23 июля 2009
971

Сергей Черняховский: Убить правозащитника...

Убийство - это плохо. Потому что, при прочих равных, смерть - это вообще плохо. Политическое убийство - тоже плохо. Потому что цивилизованная политическая жизнь предполагает, что вопросы в ней решаются не методом убийств - а методом конкурентной борьбы, методом апелляции к общественной поддержке. Убийство женщины - это выглядит тем более плохо и отвратительно, что все-таки привычно относиться к женщине как к существу, более слабому и достойному преклонения и восхищения.

Правда, многое зависит от выражений, терминов и постановки вопроса. Да, убийство это плохо. Но если речь идет об уничтожении живой силы противника, вторгшегося на территорию твоей страны - что есть, между прочим, массовое убийство, - то, наверное, сложно утверждать, что это - плохо.

Да, политическое убийство - это плохо. Но, скажем, если перед нами выражение: "Ликвидация лидера террористической организации", - то нормальный человек вряд ли будет испытывать к нему чувство сострадания. Хотя это тоже политическое убийство.

Да, убийство женщины - это плохо. Но если она убита выстрелом снайпера антитеррористического подразделения при попытке привести в действие взрывное устройство в захваченном ее сообщниками театральном центре чтобы уничтожить несколько сот заложников - это уже хорошо.

Есть и промежуточные варианты. Например, вряд ли чувство негодования вызовут слова "убийство хулигана". Хотя бесспорно, за хулиганство - лишение жизни законом не предписывается.

Вот "политическое убийство" - это одно. А "убийство политического хулигана" - это все же уже другое. Хотя, бесспорно, это противозаконно.

Значит, при том, что все, безусловно, согласятся, что убийство, тем более - политическое, тем более - женщины - это плохо, это безобразие, горе и трагедия ее близких и родственников, - но при детализации все всегда будет зависеть от того, кто убил, кого и за что.

Если мы слышим слова "убийство журналиста" - мы, скорее всего, будем потрясены и возмущены: человек делал свою работу, служил своей профессии, признанной в общем-то нужной и уважаемой - и его взяли и убили просто за то, что кому то не понравились его взгляды и слова. Тем более, скажем, "убийство врача". "Убийство следователя". "Убийство строителя". Хотя в каждом случае нюансы возмущения тоже будут различны.

"Убийство врача" - слова вызывают предельное возмущение - убили того, кто самим своим призванием был поставлен на сторону жизни в ее борьбе со смертью. Убили того, кого в любом случае принято выводить за рамки борьбы, кого не положено убивать.

"Убийство следователя" - горечь, но как бы связанную с трагическим пониманием: пал на фронте. Работа такая.

"Убийство строителя" - нечто промежуточное. С одной стороны, нет трагического ощущения предельного несоответствия, как в случае с врачом. С другой стороны, вроде бы вообще не причем, возникает реакция: "Господи, а этот кому помешал?". В сочетании: "Беспредел. Стреляют, кого попало".

Однако реакция на слова: "Убийство правозащитника", - она другая. Нечеткая, ощущаемая как нечто среднее между "убийство хулигана" и "еще один доигрался". Потому что сам род деятельности не вызывает ни пиетета, ни уважения. Так, по февральским данным ВЦИОМа, симпатизантами правозащитников себя назвали 4 % россиян. Из них 2 % среди тех, кого ВЦИОМ отнес к сторонникам левых, 5 % среди "правых", "западников", 6 % - среди "национал-консерваторов"(http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/11340.html).

Общество недружелюбно по отношению к тем, кто называет себя "правозащитниками" - и ему неинтересна их судьба. Поэтому на то, что убивают женщину - общество естественно будет реагировать негативно. Но если эта женщина - "правозащитница" - данный статус является существенным минусом в ее восприятии.

Ситуация противоречивая: как будто, люди защищают права человека. То есть - права каждого гражданина. То есть - они нечто вроде ну чуть бы не врачей или профсоюзов: по определению взялись защищать каждого из граждан. А граждане их не ценят.

Правы граждане или не правы - но почему-то они не видят в правозащитниках тех, кем те себя объявляют: защитниками каждого их граждан.

Очень может быть, потому, что не чувствуют этой защиты. Если пытаться понять, что защищают правозащитники, то получается, что в основном что-то предельно далекое от реальной повседневной жизни основной массы граждан.

С одной стороны они ассоциируются с выражением "любитель права качать" - что само носит иронически пренебрежительный характер. С другой, - права они защищают какие-то странные, мало волнующие тех же граждан: то права гомосексуалистов, то права заподозренных в симпатиях к боевикам. То права солдат, подвергшихся дисциплинарным взысканиям. То права самих себя - то есть правозащитников. То права олигархов.

То есть, может быть, они защищают и чьи-нибудь другие права. Только как-то обычно об этом не слышно - а слышно о защите тех, кому общество явно не симпатизирует.

Вот не слышно было о том, чтобы правозащитники защищали права русских, изгнанных из Чечни дудаевцами. Не слышно о правах российских солдат, попавших в плен и обращенных в рабство в той же Чечне.

Не слышно о том, чтобы они защищали права работников, увольнявшихся с предприятий и фирм во время кризиса. Не слышно об акциях протеста, проводимых ими против задержки выплаты или уменьшения зарплаты.

Характерно, что обычно можно услышать либо о защите ими людей вполне определенных политических взглядов - не даром в массе своей во главе правозащитников стоят бывшие активисты политически почившей "Демократической России".

И как то так получается, что всегда под их покровительством оказывается тот или иной персонаж, демонстрирующий негативное отношение к России: то Ющенко, то Саакашвили. То они на стороне погромщиков, крушивших правительственные здания в Кишиневе.

И никак не удается услышать ни о защите русскоязычного населения Прибалтики, ни о протестах против самозахватов представителями татарской диаспоры земли в Крыму.

И всюду у них получается, что во всем виновата Россия. И российская власть (далеко не безупречная) - но именно в тех случаях, когда как раз пытается навести хоть какой-то порядок. А вот когда проводилась либерализация цен, и миллионы граждан были ограблены властью и новоявленными нуворишами - голоса правозащитников услышать не удавалось. Не удавалось его услышать и во время проведения залоговых аукционов. И во время расстрела парламента осенью 1993 года.

Они постоянно протестуют против того, что считают фальсификациями на выборах в пользу Путина. Но кто слышал, чтобы они протестовали против фальсификаций в пользу Ельцина?

Они декларируют себя в качестве защитников прав "человека вообще" - но получается, что защищают очень выборочно. Либо своих, либо тех, на защите которых можно нанести ущерб тому, кого они не любят.

И в значительном числе случаев - защита эта несколько странная. Как бы заведомо направленная не на то, чтобы решить стоящую проблему - а на то, чтобы ее "глобализировать", добиться максимального политического, точнее - пропагандистского эффекта.

Шум и скандал - вот их задача. Еще понятно, что это оружие бывает полезно и эффективно для защиты того или иного пострадавшего - хотя во многих случаях это более удачно можно решить как раз, не создавая атмосферу скандальности, поляризации конфликта, когда стороны уже логикой публичности обречены на битву за "сохранение лица", а добиваясь согласия, стремясь решить проблему деловым путем.

Но вся их деятельность, во всяком случае, публичная, заставляет предположить, что для них не публичный скандал - инструмент решения проблемы, а наличие проблемы - средство разжечь скандал и обратить на себя внимание. Нарушение прав человека (хотя опять же, что иметь в виду под ними - представления правозащитников и представления основной массы населения в этом вопросе очень и очень расходятся) - это не то, что они хотели бы устранить. Это то, что необходимо им для обеспечения их деятельности.

Скандал - их хлеб, их стихия. Повод для проявления истеричности - и для саморекламы.

При этом их деятельность, в этом отношении будучи вполне профессиональной ("защищать права" - это их профессия"), носит некий имитационный характер.

Им нужен даже не просто скандал - им нужно некое его воспроизведение. Не решить проблему, не устранить нарушение - а вызвать нервную реакцию власти. В этом отношении формула их деятельности "Скандал - реакция власти - скандал*". Формула, напоминающая формулу капитала. Расширенное воспроизводство скандал - как расширенное воспроизводство специфического общественного капитала.

При этом расчет на два обстоятельства. Первый: что власть окажется нервной, сорвется, допустит промах. И тогда можно будет скандал воспроизвести и расширить, все больше и больше привлекая к себе внимание.

Второй: что власть окажется к тому же еще и нерешительной и трусливой и реагировать в полную силу на провокацию не будет.

Власть изначально как бы загоняют в вилку: либо на провокационные и скандальные действия она не реагирует - а тогда выглядит нерешительной, теряет уважение своих сторонников и в итоге создается атмосфера нервной безнаказанности, воспроизводство общественной истерии.

Либо власть срывается и дает повод для еще больших обвинений в свой адрес, для раскручивания возмущения ее действиями.

В принципе ситуация близкая к той, которую разыгрывают хулиганы из подворотни, провоцируя на драку запоздалого прохожего, наслаждаясь своей безнаказанностью. Но хулиганы не рассчитывают на тот случай, когда прохожий выдернет из-под предплечья пистолет-пулемет "Стечкин" и ответит на хамство короткими очередями. Они рассчитывают на то, что поскольку такие действия сами по себе окажутся незаконными - прохожий никогда на них не решится. Если же решиться - хулиганы впадают в панику, молят о пощаде, разбегаются и зовут на помощь милицию.

"Правозащитники" действуют также - и не рассчитывают на то, что в ответ на свою истеричность и скандальность будут получать пули.

Они, за время общения с поздней советской властью периода "горбачевщины" и ранней российской 90-х гг., привыкли к атмосфере "войны имитаций", "войны намеков". Они, как будто бы протестуют. Власть как будто бы им противостоит - но исключительно по тем правилам, которые сами они для нее установили. Все - не по настоящему все - в рамках игрового протеста.

Вот, собственно вся их мерзость заключается в том, что они роль "борцов" на себя принять хотят - и хотят принять на себя все выгоды этой роли, - но риски брать не хотят.

Поэтому они хотят иметь право дразнить власть - но не признают за ней права на них реагировать в рамках живой, а не имитационной политики.

А как только власть начинает на них реагировать "по взрослому" - от них начинает исходить нечто, напоминающее вой, визг и заглушенные истерикой причитания: "Чур, меня, я так играть не буду, мы так не договаривались!" Это и лишает их уважения общества.

Если бы в ответ на спровоцированные ими же удары они отвечали: "На войне, как на войне. Иного мы не ожидали. Бой так бой. Еще один наш товарищ пал гордой смертью в борьбе с диктатурой. И это - не последняя жертва. Но никакие жертвы не остановят нашей борьбы. В царство свободы дорогу грудью проложим себе!".

Они же исторично вопят: "Как вы смели в ответ на то, что мы пытаемся наладить борьбу народа против вас - похищать и убивать наших лучших активистов! Немедленно разберитесь, найдите и накажите! А пока не найдете - мы прекращаем свою деятельность, направленную на противостояние с вами в том регионе, где вы подло убили такого замечательного вашего врага!"

И это тоже лишает их уважения общества.

Да, конечно, убивать женщину - это нехорошо. Даже просто ударить - это недостойно. Но вот если эта особа визжит, ругается, плюется и царапается... Дело в том, что тогда она перестает восприниматься как женщина.

Наши современные "правозащитники" - продукт постмодерна. Продукт имитационности и подмены действия намеками.

Чувствуя это - общество их не уважает и за них не вступается. И самое больше, чего они боятся и к чему они не готовы - это то, что с ними начнут играть не по выдуманным ими имитационным правилам - а всерьез.

И вот эта имитационность, скандальность и истеричность, склонность к политическому визгу и неготовность к реальным политическим ответным действиям - то, что и вызывает пренебрежительно отношение к ним и склонность на слова "убийство правозащитника" реагировать в лучшем случае в тональности: "убийство политического хулигана".

Copyright © 1999-2005 "Агентство Политических Новостей". Лицензия минпечати Эл. N77-2792
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на АПН обязательна

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован