Первая крупная перестановка такого рода состоялась весной 2001 г. (именно тогда считавшийся ближайшим соратников Путина Сергей Иванов сменил пост секретаря Совбеза, приравнивавшийся тогда чуть ли не к вице-президентскому, на кресло министра обороны, то есть проблемного ведомства, явно находящегося в упадке).
Вторая была связана с отставкой правительства в самый канун выборов 2004 г., хотя, как оказалось, отставка на деле коснулась почти исключительно премьер-министра Михаила Касьянова.
Третья - происходит сегодня. Она не менее неожиданна, не более внятна по конфигурации и в не меньшей степени дает повод для политических гаданий аналитиков.
Причем первую и третью роднит именно движение "по спирали" - примерно один круг известных персоналий обмениваются местами и лишь в конкретном контексте их перемещений можно угадывать, что для кого является повышением, а что - понижением.
На сегодня мы имеем три в той или иной степени обоснованных интерпретации основной интриги последней перестановки.
Первая: подготовка кандидатур на пост преемника Путина. Согласно этой версии, мы имеем дело с двумя определившимися кандидатами: Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым, которым дали ключевые посты в правительстве, чтобы определить контуры последнего отборочного тура, финала кастинга на роль преемника.
Вторая: административный клан Медведева выиграл у административного клана Игоря Сечина. Переход первого на пост первого вице-премьера - подготовка к отставке Михаила Фрадкова, поддерживавшегося силовиками, в частности - Сечиным. Таким образом - это первые зарницы полномасштабного поражения силовиков, которые должны утратить позиции в исполнительной власти и быть смененными умеренными либералами.
Третья: вынужденная мера, предпринятая под давлением США после очередного витка конфликта вокруг Ирана и разоблачений, связанных с открывшимся участием российских фирм в поддержке Саддама Хусейна. Согласно этой точке зрения, консервативная республиканская элита США была слишком многим недовольна во внешней политике России и требовала изменений, которые и были этими перестановками продемонстрированы.
Подтверждение последней версии видится и в циркулирующих слухах о предстоящем назначении Сергея Кириенко, уволенного с поста полпреда, на должность главы Министерства атомной энергетики России, с предсказуемым изменением внешнеэкономической стратегии этого раздражающего американцев ведомства. Здесь, правда, остается только ждать, сбудется ли это назначение, и явится ли оно повышением или понижением для самого Кириенко.
Все версии выдвинуты пока по горячим следам, вполне могут оказаться произвольными, и все они имеют доводы как "за", так и "против".
Основанное возражение против первой версии - операция "преемник-два" началась отчего-то слишком рано. Впереди еще три года путинского президентства и вычертить однозначную траекторию движения фигур еще достаточно сложно - слишком многое еще может произойти.
Однако это возражение было бы убедительным, если бы речь шла об окончательном определении кандидатуры. Но мы имеем лишь выход в финал этого определения. О том, что Фрадков будет сменен до окончания правления Путина, говорили с самого начала премьерства Михаила Ефимовича. Все эксперты сходились в предположении, что ему отведена некая промежуточная роль, что за год-два до 2008 его сменит на посту будущий преемник Путина. Время для такого окончательного преемника - действительно слишком раннее. Но в данном случае мы имеем дело с определением двух возможных кандидатур. Если предположить, что два года дается на то, чтобы окончательно определить, кто из них более соответствует будущей роли, как раз к лету 2007 г. может состояться окончательный выбор и именно тогда настоящий преемник сменит Фрадкова.
При таком раскладе сейчас самое время для начала финального отбора. Конечно, сосредоточение интриг власти на данной проблеме за три года до предполагаемого ухода Путина - рано. Но рано, если иметь в виду обычную стандартную ситуацию. Конфигурация же нынешней российской ситуации с самого начала была такова, что предполагала неизбежность превращения его второго срока в сплошной период борьбы за наследство.
Уже летом этого года многие отмечали, что Кремль видит перед собой эту и только эту проблему, поскольку логика административно-бюрократической борьбы предполагала, что командам надо определяться - на кого ставить как на нового президента, чтобы верно и правильно угадать того, кому надо угодить и обеспечить свое дальнейшее пребывание во власти.
Тогда же назывались имена нескольких определившихся кандидатур: Хлопонина, Ткачева, Миронова и т.д., причем отмечалось, что, в силу ряда обстоятельств, в глазах самого президента наиболее предпочтителен Сергей Миронов как человек, не представляющий финансовые корпоративные группы и не имеющий своих крупных экономических интересов в игре.
Это предположение нашло подтверждение в распространившихся вслед за этим слухах о том, что всерьез рассматриваются две кандидатуры: Миронов и Матвиенко. Но уже в октябре-ноябре оба они заявили, что не имеют президентских амбиций. Тогда активно зазвучала фамилия Медведева.
В этом плане новая должность бывшего главы президентской администрации выглядит как некое подтверждение этих предположений. Интереснее, что наряду с ним новый взлет произошел и у терявшего в последние годы шансы Сергея Иванова. Это может выглядеть относительно неожиданным, если не учитывать, что в полной мере президент доверяет только тем лицам, с которыми он был связан еще до того, как вышел на авансцену российской политики, желательно - в тот период, когда он ею еще вообще не занимался.
Следует учитывать и то, что даже сами перестановки, которые за время правления осуществлял Путин, обычно не выбрасывали людей из политики, а перемещали их в духе брежневской номенклатурной ротации. Кроме того, принято считать, что он никогда не отрекается от тех, кто некогда был с ним тесно связан и оказывал ему те или иные услуги. Например, затянувшееся пребывание во власти Чубайса во многом объясняется не близостью идеологических позиций и даже не совместной работой у Собчака, а тем, что осенью 1999 года, когда целый ряд чиновников откровенно игнорировал Путина-премьера, и он, взорвавшись, даже написал, судя по некоторым источникам, заявление об отставке, Чубайс не только отговорил его от этого шага, но и сумел использовать свое административное влияние для того, чтобы заявление преемника так и не попало на стол к Ельцину.
В этом отношении Сергей Иванов - человек, о котором одном можно говорить, как об имеющем с Путиным не только политические, но и дружеские связи. А, по логике Путина, - только на такого человека он может полностью положиться.
Возражения против второй версии - о победе Медведева над Сечиным и в администрации, и в вопросе снятия Фрадкова, - частично связаны с анализом первой. Если рассматривать Медведева, как окончательно (но на данном этапе) победившую фигуру, для замены им Фрадкова момент выбран действительно слишком рано. В такой конфигурации подобная замена означала бы, что им одержана победа над Сечиным и Фрадковым, но не в вопросе борьбы за роль преемника. Если это произойдет в течение ближайшего года - скорее всего она будет означать, что Медведев лишь промежуточная фигура, которая в канун выборов будет заменена на другую.
Кроме того, версия победы над Сечиным косвенно опровергается другими составными нынешней "рокировки", особенно - возвышением Сергея Собянина. Аналитики отмечают его инкорпорированность в сферу влияния нефтяных корпораций, в частности - представительство интересов Сургутнефтегаза и Сибнефти. Последняя, после установления контроля над ней Газпромом, действительно может быть рассмотрена как сфера влияния Медведева, но, собственно говоря, он не является хозяином последнего и его пост в этой корпорации - лишь представительство собственно путинской группы, финансовые интересы которой скорее выражает Сечин.
Сургутнефтегаз действительно последнее время усиливает свои позиции. Именно ему, в результате других "рокировок", уже медийно-финансового толка, удалось практически установить контроль над каналом Рен-ТВ, который, по некоторым наблюдениям, имеет шансы получить метровую кнопку. Причем этот контроль, в ближайшее время, может усилиться. Под его же влияние, похоже, переходит и ленинградский "5 канал", которому прочат в качестве приданного сеть региональных станций. Но и эту операцию, и сам контроль над Сургутом принято связывать именно с именем Сечина как ответственного не только за финансовые интересы Путина, но и за обеспечение его политического влияния после 2008 года. Собственно, сам Путин, по некоторым версиям, должен будет возглавить именно Газпром, сосредоточив в своих руках контроль над ключевыми участками топливного сектора и рядом телеканалов ("модель Берлускони").
Поэтому предположение, что замена Медведева на посту главы Администрации на представляющего Сургут Собянина является его победой - выглядит спорно. Напротив, можно предположить, что Медведев, уйдя в правительство, все же оставит и номинальное руководство Газпромом.
Тут стоит вопрос и о том, насколько вообще смену поста Главы Администрации на пост первого вице-премьера можно считать успехом. Прецедент уже был - в марте 1997 года Чубайс совершил такой же переход, что реально означало начало потери им ключевых позиций в политике. Кстати, если сейчас говорится, что данное перемещение произведено по инициативе Премьера Фрадкова, то тогда о том же самом говорил Премьер Черномырдин. В реалиях российской практики Администрация Президента стоит над Правительством, ее глава - над главой исполнительной власти. Первый вице-премьер часто в России находится почти на одном уровне с Премьером (как Сосковец и тот же Чубайс), но никогда - над ним. С этой точки зрения, назначение Медведева - все-таки скорее понижение.
Интересны и еще две детали. Когда в 2001 г. Сергей Иванов утратил пост главы Совбеза и стал министром обороны, это объяснялось тем, что теперь он на практике займется реализацией разрабатываемой им военной реформы. И всем было понятно, что это - понижение. Сейчас назначение Медведева мотивируется тем, что он был ответственен за проведение общефедеральных программ и, самое место, этим заняться в составе правительства. Мы видим, что в обеих мотивировках слышится один мотив, который, при всей корректности, может читаться как: "А пойди-ка ты, милый... займись конкретной работой".
Вторая деталь политически менее значима, но любопытна. Вся эта большая спиралевидная "рокировка" осуществляется на шестой год после того, как Путин занял пост президента. Точнее - с момента его первого избрания прошло пять лет и восемь месяцев. Если переложить этот срок на правление Ельцина, мы получим февраль 1997 года. Как раз в марте, через пять лет и девять месяцев после первого избрания Ельцин устроил тогдашнюю правительственную чехарду, в результате которой, как уже говорилось, Чубайс с поста главы АП перешел на должность первого вице-премьера. Для "равновесия" "вторым первым" был назначен Немцов. Ему было обещано, что он назначается на этот пост на срок не меньше двух лет, и Ельцин намекнул, что именно в Немцове видит своего преемника. Чубайс же посадил в Президент-отель аналитиков для разработки сценария своего избрания на пост президента в 2000 г. Просуществовало это правительство "двух преемников" один год...
Третья версия, согласно которой вчерашние перемещения произведены в качестве очередной уступки США, также вызывает известные возражения - при всех существенных доводах "за": скандал с торговлей с Ираком, проблемы вокруг Иранской ядерной программы и возможное назначение Кириенко в Агентство по атомной энергии, призрак возрождения дела "Мабетекс" (претензии к дочери Бородина) и другие аспекты сложных российско-американских отношений.
Во-первых, в скандалах с Иракской торговлей фигурируют не только российские, но и чрезвычайно многие западные и собственно американские фирмы. Масштаб скандала - глобальный, а далеко не собственно российский. Если говорить о российской оставляющей - с правлением Путина она связана лишь частично. Все уходит корнями в предыдущее правление, и путинской администрации мало, за что здесь нужно реабилитироваться.
Во-вторых, в вопросе об Иранской ядерной программе никакой российский президент, скорее всего, не пойдет на уступки США. Это проблема старая, и для России - слишком значимая. Конечно, важно будет увидеть, назначат ли Кириенко на атомную энергетику. Но если и назначат, это вовсе не будет означать, что назначат его с заданием свернуть программу.
Если такое назначение и произойдет, важно, при его осмыслении, учесть два момента. С одной стороны, сам бывший Премьер и полпред вряд ли может быть отнесен к прореспубликанской фракции российской элиты. Он представляет генерацию, всегда находившуюся под патронажем Демократической партии США. С другой, это скорее можно рассматривать как элемент гонений на Чубайса, который, собственно, и протежировал его назначение полпредом - на единственную серьезную должность, доставшуюся в 2000 г. СПС. Само назначение было попыткой обеспечить лояльность СПС, входившего тогда в Думу. Сегодня СПС роли в ней не играет, вряд ли туда попадет в следующий состав, разве что под знаменем объединения с Яблоком - лояльность этого движения отчасти не нужна, а отчасти - мало достижима и не актуальна. Подобное перемещение Кириенко будет означать скорее вытеснение его из реальной политики на откупную должность. А Путин - как правило, никого не прогоняет. Он отправляет в почетные и прибыльные ссылки. (Если это не прямой противник, как Ходорковский, которому, впрочем, тоже предлагали мирно остаться в политэмигрантах.).
Медленное, но планомерное вытеснение Чубайса - реальность. Именно знаком этого, а не "заговором Квачкова" была инсценировка покушения на него в Подмосковье. Именно в ходе данного гонения Чубайса заставили продать акции Рен-ТВ Северстали, от которой они в значительной степени уже перешли Сургутнефтегазу.
В-третьих, нынешняя администрация США, Республиканская партия - такая же уходящая власть, как и Путин. Но, в отличие от его сторонников, она почти не имеет сегодня шансов сохраниться на новый срок. Она крайне непопулярна. Оснований бояться ее - у нынешнего Кремля крайне не много. Она и не останется - а поэтому не окажется опасна для кремлевских отставников, когда они начнут совершать туристические вояжи за границу. Администрация Буша слишком завязла в своих собственных проблемах, чтобы добавлять к ним новые трудности с Россией, как бы слаба последняя сегодня не была.
Есть и еще два события "дня спирали", формально не связанные с ней, но по своей логике противоречащие последней версии.
Во-первых, именно 14 ноября был заключен договор с Каримовым, нежелательным для США. Причем договор, по которому, по сути, Россия взяла на себя обязательства поддерживать и защищать его власть. И это никак не соответствует версии о повороте России к внешнеполитическим уступкам США.
Во-вторых, именно 14 ноября состоялась встреча Посла США в России Уильяма Бернса с лидером КП РФ Геннадием Зюгановым. Причем по инициативе американцев. Обсуждались проблемы российско-американских отношений и ситуация на Ближнем Востоке. Зюганов развернуто и предельно негативно характеризовал перестановки во власти, делая акцент не недееспособности Кремля.
Если исходить из предположения, что США сегодня недовольны внешней политикой России, можно допустить, что они хотели узнать оценки и мнения крупнейшей оппозиционной партии (от которой, правда, сегодня мало что зависит). Но если это делается параллельно с названными перестановками, то более вероятно, что американцам нужно было не узнать отношение оппозиции к гипотетическим уступкам Кремля (это и так можно было бы угадать), а, скорее, продемонстрировать Кремлю свой диалог с оппозицией, то есть продемонстрировать свое недовольство. Если бы речь шла об уступках - не было бы смысла это демонстрировать.
Таким образом, представляется, что из рассмотренных трех версий, больше аргументов в свою пользу имеет первая.
Но если состояние власти сегодня действительно таково, что ни о чем серьезном, кроме обеспечения проблемы преемственности она думать сегодня не в состоянии, то это - тоже свидетельство ее деградации. Ее мысли сосредоточены не на сегодняшних проблемах страны, и не на ее будущем , а исключительно на итогах будущих выборов.
И если она не способна думать о реальных проблемах ближайших трех лет: это значит, она обречена, в эти три года, столкнуться со многими неожиданностями.
Еще раз стоит вспомнить: сегодняшние перестановки по "календарю Ельцина" соответствуют "рокировкам" марта 1997 г. И тогда тоже говорили не меньше, как о будущих выборах и "общенациональных программах". И впереди были отставки Черномырдина и Кириенко, Примакова и Степашина.
А будущий президент России Владимир Путин тогда никому еще не был известен.
http://www.apn.ru/publications/article1649.htm
15.11.2005
http://www.ulduz.su/rossiya/novosti.html viperson.ru