11 февраля 2005
1969

Сергей Чемезов: Уровень продаж российского оружия достиг максимума

Официальная Москва подвела итоги военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. На прошлой неделе перед президентом России об этом отчитались министр обороны Сергей Иванов и директор Федеральной службы по ВТС при военном ведомстве Михаил Дмитриев. 8 февраля по этому же вопросу Владимир Путин принимал генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия `Рособоронэкспорт` Сергея Чемезова. На следующий день руководитель `РОЭ` рассказал о планах своего ведомства журналистам.

В 2004 году Россия наторговала вооружением, военной техникой и различными услугами, связанными с вооруженными силами, на 5,7 миллиардов долларов. Таких цифр российский оружейный экспорт еще не знал! Расширяется география поставок вооружения: в 2003 году оно шло в 53 страны, в 2004 году - уже в 59 стран и в ООН. Основными партнерами остаются Индия и Китай, на которые приходится около 80 процентов оружейного экспорта. По прогнозам, такое положение сохранится до 2007-2008 года, несмотря на то, что промышленность этих стран в состоянии сама выпускать вооружение. Сейчас ведутся переговоры о передаче лицензий на производство некоторых видов российского оружия. Китай уже выпускает Су-27, Индия - Су-30 и новейшие `летающие` танки Т-90.

Специалисты указывают, что есть, по крайней мере, три причины такого позитива в этой области. Так, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов полагает, что, во-первых, успешно реализован задел 1996-1999 годов. Именно в это трудное трехлетие, когда поставки упали до 2 миллиардов долларов, а предшественник `РОЭ` - Госкомпания `Росвооружение` находилась на грани банкротства, были заключены крупнейшие контракты на поставку в Китай эсминцев и многоцелевых истребителей, а также фрегатов в Индию. Исполнение этих контрактов обеспечило высокий уровень поставок в 1999-2002 годах.

Во-вторых, позиции России на рынке вооружений укрепились, благодаря очевидной стабилизации политической ситуации и началу экономического роста в стране. Высшее политическое руководство страны активно включилось в `проталкивание` российской техники за рубеж, не гнушаясь, порой, переговоров даже о нескольких единицах техники. Стабилизировалась кадровая и ведомственная структура системы ВТС. До недавнего времени ни один глава госпосредника - до `отставленного` только в 2004 году Андрея Бельянинова, - не имел возможности работать почти два года на своем посту: руководство `Росвооружения` менялось в 1997-2000 годах почти с той же частотой, что и правительство. Понятно, что в таких условиях у потенциальных покупателей оружия не возникало доверия к России, ее ВПК и экспортерам.

В-третьих, с конца прошлого века заметно растет глобальная военно-политическая напряженность. Начало ей положила агрессия НАТО против Югославии, развитие тенденция получила после 11 сентября в ходе кампаний США в Афганистане и Ираке. В этих условиях государства, ориентированные на сохранение своего суверенитета, стремятся диверсифицировать источники закупок вооружений. После 1999 года заметно активизировал закупки военно-воздушной, морской и противовоздушной техники Китай, обращения последовали из Алжира, Москва заключила крупные контракты с Малайзией и Индонезией. В последнее же время сразу несколько арабских стран ведут с Россией переговоры о создании у них единой системы противовоздушной обороны на базе российских зенитных ракетных комплексов `Бук`, `Тор` и С-300. Ожидается подписание крупного контракта с Саудовской Аравией. Сообщается о том, что Россия будет поставлять оружие и в Марокко, что можно считать совершенно новым для нас рынком: вооружения и военную технику туда не поставлял ни СССР, ни Россия до сих пор.

Почти 90 процентов всего оружейного экспорта России приходится на `Рособоронэкспорт`. В 2004 году на долю госпосредника в торговле оружием приходится 5,12 миллиардов долларов (при этом почти 1,8 миллиардов пришлись на Индию: за счет `контракта века` - продажи авианесущего крейсера `Адмирал Горшков` и авиакрыла из новейших палубных истребителей МиГ-29К и морских вертолетов). Но вот преодолеть эту планку будет сложно: несмотря на то, что конструкторы оборонки по-прежнему генерируют прекрасные идеи, `воплотить их в железо` становится все сложнее, поскольку давно не обновляются основные фонды, материальная база производства. То есть, необходимы инвестиции в предприятия оборонно-промышленного комплекса. Без этого, ни о каких прорывах говорить не приходится - сохранить бы хотя бы существующие поступления. Об этом говорят и руководители `РОЭ`, и представители Минобороны.

Поэтому, предугадывая наступление тяжелых времен, отечественные торговцы оружием меняют стратегию своих действий. В частности, пытаются увеличить объемы военного экспорта за счет расширенной поставки запчастей. Пока эта сфера не развита - всего около 17 процентов экспорта, хотя мировая тенденция - как раз зарабатывать не на поставках готовых изделий, а именно на запчастях и обслуживании поставленной техники.

Сообщается, что `Рособоронэкспорт`, вместе с Федеральным агентством по промышленности, намерен провести каталогизацию всех имеющихся запасных частей, чтобы иметь возможность торговать ими по Интернету. Создаются технические центры на территории заказчика. Например, в Индии - по ремонту морской техники. Ведутся переговоры о создании подобных предприятий в Малайзии и Мексике.

Еще один аспект связан с тем, что на оружейные рынки мира поступает все больше новинок. Например, очень перспективны беспилотные летательные аппараты - своего рода шестое поколение авиационной техники. Российская же оборонка пока выпускает образцы, созданные в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века. Они, конечно, модернизируются, причем существенно, за счет чего боевые качества растут, но базовые модели техники, например, самолетов семейств `Су` и `МиГ` или систем ПВО, остаются прежними. При этом попытки продать новейшее вооружение, как, к примеру, оперативно-тактические ракетные комплексы `Искандер-Э`, сразу вызывают жесткое давление и противодействие со стороны конкурентов Москвы на оружейных рынках.

Еще одно направление расширения экспорта - модернизация российского вооружения под стандарты НАТО. В этом особенно нуждаются новобранцы альянса, которые поняли, что западного оружия им в ближайшие годы не видать. Слишком дорого - от 10 до 15 миллиардов долларов для каждой страны. Совместно с западными компаниями Россия модернизирует авиационную технику стран Восточной Европы. В 2003-2004 годах прошли тендеры в Польше, Болгарии, Венгрии. На очереди - танки Т-72.

Для активизации поставок оружия за рубеж есть и внутренние резервы. `Рособоронэкспорт` прилагает усилия к тому, чтобы участвовать в управлении вновь создаваемых оборонных холдингов. Сам Сергей Чемезов говорил, что `РОЭ` не стремится получить контрольный, и даже блокирующий пакет акций - торговцам оружием важно участвовать в работе совета директоров, чтобы контролировать ситуацию внутри корпорации. Госпосредник уже собирается участвовать в управлении самолетостроительным и вертолетостроительным холдингами. В этой связи все больше разговоров о том, как дальше будет развиваться организационная структура государственного посредника в торговле оружием.

Сейчас преобладают две точки зрения. Либо это будет акционирование `Рособоронэкспорта` и превращение его в некую компанию-держателя пакетов акций крупных оборонных предприятий, с одновременным сужением непосредственных функций как госпосредника, либо `Рособоронэкспорт` должен остаться в качестве ФГУПа с изменением своего статуса. Эскперты отмечают, что пока в решении этой проблемы, которая `существует`, взята пауза. Однако в том, что роль государства должна оставаться доминирующей, убеждены все специалисты.


Никита Петров

11.02.2005
Национальная информационная служба Страна.Ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован