Испания сегодня - одна из наиболее успешных и благополучных стран Европы и мира. У нее много проблем, включая и сепаратизм басков, и последствия кризиса. Но в целом она успешна и благополучна. Между тем, еще в 70-е годы прошлого века Испания была страной, разделенной ненавистью, управляемой фашистским диктатором, не пользующейся международным авторитетом и просто бедной. Это был своего рода рудимент ушедшего мира Гитлера и Муссолини.
Сделать рывок, провести свою Реконструкцию, столь же значимую для нее, как некогда Реконкиста, она смогла благодаря комплексу соглашений, заключенных между противостоящими политическими силами - правящей фашистской партией и выходящими из подполья коммунистической и Социалистической рабочей партией. Эти соглашения остались в истории под названием "Пакт Монклоа".
По словам Короля Испании Хуана Карлоса I, "франкист Адольфо Суарес убедил антифранкистов, что они могут ему доверять, чтобы начать в стране перемены. Успех его превзошёл все ожидания".
И все же самое ценное в испанском опыте - это создание особой психологической атмосферы, позволившей уйти от раскола и конфронтационности.
"Пакт Монклоа", будучи комплексом сложных соглашений между противоположными политическими силами страны, в первую очередь, между их лидерами, выработанный в достаточно конфиденциальном кругу, стал воплощением и развитием такого стержневого подхода, как "пакт забвения".
Правые и левые, сторонники победившей диктатуры и десятки лет боровшиеся с ней сторонники республики 30-х гг. согласились на отказ от мести и сведения счетов. Жертвы репрессий отказались от претензий к франкистам, последние отказались от попыток преследования тех, кто формально нарушал законодательство, десятки лет организуя борьбу против них. Вышедшие из подполья антифашисты отказались даже от информационно-пропагандистского предъявления претензий к франкистам.
Было принято обязательство отказа от юридического преследования исполнителей приговоров, сотрудников карательных органов и их агентуры.
Антифашисты отказались от объявления сторонников и функционеров диктатуры "врагами нации" и преступниками, причем, за ними были сохранены легальные возможности политической деятельности и пропаганды своих взглядов.
Одновременно и правые большей частью отказались от попыток создания "образа врага" в лице левых сил.
У "Пакта Монклоа" были свои слабости, и не все его пункты оказались в полной мере выполнены. Самоуверенность Социалистической рабочей партии, считавшей себя достаточно сильной, чтобы парламентским путем проконтролировать соблюдение правительством социальных обязательств, не дала реализовать требования коммунистов, и в результате ситуацию социального перемирия правительство использовало в пользу предпринимателей, а последние по факту отказались от исполнения ряда социальных обязательств.
Однако была создана атмосфера и практика сотрудничества, в которой энергия общества уходила не на исторические споры и претензии, не на попытки осудить или оправдать прошлое, которое само по себе нельзя изменить, а на дискуссию по вопросам будущего, на его конструирование и политическую конкуренцию в деле его созидания.
"Пакт Монклоа" был заключен в октябре 1977 года и формально он распространялся всего на год - на период конституционной реконструкции. Однако его атмосфера стала основой политического климата новой Испании. В 1981 году правительство Суареса, проведшего реконструкцию и создавшего демократическое государство, ушло. Победившая на парламентских выборах Социалистическая рабочая партия в период своего правления с 1982 по 1996 год осуществила переход уже к социальному государству.
В 1996 году ее сменила Народная партия, преемник фашистского Национального движения, но изменения и в испанском обществе, и в рядах самих фашистов были уже так велики, что общий вектор развития страны остался прежним - демократическим и социальным. Причем, как ни парадоксально, наследники фашистов в значительной степени углубили произошедшие перемены. В 2004 году Социалистическая рабочая партия вновь вернулась к власти.
Все это дает нам пример возможностей, которые открываются перед обществом, если оно тратит усилия не на выяснение вопросов прошлого, попытки осудить его и объявить ушедших лидеров преступниками, а на поиск путей движения в будущее.
И во многом это пример для России, ряд политических сил которой настолько увлечен ненавистью к прошлому, что неспособен ни на какие конструктивные политические действия в настоящем.
Проблема в том, что, не имея реального позитивного начала, которое они могли бы предложить сегодня, эти силы специализируются на том, что раскалывают общество по отношению ко вчерашнему дню. И уводят его и от проблем сегодняшнего дня, и от проблем дня завтрашнего. В России сегодня безусловно много нерешенных вопросов. В ней хватает потенциала противостояния по реальным проблемам. Нельзя постоянно детерминировать себя прошлым, поскольку это заставляет страну оставаться в состоянии информационной гражданской войны, наращивает потенциал ненависти.
Эту холодную гражданскую войну можно продолжать дальше, но можно и закончить ее.
Франко победил в Гражданской воне в Испании и даже восстановил монархию перед смертью - и лишь для того, чтобы воспитанный им Хуан-Карлос едва вступив на восстановленный испанский престол протянул руку коммунистам и радикальным социалистам.
Все попытки изменить историю и выиграть то, что было проиграно в прошлом, заканчивались либо поражением контрреволюционеров, либо их компромиссом с революционерами. То есть - соглашением о согласии и историческом мире.
Но что означает "закончить гражданскую войну" в сегодняшней России?
Это среди прочего означает взаимно отказаться от мести за прошлое, от преследований и осуждений. Отказаться от попыток даже на информационном уровне разжигать противостояние и создавать обстановку нетерпимости.
Необходимо признать за каждым из тех, кто пошел на соглашение, право на ничем не стесненную деятельность и на открытое изложение своих взглядов, но без попытки разжигать нетерпимость к противоположной стороне. Следует также признать недопустимым такое изложение своих взглядов, которое заведомо наносит оскорбление другой стороне.
Кроме того, пакт общественного согласия в сегодняшней России означал бы:
отказ от рассмотрения советского периода в качестве некой "черной дыры истории";
создание общего героико-мифологического пантеона;
признание принципа, согласно которому оказание исторических почестей представителям досоветской России не может сопровождаться умалением почестей деятелям советского периода;
принятие в качестве общего правила толерантности и уважительности в дискуссиях представителей разных традиций;
взаимный отказ от уничижительности и ненависти в отношениях сторон;
гарантии равного права на изложение своей точки зрения в ведущих, в том числе, электронных СМИ;
отказ от переименования географических, транспортных и культурных объектов, а в особых случаях - равноправное использование двойного наименования;
равную представленность идеологий и сакрализованных подходов сторон в публичных мероприятиях и учебном процессе;
признание равноправия идеологических традиций.
18.12.2009
www.viperson.ru
viperson.ru