Нефтегазовая геологоразведка настолько вросла в экономику СССР, что в 60-70 гг. прошлого столетия ежегодно создавались новые нефтегазопоисковые объединения, в том числе за Уралом (Иркутск, Красноярск, Якутск и других городах). На Украине в Днепрово-Донецкой нефтегазоносной провинции бурение проводило очень крупное объединение "Полтаванефтегазгеология". На фасадах объединений ТЭК мигали и горели яркие лампочки на табло, сообщающие объём бурения за прошедшие сутки и с начала года. В Госплан СССР каждое утро поступали данные по объёмам поисково-разведочного бурения. Страна бурила за год около 2 млн погонных метров. В Госбаланс полезных ископаемых чуть ли не ежемесячно поступали сведения о запасах новых крупных месторождений нефти и газа.
Мне пришлось с семидесятых годов прошлого столетия вплотную работать с отделом геологии Госплана СССР (вплоть до его закрытия) по аналитическому обоснованию капиталовложений в геологоразведку, анализу постадийного движения нефтегазоносных структур и площадей, расчёту необходимого объёма регионального строительства глубоких скважин на нефть и газ.
Примечание. В то время я доказывал в отделе геологии и отделе нефти и газа Госплана СССР, что страна допускает перекос, увеличивая капиталовложения в нефтегазовый комплекс СССР, что это чревато неприятными последствиями, однобоким развитием страны. Но до появления на сцене М.Горбачёва я и в мыслях не мог представить, что погоня за погонными метрами бурения на нефть, открытие и обустройство уникальных нефтегазовых месторождений и газ станет первопричиной и одной из основ смены общественно-экономической формации нашего государства и перехода к рынку.
Сегодня по-разному оценивается роль М.Горбачёва. Для одних (и для меня!) он предатель Родины, разрушивший СССР и социалистический лагерь. Для других - он создатель новой капиталистической Российской Федерации, "отец родной" для олигархов, присваивающих народнохозяйственную собственность. Для третьих - он, Генсек Политбюро ЦК КПСС, собственноручно уничтоживший взрастившую его партию. Для четвёртых - он красиво говорящий болтун, "запудривший" головы граждан перестройкой советского сознания, хотя почти никто не понимал, что кроется за этой перестройкой (я до сих пор не понимаю!). Для пятых - он зачинатель ростков будущего либерального рынка, когда по всей стране создавались многочисленные ТОО, совместные предприятия, отдавалось в аренду народное имущество. И т. д. и т. п.
Пять-шесть лет предательских усилий М.Горбачёва привели к низвержению социализма, распаду СССР и началу рыночных реформ с января 1992 г. Возглавивший Россию Б.Ельцин обещал, что через 9 месяцев костлявая, но жёсткая рука рынка установит справедливые цены на товары и услуги, и заживём мы красиво и счастливо. Член первого российского Правительства Г.Явлинский написал программу и опубликовал "500 дней перехода к рынку", где буквально по часам описал этот переход. На бумаге всё было хорошо, а в жизни пятисот дней не хватило. И десятилетнего переходного периода оказалось мало. И только с двухтысячного года ростки рынка начали проявляться. Народ после ельцинских "загогулин" мало-мальски привык (а куда денешься?), что теперь живём при капитализме. И надо ещё много сделать, чтобы восторжествовала демократия (как на Западе), чтобы была настоящая (а не чубайсовская) частная собственность, чтобы появилось и обрело силу настоящее гражданское общество, а не беспомощная Общественная палата, где собраны председатели, как правило, искусственно созданных сотен общественных организаций, чтобы наяву (а не на словах!) был построен в нашей стране развитой (а не недоразвитый) капитализм и соответствующее ему дееспособное развитое гражданское общество.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - 1992-1995 гг.
Назовём его: бесплатная раздача недр предприятиям.
Закон РФ "О недрах" вступил в силу в начале 1992 г. Формально он действует, но в этот период недропользование и геологоразведка функционируют самостоятельно, как будто закона РФ "О недрах" нет. Сфера воспроизводства МСБ и недропользования, как любая хозяйственно-промышленная деятельность, подчинялась тем политико-экономическим процессам, которые проводила гайдаро-ельцинская команда. Естественно, что сфера воспроизводства МСБ и большинство геологоразведочных предприятий оказались в шоковом состоянии. Добывающие предприятия, напротив, устояли, не впали в шок, чему способствовала неожиданно возникшая бартерная система оплаты услуг. Приватизация проходила по чубайсовской ваучерной схеме в сфере добычи в минерально-сырьевом комплексе (МСК) и топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) - ниже об этом будет сказано подробно. Геологоразведочные предприятия МСБ от приватизации спасло то, что большинство из них было отнесено к группе стратегических предприятий и не подлежали передаче в частные руки.
Весь этот период лицензии на право пользования участками государственного фонда недр (далее будем называть сокращённо "лицензии") выдавались БЕСПЛАТНО, то есть шла бесплатная раздача участков недр и месторождений ПИ. По основным ПИ, в том числе по нефти, газу, цветным, благородным и чёрным металлам бесплатно раздали 50-80% запасов ПИ. Зачастую действующие тогда советские лицензии заменялись почти без изменений на новые лицензии, но без учёта новых требований к содержанию лицензий в соответствии с законом РФ "О недрах". Завершился описываемый первый этап в 1995 г. печально известными залоговыми аукционами, породившими некоторые вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК).
Физические объёмы добычи стали снижаться. Доминировала хищническая добыча. Внутри нефтяной отрасли начали формироваться олигополии в виде ВИНК. Формирование шло вокруг основных нефтедобывающих компаний, созданных в СССР. По существу, советское министерство нефти распалось на несколько частных компаний. Советское министерство газа устояло от расчленения и сменило вывеску на "Газпром", превратившись в сверхмонополию.
Как уже отмечалось, в 1995 г. был кардинально переделан закон РФ "О недрах". Во многие статьи были внесены корректировки. Появились новые статьи с двойной индексацией (1.1., 1.2. и т. д.). Выделим основные новые статьи и кратко охарактеризуем их:
- собственность на недра (статья 1.2.), которая закрепила любую форму собственности на добытые из недр ПИ, что вызывает острые дискуссии до сих пор;
- в статье 10, устанавливающей сроки действия лицензии, появилась совмещённая лицензия сроком на 25 лет;
- основания возникновения права пользования участками недр (статья 10.1.), по которой это "право" начало переноситься на решение Правительства РФ;
- в статье 12 многие пункты содержания лицензии изменены, в частности, касающиеся собственности и её раздела между государством и недропользователем;
- конкурсы или аукционы на право пользования участками недр (статья 13.1.), которая установила порядок и критерии выявления победителей;
- переход права пользования участками недр и переоформление лицензий (статья 17.1.), которая негласно (в противоречие со статьёй 1.2.) ввела "куплю-продажу" лицензий третьим лицам, что, в свою очередь, послужило и до сих пор лежит в основе передела собственности в недропользовании "руками" государства;
- геолого-экономическая и стоимостная оценка месторождений ПИ и участков недр (статья 23.1.), которая заставляла владельцев лицензий делать эти оценки, в той или иной мере включающих расчёт горной ренты, но до сих пор соответствующие методики проведения таких оценок не утверждены федеральным органом управления государственным фондом недр;
- первичная переработка минерального сырья пользователями недр (статья 23.3.), но при этом в законе не устанавливается и не объясняется, в чём состоит "первичная переработка";
- состав работ, входящих в государственное геологическое изучение недр (статья 36.1.);
- в разделе V (статьи 39-48) была уточнена и установлена система налогообложения (платежей) при пользовании недрами, которая действовала до 2002 г.
ВТОРОЙ ЭТАП - 1996-1998 гг.
Назовём его: падение добычи и прироста запасов основных ПИ. Упадок до минимума геологической науки. Первый передел собственности.
Бесплатная выдача участков недр закончилась и началась конкурсно-аукционная платная выдача лицензий. При этом не было никаких критериев, что лучше: конкурс или аукцион. Решать этот вопрос было поручено государственному органу власти, на который возлагалась функция управления государственным фондом участков недр. Таким органом являлся Роскомнедра. Выдача лицензий на геологическое изучение недр сроком на 5 лет производилась по заявительному принципу.
Выдача лицензий осуществлялась по "временному" положению по лицензированию пользования недрами, которое было утверждено ещё Верховным Советом РСФСР. Его считают нелегитимным, но... оно действует, как ни странно, до сих пор. Было несколько вариантов проекта федерального закона "О лицензировании пользования недрами", но в Госдуме РФ они не доходили даже до первого чтения. Аналогично в этот период предлагались проекты федеральных законов "О нефти", "О благородных металлах" и другие, но они так и остались на бумаге.
Данный этап характерен тремя обстоятельствами:
1. Падение добычи и прироста запасов основных ПИ достигло минимума. Прирост запасов даже не компенсировал уровень добычи. В угольной отрасли падение добычи было очень большим (с 800 до 250 млн т), многие шахты просто затапливали, боясь парникового эффекта, что делалось по настоянию США, которые выделили на затопление $300 млн. Делалось это под "вывеской" федерального закона о реструктуризации угольной отрасли.
2. Происходило резкое уменьшение предприятий среднего и малого бизнеса, которые поглощались крупным бизнесом. В итоге сформировались крупные предприятия МСК, олигополии в ТЭК. Собственно в этот период была создана структура МСК и ТЭК, сохранившаяся с небольшими изменениями до сих пор.
3. Используя статью 17.1. закона РФ "О недрах", создавались дочерние предприятия, в которых концентрировались лицензии. Так в ООО "ЛУКойл - Западная Сибирь" были собраны ВСЕ западносибирские лицензии ОАО "ЛУКойл". Дочка ООО "ЛУКойл - Западная Сибирь" с лицензиями "уплыла" в офшор. Также в составе крупных предприятий и олигополий образовались многочисленные посредники и предприятия, производившие услуги. Финансовые услуги сосредотачивались в финансовых дочерних предприятиях, находившихся в офшорах. Число различных предприятий в вертикально-интегрированных компаниях исчислялось сотнями.
К моменту дефолта (август 1998 г.) передел собственности в МСК и ТЭК почти завершился, что позволило устоять большинству крупных добывающих предприятий, что нельзя сказать о геологических предприятиях и особенно о геологической науке, которая пришла в упадок.
ТРЕТИЙ ЭТАП - 1999-2001 гг.
Назовём его: вялотекущее лицензирование и подготовка к реформированию налогов за недропользование.
Выделение этого непродолжительного этапа связано с началом дискуссии о необходимости учёта теории горной ренты в недропользовании. Правительство Е.Примакова и в его составе Роскомнедра (В.Орлов) за очень короткое время (буквально за один год) восстановили геологоразведку и вышли на тренд устойчивого роста объёмов добычи основных ПИ.
Этому способствовал приход во власть и начало первого срока президентства В.Путина, которого, прямо скажем, убедили, что горная рента должна лечь в основу бюджета, его доходной части. Тем более что В.Путин защитил кандидатскую диссертацию по недропользованию в Санкт-Петербургском горном институте. В диссертации В.Путина приводится расчёт минерально-сырьевого потенциала России, который по разведанным и оценённым запасам составил $28 трлн, в том числе по рентабельным запасам $1,5 трлн или по действующему тогда курсу (1$ = 24,62 руб.) 37 трлн руб. в ценах 1999 г. Если учесть цепной индекс (произведение дефляторов ВВП), то эта цифра возрастает к 2014 г. не менее, чем в 3 раза и составит 115-125 трлн руб. Заметим, что эта цифра нуждается в уточнении в связи с ростом цен на основные ПИ, что видно из более поздних расчётов минерально-сырьевого потенциала.
Под руководством и при непосредственном участии автора этой статьи в 2008 г. был рассчитан минерально-сырьевой потенциал по разведанным, оценённым, рентабельным и активным (инфраструктурно обеспеченным) запасам, который составил $5 трлн или 412 трлн руб. по действовавшему в 2008 г. курсу (1$ = 24,85 руб.). В этих расчётах участвовали специалисты Роснедра (Б.Михайлов, Ю.Воробьёв) отраслевых геологических институтов: ВСЕГЕИ (И.Неженский, О.Петров, В.Вялов, А.Ларичев, Л.Семёнова, Н.Гусев, А.Мельгунов и др.); ВНИГРИ (В.Назаров, Ю.Подольский, О.Прищепа, И.Татаринов) и академических институтов: ИЭ РАН (С.Андрюшин), ИЭ УрО РАН (А.Шеломенцев, А.Татаркин, М.Швец, С.Швец), ЦЭМИ РАН (А.Пителин), ИГЭМ РАН (А.Волков), СОПС (Б.Штульберг, П.Семёнов).
Примечание: наша цифра оценки получилась почти в три раза больше, чем у В.Путина, так как с 1999 г. начался рост физических объёмов добычи основных ПИ, значительно улучшилось их инфраструктурное обеспечение, выросли цены на цветные и благородные металлы, алмазы и др. ПИ.
В этот период продолжалось лицензирование участков нераспределённого фонда недр. Началась дискуссия, какой способ (механизм) лицензирования лучше: конкурс или аукцион. В законе РФ "О недрах" оба способа равнозначны. Однако лицензирующие органы на практике отдавали предпочтение конкурсам. Но уже в этот период Правительство РФ стало настаивать на проведении только аукционов, поскольку это позволяло, как считали власти, получать больше поступлений в бюджет в виде разовых платежей (бонусов). Конкурсы отодвинулись на второй план, на их проведение требовалось разрешение от Правительства РФ. По моему мнению, и конкурсы, и аукционы в российском исполнении одинаково плохи, поскольку изначально коррупционны и проводятся под диктовку заранее обозначенных победителей.
В конце рассматриваемого периода в Минэкономразвития появился самый молодой в ту пору заместитель министра А.Дворкович, который, не будучи специалистом по недропользованию, услышав "звон" о горной ренте, решил реформировать налогообложение недропользователей.
Здесь мне придётся сделать отступление. Дело в том, что в мировой практике плата за недра занимает особое место. В большинстве развитых добывающих стран платежи за недропользование (главным образом за добычу ПИ) не считаются налогом и регулируется законодательством о недропользовании. Эти платежи, часто называемые "рентой", не являются налогами в прямом смысле этого слова, так как они устанавливаются на ограниченную группу плательщиков.
Собственно поэтому в законе РФ "О недрах" имеется раздел V "Платежи при пользовании недрами", который в ту пору содержал статьи 38-48. Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 126-ФЗ этот раздел был полностью изменён. Он стал содержать всего пять статей (статьи 39-43), остальные статьи были исключены, в том числе статьи "Платежи за добычу полезных ископаемых" и "Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы", которые перекочевали в Налоговый кодекс РФ в виде отдельной главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (НДПИ).
В нумерации статей в законе "О недрах" до сих пор имеется зияющая пустота: после статьи 43 следует статья 49.
Россия - удивительное государство, что наглядно проявляется в недропользовании. Непрофессионализм правящей исполнительной власти и экономической элиты в части специфики геологического изучения недр, поиска, разведки, добычи и первичной обработки ПИ привёл к хаотическим решениям, далёким от научной теории. В результате Россия стала уникальной страной, единственной в мире, в которой соседствуют:
несовместимые между собой два режима недропользования: административно-правовой (по закону РФ "О недрах") и гражданско-правовой (по Федеральному закону "О соглашениях о разделе продукции " (СРП);
несовместимые, противоречащие друг другу платежи за пользование недрами (по закону РФ "О недрах") и НДПИ (по Налоговому кодексу РФ). Научная несовместимость будет детально рассмотрена ниже.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП - 2000-2008 гг.
Назовём его: второй передел собственности в недропользовании и создание нефтегазозависимого бюджета.
Границы этого этапа совпадают с двумя сроками президентства В.Путина, при котором, с одной стороны, кардинально изменились все ветви власти, особенно исполнительная, разделившаяся на министерства, агентства и службы, с другой стороны, установилась жёсткая вертикаль власти, включая разграничение полномочий центра (Федерации), субъектов РФ и муниципальных органов местного самоуправления, с третьей стороны, подверглось существенным изменениям законодательство.
Примечание: в 2000-2001 гг. под руководством Д.Аратского при участии автора этой статьи был составлен совершенно новый закон "О недрах". Новый закон "О недрах" учитывал научную теорию горной ренты. НДПИ был выведен из НК РФ и включён в закон в качестве платежа за право государства, как собственника недр, взимать абсолютную горную ренту. Раздел по горной ренте был написан совместно с академиком РАН Д.Львовым. В новый закон "О недрах" был введён раздел по технологии горных работ, написанный совместно с Е.Мелехиным. В разделе лицензирования "разведка" была отделена от добычи в качестве самостоятельного вида лицензий. Были переработаны статьи по собственности (А.Зеленин), в частности, добытые из недр ПИ, включая их первый передел (до первых товарных продуктов), были отнесены исключительно к собственности государства. Именно это вызвало отрицательную реакцию недропользователей.
Обозначенные выше концептуальные изменения в проект закона "О недрах" были доложены заместителем министра Госкомимущества Д.Аратским на Совете Европы, который рекомендовал его (закон) к дальнейшему рассмотрению.
Закон был обсуждён и одобрен в 2000 г. в Комиссии Д.Козака. Однако под давлением олигархов в недропользовании он не был утверждён правительством (М.Касьянов) и Минприроды (В.Артюхов).
Научное обоснование изменений в проекте закона "О недрах" было нами опубликовано, но, к сожалению, в Минприроды (В.Артюхов, А. Перепёлкин, В.Глумов и др.) не вняли нашим доводам, так как считали их реакционными. Мне даже запретили вход в министерство.
Концептуальное описание и основные положения нашего проекта закона "О недрах" опубликованы в статьях: Д.Львов, С.Кимельман "России нужна эффективная система недропользования", "Журнал экономической теории", 2005, N3, с. 16-28; Д.Львов, С.Кимельман "Об эффективной системе недропользования", "Экономическая наука современной России", 2005, N4(31), с. 18-23; С.Кимельман, С.Андрюшин "Проблемы нефтегазовой ориентации экономики России", "Вопросы экономики", 2006, N4, с. 53-66.
Вслед за политическими решениями властных структур происходили соответствующие изменения в практике недропользования, в платном налогообложении, где также постепенно устанавливалась "вертикаль". Распределение НДПИ последовательно переходило на федеральный уровень: НДПИ на углеводородное сырьё - 100%, на ТПИ - 40%. И только НДПИ на общераспространённые ПИ (ОПИ) полностью поступал в субъекты РФ. Получилось, что в субъектах РФ, в которых добывается нефть, газ и конденсат, НДПИ стопроцентно изымается в федеральный бюджет. "Богатые" субъекты РФ становились дотационными, что противоречило статье 9 Конституции РФ. Возник настоящий нонсенс, когда субъекты РФ, обеспечивающие 50% поступлений в бюджет, заискивают перед федеральным центром, выбивают себе дотации и даже бедствуют.
Олигархи-недропользователи пролоббировали два революционных закона:
1. Федеральный закон от 01.12.2007 N295-ФЗ, по которому в статье 10 "Сроки пользования участками недр" закона ФЗ "О недрах" увеличили срок геологического изучения шельфовых территорий до 10 лет.
2. Федеральный закон от 22.08.2004 N122-ФЗ, по которому участки недр предоставляются в целях добычи ПИ на срок отработки месторождения исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения ПИ, то есть срок пользования может быть неограниченным - до 100 лет и более. Многие лицензии ВИНК были "переоформлены" на неограниченный срок.
Получается, что выданные на первом этапе бесплатно лицензии стали ещё бессрочными. Очень хорошо устроились российские олигархи: они могут пользоваться неограниченно бесплатными лицензиями. С правовой точки зрения нарушена статья 1.2. этого же закона РФ "О недрах" о том, что недра являются государственной собственностью. Как известно понятие "собственности" включает триаду - владение, пользование и распоряжение. Но статья 10 исключает из этой "триады" пользование, что равносильно тому, что государство само лишило себя права собственности на недра.
Одновременно с централизацией доходов от недропользования на этом этапе весь период проводилась политика централизации порядка выдачи лицензий. Предусмотренные в законе РФ "О недрах" основания возникновения права пользования участками недр (статья 10.1.) стали последовательно "переходить" от решения федерального органа управления государственным фондом недр, коим тогда и до сих пор является Роснедра, к решениям Правительства РФ.
Много лет велись дискуссии о минерально-сырьевой безопасности как важной составляющей национальной безопасности. Полемика обострилась по вопросу иностранных инвестиций и по проблеме, что считать иностранными инвестициями. В 2008 г. был принят новый федеральный закон об иностранных инвестициях. Одновременно был принят Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ об изменениях во многих законах России в связи с принятием Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "Об иностранных инвестициях", в котором недропользование отнесено к отраслям, где недопустимо применение иностранных инвестиций. В соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 в законе РФ "О недрах" появились статьи 2.1. "Участки недр федерального значения" и 2.2. "Федеральный фонд резервных участков недр". Во многие статьи закона РФ "О недрах" были внесены изменения, связанные с появлением участков недр федерального значения.
Так, были существенно изменены следующие статьи:
- полномочия федеральных органов государственной власти (статья 3), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 4) и органов местного самоуправления (статья 5) в сфере регулирования отношений недропользования;
- участки недр, предоставляемые в пользование (статья 7);
- основания возникновения права пользования участками недр (статья 10.1.);
- организационное обеспечение государственной системы лицензирования (статья 16);
- порядок досрочного прекращения права пользования недрами (статья 21).
В рассматриваемый период было начато и завершено формирование нефтегазозависимого федерального бюджета. В советское время звучала песенка, что "в области балета мы впереди планеты всей". С 2008 г. можно уверенно и звонко петь (рапортовать), что и "в области бюджета мы впереди планеты всей". Усилиями бывшего в ту пору министра финансов А.Кудрина был создан ненефтегазовый бюджет, из которого исключались доходы за недра от нефтегазовой отрасли. Они складировались сперва в Стабилизационный фонд, а потом частично в виде трансфертов по неким расплывчатым бюджетным правилам использовались на покрытие бюджетных расходов. Минимальный объём Стабилизационного фонда устанавливался в процентах от ВВП. Впоследствии Стабилизационный фонд разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Также А.Кудрин прославился введением с 2007 г. трёхлетнего бюджета, снова оказавшись "впереди планеты всей", поскольку за три года бюджет переутверждается четыре-пять раз, так что от первоначального варианта остаются "ножки да рожки".
Что имеем в итоге?
Бюджет нашей великой (действительно ВЕЛИКОЙ!!!) державы зиждется на нефтедолларах. Проектировки ненефтегазового бюджета начинаются с двух параметров: прогнозируемого курса стоимости барреля нефти марки "Urals" на Лондонской бирже и курса рубля в долларах на российском валютном рынке на каждый год трёхлетнего бюджета. Если курс рубля можно хоть как-то прогнозировать и регулировать, то курс барреля нефти вряд ли кто во всём мире сможет предугадать на один год, а на три года - это вовсе невероятно.
Более подробно формирование российского бюджета будет рассмотрено ниже в отдельном разделе.
В начале своего первого президентского срока В.Путин очень чётко дал понять, кто есть кто и кто кому должен подчиняться. Было отчётливо заявлено, что владельцы компаний, олигополий и монополий не должны "уходить" от налогов и не должны иметь политических амбиций, не должны расчищать себе дорогу во власть путём устранения (и даже убийства) своих соперников. В этом плане особо отличились руководители и владельцы "ЮКОСа", которые не захотели подчиниться правилам "не должны", в итоге чего их судили и надолго упрятали за решётку. Вне сомнения, эти действия президента мною одобрялись, хотя я прекрасно понимал, что ВСЕ крупные компании тогда, порою, очень нагло уклонялись ("уходили") от налогов. Сейчас тоже под видом "оптимизации", но уже менее нагло и открыто, компании "уходят" от налогов.
Решёточное заточение руководителей "ЮКОСа" послужило началом нового (второго) передела собственности в недропользовании. Появились новые послушные и приближённые к президенту компании, новые трейдеры, новые лица: Г.Тимченко (Gunvor), В.Токарев ("Транснефть"), Л.Каланда ("Роснефтегаз") и др. Председателями совета директоров в ТЭК назначались доверенные лица президента, которые строго и неукоснительно соблюдали его директивы. Например, нынешний премьер-министр Д.Медведев был много лет председателем совета директоров "Газпрома".