23 февраля 2001
1456

Сергей Аукуционек, Александра Батяева: Кому полезны низкие налоги

Распространенные мнения о характере взаимоотношений предприятий с бюджетом гласят: предприятия не платят в бюджет потому, что в условиях повальных неплатежей им просто выгодно не делать этого; снижение налоговой нагрузки автоматически ведет к увеличению инвестиций и производства; усиление налогового администрирования повышает собираемость налогов. Наши данные свидетельствуют о том, что каждая из этих зависимостей далеко не столь однозначна, а в некоторых случаях приведенные утверждения не соответствуют действительности. * Ситуация со сбором налогов в последнее время существенно улучшилась. Об этом говорят и официальная статистика, и результаты независимых обследований. Похоже, что этот перелом тесно связан с упрочением финансового положения производителей за последние полтора-два года. Это же подтвердили и данные специального обследования 100 промышленных предприятий, проведенного "Российским экономическим барометром" (РЭБ) в конце 2000 г.

В группе "хороших" налогоплательщиков, т. е. предприятий, не имеющих просроченной задолженности государству (а таких в выборке оказалось около одной четверти), доля финансово благополучных (оценивших свое текущее финансовое положение как хорошее или нормальное) составила около 60%, в то время как в группе "плохих" налогоплательщиков их было 40%.

Несколько неожиданные результаты получены при сравнении производственно-хозяйственных показателей предприятий двух групп. И для "хороших", и для "плохих" налогоплательщиков характерны примерно одинаковые наполненность портфеля заказов (70% и 73% соответственно) и показатели запасов готовой продукции (78% и 72% от нормального уровня).

С другой стороны, среди "хороших" налогоплательщиков выгодные инвестиции осуществили за последние два года 65% респондентов, а среди "плохих" - менее 40% предприятий. Впрочем, пока трудно сказать, успешная ли инвестиционная деятельность приводит к нормализации платежей в бюджет или, наоборот, отсутствие проблем с платежами в бюджет ведет к более активной и успешной инвестиционной деятельности.

Как выяснилось, структура платежей в бюджет сильно зависит от структуры платежей между предприятиями. Так, если в 2000 г. предприятия, не имеющие просроченной задолженности в бюджет и во внебюджетные фонды, осуществляли 90% своих расчетов с контрагентами в денежной форме, то и расчеты с государством производили на 88% тоже в денежной форме. У предприятий - "плохих" налогоплательщиков денежная составляющая в расчетах двух видов тоже была примерно одинаковой, около 70%.

В качестве одного из способов борьбы с просроченной задолженностью нередко рассматривают финансовые проверки со стороны различных госорганов. Однако, как показали результаты нашего исследования, частота проведения таких проверок слабо влияет на аккуратность платежей. Небольшая разница в этом показателе, наблюдавшаяся в 1998 - 1999 гг., к 2000 г. полностью сошла на нет.

Анализ структуры капитала предприятий показал наличие другой ярко выраженной зависимости: чем большая доля сосредоточена в руках крупнейшего собственника, тем исправнее предприятие платит налоги. Так, если в группе "хороших" плательщиков в бюджет доля крупнейшего собственника составила около 41%, то в группе "плохих" налогоплательщиков - 24%.

Интересный результат дала попытка оценить ожидаемую реакцию предприятий на гипотетическое изменение налоговых ставок. Один из главных выводов состоит в том, что позитивный - в смысле увеличения выпуска - ответ на снижение налоговых ставок последует далеко не от всех производителей.

Например, при снижении ставки налога на прибыль на 5 процентных пунктов доля предприятий, не реагирующих увеличением выпуска, составляет 53%. Если на 5 процентных пунктов снижается НДС - то 36%, и для отчислений во внебюджетные фонды - тоже 36%. В анкету был включен вариант больших налоговых послаблений, а именно двухлетние налоговые каникулы. В этом случае число инертных предприятий, как и следовало ожидать, уменьшается, но все равно остается весьма существенным. Например, если каникулы относились к налогу на прибыль, то инертная масса предприятий была равна 47% выборки, если речь шла об НДС - 28%, а если о внебюджетных фондах - не менее 23%.

Как правило, инертными оказывались предприятия с плохими хозяйственными показателями. Так, в группе инертных загрузка производственных мощностей ниже, чем у остальных. У них же на 100 - 300 руб. была ниже среднемесячная зарплата. Но самое главное, намного хуже их финансовое состояние. В группе инертных считают свои предприятия финансово благополучными лишь 44% респондентов, а в противоположной - 70%.

Похожие результаты получены и для инвестиций. При уменьшении налогообложения прибыли доля предприятий, не реагирующих приростом инвестиций, составляет около 40%. Причем в группу инвестиционно инертных входят предприятия, находящиеся в особо бедственном финансовом положении. Достаточно сказать, что 3/4 руководителей считают реальным банкротство своих предприятий в ближайшие один-два года или не решаются отрицать такой вариант развития событий. И всего 1/4 уверены, что банкротство им не грозит. Относительный уровень просроченной задолженности (всех типов) в инвестиционно инертной группе примерно в шесть раз выше, чем у остальных предприятий.

Если говорить об инвестиционно активной группе, то ее реакция на налоговые послабления ожидается весьма существенной: примерно в два раза более сильной, чем у выпуска. Так, например, если объем производства при двухгодичной отмене налога на прибыль вырос бы на 1/4, то объем капитальных вложений - наполовину.

Но это если мерить в темпах прироста. Если же учесть сравнительную величину выпуска и капитальных вложений, то легко прийти к выводу, что, случись завтра налоговые послабления, российские предприятия среагировали бы на них в первую очередь приростом выпуска и в меньшей степени приростом инвестиций.

Сергей Аукуционек директор РЭБ Александра Батяева заместитель директора РЭБ.

*Данное исследование было поддержано Московским общественным научным фондом за счет средств, предоставленных Агентством по международному развитию США (USAID). Точка зрения, отраженная в данном материале, может не совпадать с точкой зрения фонда или агентства.

Мнения, публикуемые в колонке "От редакции", не влияют на выбор и освещение новостей в остальной части газеты. Другие мнения, публикуемые на полосе "Комментарии", могут не совпадать с позицией редакции.
Комментарии online - cтатьи, которых нет в бумажной версии, повестка дня, все колумнисты.


www.vedomosti.ru

23.02.2001, N33 (356)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован