02 ноября 2004
2033

Сергей Дарькин : Глядя в глаза землякам, честно отчитаться

Спустя два года после избрания на пост губернатора Сергей Дарькин объехал все Приморье и проверил, как выполняется социальная программа `Нам здесь жить!`, которую, будучи рыбаком, разрабатывал вместе с учеными Дальневосточного отделения РАН еще перед выборами. С иной высоты Сергей Михайлович оценил все сделанное его административной командой и рассмотрел стратегические проблемы территории у Тихого океана, являющейся, по определению Президента Владимира Путина, для России базовой в стремлении к Азиатско-Тихоокеанскому рынку. А главное - получил от народа справедливую оценку того, насколько он лично способен и дальше нести нелегкую ношу руководителя столь большого масштаба. Об этом и ведет с ним разговор корреспондент `Парламентской газеты`.
- Произошла ли теперь переоценка тех ценностей, которые вам виделись вначале, скажем так, на расстоянии?

- Я бы, перефразируя, повторил банальную истину: губернаторами не рождаются - ими становятся. Два года - это, с одной стороны, срок испытания государственного чиновника на стойкость, а с другой - время формирования широкомасштабной творческой лаборатории должности, где абсолютно на все надо иметь свое суждение, обоснование и ... если хотите, - ответ. Разносторонность, как бы мы упорно ни учились теоретически, без практики в руки не дается. Ибо губернатор, как тот актер, для которого роль никем не пишется, а он обязан 24 часа в сутки быть на сцене и держать в напряженном внимании многие тысячи людей. С одной только особенностью: в театре могут быть зеваки, а в обыденной жизни абсолютно равнодушных нет.
Вспоминаю зиму 2001 года, когда социальные проблемы, словно волны цунами, захлестнули Приморье: свет, тепло, зарплата учителей, безработица, рост общественной преступности, пьянство и наркомания, аукционные войны рыбаков. Через все это надо было пройти, поскольку в совокупности решение их изначально закладывалось и в мою предвыборную программу `Нам здесь жить!`
И вот спустя двухлетний срок заставил себя пойти к людям, избравшим меня губернатором и, глядя им в глаза, честно отчитаться: что сделано и где был провал. Конечно же, проще было выступить в прямом эфире - на радио и телевидении. Однако передо мной стояли еще две цели: изложить свои стратегические планы переустройства Приморья и из первых уст услышать мнение жителей. Так ли это мы делаем и отражаются ли наши хлопоты на отдельно взятой семье, в конкретном поселке и городе.

- По-моему, мягко говоря, своеобразное `хождение в народ` на Руси любят испытывать многие администраторы: вручать знамена и ордена в торжественной обстановке, пожимать руки простым труженикам, приветствующим их кортежи с обочины проезжих дорог. Вас это не устраивает?

- Нет. С обочины проблем не разглядеть. И аплодисменты нам такие не нужны. Если берешься за серьезное дело, на бутафорию не рассчитывай. Два года назад моя команда, к примеру, заявила: добиться среднеприморской зарплаты в 6 тысяч рублей. Что ж, добились. Но мы понимаем: в действительности заработок у предпринимателя, рыбака и учителя далеко не равнозначный и его лишь на бумаге можно `усреднить`. А в крае есть категории работающих за две тысячи, а то и меньше. Как прикажете здесь поступать? `Прибавлять` для уравнения? Ничего подобного: мы настроили руководителей абсолютно всех предприятий и организаций края разобраться со столь изломанной зарплатной кривой, а я, как губернатор, взял проблему под личный контроль и буду с них требовать исполнения в рамках полномочий, отведенных мне законом. У нас в Приморье есть предприятия-маяки, где не возникает столь разительных диспропорций. За 2002 год зарплата поднялась на 36 процентов к уровню 2001 года - думаю, она будет и дальше изменяться. Окрыляют цифровые показатели: в 2002 году денежные доходы населения края достигли отметки 78,2 миллиарда рублей, что на 35,3 процента больше предыдущего.
Выравнивая зарплатную кривую, новая администрация параллельно повернула краевой бюджет на социальную сферу. Курс четко определился именно в 2003 году. Раньше Приморье проедало то, что создавалось за 15 лет, а теперь он стал той исходной точкой отсчета экономического развития всех хозяйственных направлений и целью инвестирования выстроенной нами социальной структуры. За два года благодаря точной налоговой политике бюджет края удвоился и мы смогли реально планировать: куда и сколько вкладывать средств. Выплатили долги и, считаю, навсегда порвали с позорной, унижающей достоинство людей зарплатной задержкой учителям и медикам, другим госслужащим.
Разобравшись с жизненно нетерпимой ситуацией, мы сгруппировали и выстроили в самостоятельные программы - школьные, медицинские, молодежные, ветеранские: `Здоровое поколение`, `Школьный автобус`, `Ипотечное жилищное строительство`, `Квартира молодой семье`, `Мастера искусств - жителям края`, `Дороги края`... Не все гладко да отлаженно получилось на самом деле. Новая команда, скажу откровенно, встречала сопротивление местного чиновничества. Аппараты отдельных районов обросли болотной тиной, которую сразу было и не разогнать. Сознаюсь, вот эта проблема из проблем мучила меня больше, чем другие: как заставить сановитого по местным масштабам чиновника отрабатывать свой хлеб?

