С конца августа действуют новые правила передвижения в погранзонах, разработанные ФСБ. Нововведения коснулись практически всех приграничных субъектов. Так, в ряде регионов расширена погранзона с 5 до 30 км. Эксперт "Российского экспертного обозрения" Сергей Артоболевский сомневается в полезности данной меры.
Доктор географических наук, заведующим отделом экономической и социальной географии Института географии РАН Сергей Артоболевский заявил в интервью "Российскому экспертному обозрению": "Отнюдь не уверен, что руководство ФСБ очень хочет стать крупным землевладельцем. Но принятые шаги вызывают полное "отторжение". Мы опять возвращаемся к ведомственной логике мышления. Абсурдно, когда ведомство само находит себе сферу приложения труда и само же реализует принятые им же решения. Объяснение необходимости указанных шагов пока что маловразумительны. Отмечу также, что нормальной экспертизы упомянутые решения не прошли. Может быть, по новым правилам удобнее работать ФСБ, но большая часть населения работает в других местах. Ежику ясно, что это нововведение не остановит ни поток нелегальных мигрантов (в том числе следующих в третьи страны), ни объем контрабанды. Российские люди улетят на самолетах и уедут на поездах, этими же путями к нам проследуют потенциальные шпионы и нелегальные мигранты.
Эксперт считает очевидным ряд негативных последствий расширения пограничных зон: ухудшение инвестиционного климата и привлекательности указанных ареалов; сокращение всех видов приграничных связей; потери от сокращения туризма, обслуживание транзита, ухудшении имиджа страны в мире; отток из указанных зон населения и формирование кризисного пояса вдоль границы; увеличение опасности коррупции в ФСБ; станет неудобно жить большому числу российских граждан.
У Сергея Артоболевского вызывает большие опасения вызывает даже упоминание возможности того, что силовые структуры будут управлять социально-экономическим развитием подведомственных территорий. Он полагает, что военнослужащие редко становятся хорошими управленцами, поскольку разные профессии требуют неодинаковых знаний и качеств. В случае с расширением погранзоны, по словам Артоболевского, полностью применимо известное выражение Ришелье: "это хуже преступления, это ошибка". Причину уязвимости России перед подобными ошибками он видит в отсутствии нормальной системы экспертизы принимаемых властью решений: "Ведь нельзя надеяться только на то, что Президент отодвинет трубопровод от Байкала".
http://www.rusrev.org/content/news/default.asp?shmode=2&ids=121&ida=1327
28.08.2006