Так поэтично называют японцы время человеческой жизни, когда за плечами мудрость и опыт, но есть еще силы и задор для активной жизни.
Чудеса медицины и улучшение условий жизни в большинстве развитых стран бросают вызов традиционным пенсионным системам.
Профессор престижного вуза, перешагнувший рубеж в 80 лет и продолжающий читать лекции – вполне обычное явление во многихстранах.
Да и 90-летние владельцы бизнеса продолжают посещать советы директоров в перерывах между яхтингом и филармонией.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БАНКЕТ?
Экономисты бьют тревогу, пытаясь показать увеличивающийся дефицит пенсионных фондов. Ведь снижение рождаемости – это побочный эффект цивилизации, который приведет к тому, что на одного работающего будет приходиться два пенсионера.
Решит ли увеличение срока выхода на пенсию эту проблему, например, в России? Очевидно, что нет.
В каждом обществе существуют культурные традиции.
В Америке, например, вполне обычно встретить официантку в кафе бальзаковского возраста. Администраторы в банках также довольно солидно выглядят – во всех смыслах этого слова.
В России, увы, людей после шестидесяти даже на собеседование не запишут.
ХОРОШО ЗА ПЯТЬДЕСЯТ
Одна моя знакомая, отработавшая 20 лет начальником отдела в одном крупном банке, в 55 лет, сразу же после юбилея, осталась без работы. Ей отказались продлевать контракт и на ее место тут же взяли малоопытную, но молодую сотрудницу.
Накопительную часть пенсии, на которую она рассчитывала, государство отменило, а на 16 000 рублей пенсии после солидного оклада в банке, увы, прожить не просто.
Очевидно, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и надеяться на безбедную старость за счет государства не стоит.
Необходимо повышать уровень финансовой грамотности и создавать условия для того, чтобы работающий россиянин сам мог копить себе на пенсию.
Ирина Радченко, Председатель Международного клуба инвесторов ИНТЕГРАЦИЯ