- Вы, должно быть, лоб в лоб столкнулись с этим административным пороком, раз так эмоционально о нем говорите?

- Сталкивался с этим не раз. Приезжаю, к примеру, в село, а люди задают мне вопросы по установке уличной водокачки как о несбывшейся мечте. О необходимости иметь логопеда, об обнаглевших самогонщиках, травящих зельем `по дешевке` работящих мужиков. Я не против оказать помощь по ходу поездки. И делал это. Но ведь хозяину района и того же села должно быть стыдно за свою беспомощность или равнодушие?
Люди шли в клубы и дома культуры на встречу с губернатором как на представление, сговорившись заранее подбрасывать покаверзнее вопросы. И я спорил, доказывал, разуверял, может быть, иногда самонадеянно обещал. Однако диалог удовлетворял обе стороны. Обратите внимание на маршрут моих поездок. Был губернатор, как тот молодец из народных сказок, на распутье многих дорог, обещающих одни неприятности. Что ж, пошел по всем: на север - от Красноармейского района, где ежегодные потопы делают людей несчастными до крайности, до металлургического Дальнегорска, в таежные центры Анучино и Чугуевку, винтокрылый Арсеньев, западное пограничье с Китаем. Не минул рыбацкое побережье Японского моря и... заглянул в забытом Веселом Яре в родную школу, где учился. Подарил ребятам спортинвентарь. Далеко не царский подарок. В других школах щедрее был. В Черниговке, например, мне показали недостроенное школьное здание, для завершения которого администрация не пожалела выделить из бюджета 6 миллионов рублей, чтобы не заморозить стройку.
А вот в северном селе Рощино, напротив, отказали в инвестициях, поскольку уже 20 лет кряду государственные деньги закапываем в наносный песок: здесь постоянно идут подтопления. Надо принимать иное - рациональное - решение, согласуя с программой бедствующего населенного пункта. Школьные визиты связаны тесно с целевой программой модернизации приморской общеобразовательной системы. В ней по крайней мере восемь основательных подпрограмм: `Школьный автобус` предусмотрел поставки 87 транспортных средств для подвоза из дальних участков и деревень, где закрылись школы, в районные центры и крупные поселки. Далее - всемерно началось обеспечение школ наглядными пособиями для кабинетов химии, физики, биологии. Выделено 600 компьютеров для формирования компьютерных классов. Производятся поставки спортинвентаря и нового медицинского оборудования. Во всех школах возобновляется горячее питание для детей. Закуплено на 26 миллионов рублей одних только учебников. Если заботу о школьниках увязать с программами молодежными - `Здоровое поколение`, а затем `Молодой семьей`, то выстраивается позиция, которая впервые реально, а не на словах реализует в Приморье заботу о подрастающем поколении.

- Я представляю, как потрясло вас в автомобиле на проселочных дорогах своей вотчины.

- Намек понят. Посетителей таежных глубинок особенно шокируют не обустроенные дороги, снесенные тайфунными потоками мосты, ждущие своего часа переправы. Я, правда ваша, в поездках с ними столкнулся и рад, что администрация среди бесконечного `надо в первую очередь` разработала и осуществляет уникальную программу `Дороги края`, которая сплетает всю сеть будущих проселочных дорог, а также федеральных трасс Владивосток - Хабаровск, идущих на крупнейшие дальневосточные порты с центральной региональной развязкой во Владивостоке: Некрасовским путепроводом. Кураторство над программой взвалила на свои плечи администрация.

- Как вижу, вы верны своей идее создать некую комфортную социальную среду для проживания и закрепления населения в Дальневосточном регионе. Что здесь все-таки главное, на ваш взгляд?

- Думаю, что мощное развитие жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса. Без чего остальные программы будут просто прожектерскими# Да, два последних тяжелых сезона мы прошли, как в шутку говорили остряки, `с отменой зимы`. На самом деле приморцы отогрелись потому, что помимо федеральных средств в 20 раз увеличили инвестирование в эту сферу из краевого бюджета. Подчеркиваю, в 20 раз! Что в общем-то похоже на полную реконструкцию этой социально-производственной основы. Вложив два миллиарда рублей в ТЭК за последние годы, мы заметно стали экономить 10 процентов нефтепродуктов и пять процентов каменного угля, что равноценно 250 миллионам в год. Вот тебе и средства, и возможный путь не только для дальнейшей модернизации топливно-энергетического комплекса. И путь к полному обеспечению себя дешевым собственным топливом.



`Парламентская газета` 05.07.2003http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован