23 марта 2004
4561

Сергей Борисов. Административная реформа - буря в стакане

"Каждый знает, чего хочет, но не каждый знает, что ему нужно", - говорил Пифагор и был, конечно, прав, ибо желания зависят от настроения, а потребности регулируются грубой материей.

Сколько копий сломано вокруг административной реформы. Вроде бы занимались ею лучшие силы страны от топ-чиновников до предпринимателей, коих специально делегировали в правительственную комиссию бизнес-объединения, но все равно получилось не то, чего душа просила. А потому надо красным жирным карандашом перечеркнуть сделанное и в срочном порядке построить новое. И чем более "новое" будет отличаться от "старого", тем лучше. Для реформы. Для россиян. Для государства.

Страна ахнула.

Есть и другая точка зрения, основанная на простой житейской логике: построить дом на руинах, не расчистив площадку, - против законов здравого смысла. Собственно говоря, именно разгребанием завалов и занималась последние семь месяцев правительственная комиссия по административной реформе. Результатом ее работы стало формирование единой базы данных государственных функций с их разделением на обязательные, избыточные и дублирующие. Колоссальная по своему объему работа! Сделано? Да. Параллельно удалось классифицировать все (! ) административные функции. Сделано? Опять-таки да. Причем сделано в соответствии с указом президента "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах", в котором изначально были определены лишь четыре задачи, сводившиеся к ревизии функций и полномочий федеральных органов власти.

На этом первый этап реформы госслужбы должен бы, по идее, закончиться, высвобождая плацдарм и маневр для строительства новой структуры исполнительной власти в нашей стране. Но тут грянули изменения в правительстве. Страна ахнула и где-то даже восхитилась революционностью перестройки. А результаты работы правительственной комиссии вольно или невольно оказались задвинуты на задний план. Наблюдаемая сегодня последовательность проведения реформы (сначала формирование новой структуры органов власти, а уже затем перераспределение между ними функций) , а также максимально сжатые сроки реализации практических мероприятий ставят под сомнение использование каких-либо наработок правительственной комиссии. А значит, нарушается преемственность в реформировании системы управления. Таким образом, мы снова оказываемся в точке "зеро", из которой исходит много дорог. Не все они, надо заметить, ведут в светлое будущее. А одну из дорог пролагает указ президента "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". И хотя текст документа занимает 17 машинописных страниц, но вопросов рождает больше, чем ответов.

Вопросы без ответов.

Вопрос первый. О "правилах поведения". Уже сейчас при подготовке проектов положений о своих полномочиях органы власти столкнулись с вопросом "что к ним относится? " Предпринимателей волнует граница между "правилами поведения" и обязательной нормой, ведь это граница государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

Вопрос второй. О правоприменительных функциях. В тексте указа не только не дано их определения, но и сами эти функции оказались переплетены и запутаны: они рассматриваются как самостоятельные и как подфункции по контролю и надзору. Как отличить один вид от другого и правильно распределить по ведомствам - загадка.

Вопрос третий. О количестве контрольно-надзорных органов. Указом правоприменительными функциями наделяются не только федеральные службы, но и федеральные агентства, а это означает, что потенциальное число проверяющих органов - 62, т. е. никак не меньше действующих в настоящее время. Означает ли это, что такое количество "контролеров" признано единственно верным и оптимальным для удержания бизнеса в ежовых рукавицах? И являются ли ежовые рукавицы основным инструментом в диалоге бизнеса и власти на ближайшую стратегическую перспективу?

Вопрос четвертый. О контроле и надзоре. Одним из главных результатов работы правительственной комиссии по административной реформе должно было стать разделение функций контроля и надзора. Первые предполагалось передать аккредитованным субъектам предпринимательской деятельности, а вторые - оставить за органами государственной власти. Текст указа фактически блокировал эту работу.

Вопрос пятый. О победителях и побежденных. Ревизия решений правительственной комиссии по административной реформе в трактовке тех или иных положений указа наводит на грустные размышления: "Богу, по-прежнему, богово, а кесарю - кесарево". Похоже, что опыт совместной работы бизнеса и власти в рамках комиссии оказался невостребованным. Чиновничество самореформировалось. Быстро и по команде. И, по всему видно, на радость самому себе. Вместо поэтапного и плавного реформирования госслужбы президента страны подталкивают к принятию решений, которые преподносятся как революционные, а на деле являются лишь бурей в стакане, междусобойчиком, затеянным для сохранения завоеванных позиций и освоения новых полян. И самый пристальный интерес по-прежнему прикован к бизнесу, который виноват перед чиновниками, но лишь за то, что хочется им кушать. Их аппетит растет пропорционально росту стоимости барреля. Немудрено, ведь это единственный показатель, который пока еще радует глаз. В отличие, например, от цифр, отражающих ситуацию с российским малым бизнесом. Итак, чиновник победил? Реформа закончилась?

Успех еще возможен.

Административная реформа еще может увенчаться успехом. Но для этого необходимо: разделить надзор и контроль, передав контроль аккредитованным организациям; жестко разграничить функции всех органов исполнительной власти, чтобы изначально исключить любую возможность их пересечения и дублирования; четко определить и закрыть список органов власти, наделенных правом применять меры воздействия к хозяйствующим субъектам; ввести персональную ответственность чиновника; определить конкретные сроки проведения реформы в регионах. Нельзя допустить ситуации, при которой будущее нашей страны будет моделироваться, воплощаться и регулироваться чиновничеством. Это приведет лишь к росту коррупции и массовому исходу бизнеса в тень. Поэтому не завтра, а уже сегодня необходимо сформировать стройную систему взглядов на структуру исполнительной власти, выраженную в виде программы действий, к разработке и реализации которой должны быть допущены институты гражданского общества, и в первую очередь - предприниматели.

Сергей Борисов, "Ведомости", 23 марта 2004 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован