08 мая 2007
2495

Сергей Афанасьев: Пока нет достаточных оснований утверждать, что пенсионная реформа завершена

Сергей Анатольевич, на конференции "Развитие пенсионной системы в РФ - проблемы и пути решения" прозвучали слова о том, что у нас до сих пор пенсионный "долгострой", хотя определенные шаги по пенсионному законодательству уже были осуществлены. Можно поподробнее о том, какие законы не приняты, что за этим стоит?

За этим стоит необходимость принятия более шести новых законов, которые предусматривались при проведении пенсионной реформы и составляют ее правовую базу. Но как минимум два из них не приняты до сих пор. Это - закон "О профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" и закон "О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста в Российской Федерации".

Законодательство о профсистемах должно было ввести уплату работодателями, имеющими вредные условия труда, взносов на финансирование досрочной выплаты тем лицам, которые заняты у них во вредных условиях. Но пока не договорились - ни о тарифах взносов, они сейчас маргинально низкие в этих законопроектах, - ни о принципах и способе организации этих систем, хотя работа проделана очень большая.

При этом в законодательстве о трудовых пенсиях определена дата сохранения права на досрочную трудовую пенсию - 1 января 2003 года. Если лицо приобрело половину стажа во вредных условиях труда до этой даты, оно имеет право приобрести оставшуюся половину стажа и получить пенсию досрочно. Остальные - клиенты профсистем. Предусматривалось, что закон о профсистемах вступит в силу с этой даты.

В ближайшее время появятся работники, отработавшие требуемый стаж во вредных и опасных условиях, но не имевшие его половину на 1 января 2003 года и не ставшие участниками профсистем. Это обстоятельство нас беспокоит, поэтому мы поддерживаем предложение депутатов Госдумы о том, чтобы синхронизовать соответствующие сроки - указать в законе не 1 января 2003 года, а дату вступления в силу законодательства о профсистемах. Это позволит без особого конфликта, но с определенными расходами Пенсионного фонда по выплате этих досрочных пенсий, решить данную проблему.

Когда появится этот закон о профсистемах?

Коллеги из Минэкономразвития предложили отложить его принятие на среднесрочную перспективу. Мы вынуждены были с этим согласиться. Это всех участников реформирования пенсионной системы весьма беспокоит. В предлагаемом РСПП Пенсионном кодексе ровно те же ранее согласованные нормы можно было бы сформулировать в системной увязке с другими положениями, регулирующими накопительный компонент пенсионной системы.

А второй закон - о выплатах накопительной пенсии?

Глава ПФР Геннадий Батанов заявлял о том, что уже есть такие люди, которым эту выплату надо осуществлять, а размер накопительной части пенсии мы посчитать им не можем - не определен важный параметр расчета. В нашем законе о трудовых пенсиях дана отсылка на то, что ожидаемый период выплаты для этой части пенсии будет определяться в соответствии с отдельным законом. Уже понятно, как это все будет реализовано, сам закон подготовлен и согласован, но пока он Правительством не внесен в Государственную Думу и находится в стадии доработки.

Но с выплатами накопленных сумм существуют и проблемы совсем иного характера. Так пятый по счету закон, который был принят в ходе реформирования - это поправки в закон "О негосударственных пенсионных фондах". В соответствии с ним негосударственные пенсионные фонды (НПФ) приобрели право стать страховщиками в системе обязательного пенсионного страхования. Он тоже не очень совершенен в том плане, что в законе установлено, что эти фонды выплачивают накопительную часть с трудовой пенсии. Это значит, что выплаты из НПФ должны регулироваться ровно теми же нормами, которые сегодня установлены в законодательстве о трудовых пенсиях. В то же время давно готовится проект о выплатах из НПФ. МЭРТ этим занимается, в основном, концептуально и хочет разрешить предоставление застрахованным лицам разнообразных "пенсионных продуктов" за счет обязательных накоплений, сформированных в НПФ. Мы не против разнообразия пенсионных продуктов, которые могут предложить страховщики, но вместе с тем - это прямо противоречит тому закону, который действует.

Надо бы и здесь вносить корректировки и боюсь, что такие корректировки потребуют системного подхода, для реализации которого должен быть другой документ. Документ, который бы систематизировал всю пенсионную систему, определил как взаимоувязаны, как соотносятся и что такое обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование. Являются ли они составными частями пенсионной системы или нет. Сейчас пенсионная система законодательно не определена нигде, и в этом смысле находится на нелегальном или полулегальном положении, когда часть законов есть, а части законов нет. Нет достаточных оснований, утверждать, что реформа завершена.

На конференции также обсуждались вопросы о новациях по пенсионной реформе, что это за предложения?

Среди них есть предложения по базовому материнскому капиталу - то, о чем прозвучало в Послании Президента Федеральному Собранию 10 мая 2006 года. Сейчас подготовлен законопроект в целях реализации этого Послания. Речь идет о тех 250 тыс. рублей, которые будут предоставляться государством женщине за рождение второго ребенка. Тем, кто уже успел родить двух и более детей - за рождение любого следующего (третьего, четвертого - но только одного) ребенка. Этими средствами женщина сможет распорядиться через 3 года с момента рождения ребенка тремя способами: - либо направить на жилищное строительство, - либо направить на образование детей, - либо направить на накопительную часть своей собственной пенсии. Третий вариант - не самый приоритетный для распоряжения этими средствами, но он все равно будет иметь место и должен регулироваться в рамках пенсионного законодательства.

Пока именно на Пенсионный фонд возлагается учет этих прав на материнский капитал, а потом будут возлагаться и функции по реализации прав женщины по распоряжению суммами материнского капитала, в том числе, по их направлению в накопительную часть пенсии. Этот компонент также должен отрабатываться и должен учитываться при подготовке норм кодифицированного пенсионного законодательства.

А когда пенсии смогут обеспечивать прожиточный минимум?

У нас программа такова, что в 2009 году средний размер социальный пенсии должен обеспечивать прожиточный минимум их получателям. Социальные пенсии у нас увеличиваются, в том же порядке, что и базовая часть трудовой пенсии. Соответственно, подрастут и базовые части трудовых пенсий. Этот рост будет составлять примерно 12-14% в год сверх роста цен, сверх инфляции. Базовая часть пенсии в норме индексируется по инфляции, чтобы не обесценивалась, а в 2007 -2009 годах сверх этого будут приниматься законодательные решения об установлении их в новом повышенном размере, помимо индексации по инфляции.

Соответственно, будут повышаться и социальные пенсии, которые в 2009 году будут равняться прожиточному минимуму пенсионера. Это - первый шаг, без которого немыслим второй.

А второй называется - "перевод базовой части пенсии в систему государственного пенсионного обеспечения и доведение совокупного размера выплаты пенсионеру до прожиточного минимума за счет дифференцированного увеличения базовой части пенсии". Речь идет о тех 5-7 млн. пенсионеров, чьи размеры пенсий все равно в 2009 году, несмотря на все предпринятые меры, будут ниже прожиточного минимума.

В основном это - получатели пенсии по случаю потери кормильца, получатели пенсий по инвалидности 1-й (наименьшей) степени ограничения способности к трудовой деятельности (или по старому 3-й группы инвалидности). По предварительным расчетам у них размер пенсии на 300-400 рублей будет ниже прожиточного минимума, и государство достаточно эффективно может распорядиться средствами федерального бюджета, увеличив адресным образом именно этим категориям пенсионеров пенсии так, чтобы совокупный размер выплаты у них был не ниже прожиточного минимума. Совокупный - это страховая часть, ежемесячная денежная выплата, и базовая часть пенсии, которую с учетом новых функций и целей выплаты преполагается переименовать в социальную пенсию.Учитывать или нет заработок пенсионера при подсчете его совокупной выплаты - вопрос дискуссионный, скорее всего, нет.

Есть у нас главное - определение Конституционного Суда, в соответствии с которым достойный уровень пенсии - это уровень пенсии, которая бы обеспечивала прожиточный минимум пенсионеру в том месте, где он проживает. До федерального прожиточного минимума мы в любом случае будем обязаны доводить минимальную выплату пенсионеру.

Что касается регионального прожиточного минимума, который в некоторых регионах выше федерального, то здесь у Правительства должно иметься запасное решение. Это можно сделать, если субъекты Российской Федерации будут принимать законы, которые будут предусматривать и источники средств, и размеры этого повышения, и сами будут рассчитывать региональный прожиточный минимум на основе федеральных нормативов. Федерация может участвовать соплатежах субъекта на финансирование расходов, хотя бы в пропорции 50 на 50, по доведению минимальной выплаты пенсионерам до регионального прожиточного минимума сверх федерального.

Можно сказать, что 2009-2010 гг. являются "ударными" по преодолению бедности в пенсионной системе, в том плане, что надо добиться и реализации первого решения - доведения среднего размера социальной пенсии до прожиточного минимума. И обеспечить принятие этого закона, который не может применяться раньше, потому что расходы сразу резко вырастут сверх запланированных, но и нельзя его откладывать на слишком долгий период.

На вопрос - могут ли за рубежом с помощью государственной пенсии жить хорошо? - вы ответили, что в большинстве стран - нет, этой пенсии недостаточно. Но есть страны, где сумма госпенсии достаточно велика.

Да, например, Германия все время гордится тем, что там свыше 70% замещения заработка предоставляется в государственной системе пенсионного страхования. Если заработок в 2-3 тыс. евро, то, на пенсию в 1,5-2 тыс. евро, наверное, можно жить неплохо. Хотя я бы не назвал за рубежом это высоким уровнем, не менее 1 тыс. евро уходит только на коммунальные расходы. Насколько я помню, 1 тыс. 100 евро - это минимальная оплата труда по Евросоюзу (если они еще не повысили).

В Англии система государственного обеспечения, которая есть, тоже кажется существенней. Там больше 500 фунтов в неделю выплачивается пенсионерам, но тоже реально этого хватает на минимально необходимые вещи. Англия и Германия - диаметрально противоположные страны в сфере социального обеспечения. Англия никогда не считалась оплотом социальной защиты, а Германия - считалась ее классикой. В Англии очень хорошая пенсия от работодателя, и фонды, которые обеспечивают достаточно существенный рост накоплений. Именно на эти дополнительные деньги, сформированные за счет средств спонсора, работодателя, а также за счет средств самих работников, как правило, средне- и высокооплачиваемых, и можно получить достаточную прибавку к пенсии, на которую можно путешествовать или приобретать недвижимость, разовым образом изъяв накопления.

У нас тоже работодатели обеспечивают высокий уровень накопительной и добровольной пенсии?

Работодатель в любом случае не должен обеспечивать пенсию, превышающую заработок, который человек получает у него, принося ему прибыль. Пенсионная система, в том числе добровольное пенсионное обеспечение работодателю прибыли никакой не приносит. Это просто - дополнительная гарантия для удержания этого работника на этом рабочем месте, потому что переподготавливать специалистов очень дорого и готового работника с улицы не возьмешь.

Логика, почему работодатель хочет и может платить эти дополнительные пенсии, по крайней мере, за рубежом, понятна: либо профсоюз настоял, либо сами прекрасно понимают, что надо чем-то удерживать на работе людей, помимо зарплаты. Заплату получил, а завтра ушел, - а с пенсией от работодателя так просто не уйдешь, есть большие ограничения.

У нас пока слабо осознание необходимости дополнительного пенсионного обеспечения работников, но никаких шансов избежать развития этого института в перспективе не имеется.

Европа проходила сорокалетний период после второй мировой войны, чтобы достичь сегодняшнего уровня пенсионного обеспечения. Они тоже сначала только копили средства в частных и отраслевых пенсионных фондах, но пенсий, кроме государственных не получали. Мы можем в более короткие сроки пройти путь такого развития пенсионной системы, хотя реальные сроки в ходе пенсионной реформы называются - 2020-2030-е гг., когда можно будет сформировать реальные накопления, не отправляя на эти цели суммы, сопоставимые с выплачиваемой сейчас зарплатой. Такой переходный период для пенсионной реформы обозначен правильно.

А почему такой длительный по времени период пенсионной реформы?

Это связано со сменой поколений. А главное - осознанием того, что, кстати, в правовом плане закреплено в решениях Конституционного Суда, - что нельзя пренебречь теми пенсионными правами, которые граждане приобрели, работая в старых условиях в рамках правил прежней пенсионной системы, что эти приобретенные права надо фиксировать. Мы приходим к осознанию того, что все новации в пенсионном законодательстве можно вводить только в отношении тех, кто впервые вышел на рынок труда. А в отношении тех, кто работает, надо давать право выбора. Остается человек в старой системе, либо переходит на новые правила, - это должен быть осознанный выбор работника. Для этого нужно разъяснять, чем хороша новая система.

Если так, то пятнадцать лет - минимальный период прихода нового работающего поколения, подпадающего под новые правила, и ухода пенсионеров, которые получают пенсию по прежним правилам. Примерно через 30 лет рынок труда заполнится теми, кто подпадает под действие новых пенсионных правил. По-другому реформировать пенсионную систему нельзя, равно как и нельзя, например, повышать налоги задним числом, к которым налогоплательщик не готов.

12 октября 2006

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован