Интервью Губернатора Приморья Сергея Дарькина `Новым Известиям`
Минуло сто дней, как новым губернатором Приморья стал Сергей Дарькин. За это время Приморье словно подверглось каре Божьей: под Иркутском разбился самолет `ВладАвиа`, а страшный ливень накрыл Владивосток, потоки воды унесли дороги, дома и жизни людей. В это же время Дарькин `замирил` краевую Думу, которая практически солидарна с ним, подготовил край к зиме и нажил новую оппозицию из глав муниципальной власти, чью самостоятельность в распоряжении казенными средствами он сильно ограничил.
- Я выполнил все условия правительства. Я ведь только избрался, как во Владивосток прилетел Касьянов проводить выездное заседание. Меня просили перевести бюджетные счета в казначейство, повысить тарифы на энергию, выровнять по краю тарифы на оплату жилья и довести их до определенного уровня, мы стали выплачивать вовремя пособия на детей и опекунские, платим `норматив` на образование... Я на 30 процентов повысил доходность бюджета: в июле было 70 процентов собираемости налогов, в сентябре - 101... Все, что просил Касьянов, я сделал.
Теперь слово за правительством. По той методике, что нам дали, мы рассчитали сумму трансферта для Приморского края на будущий год. Она выросла вдвое: с 5,5 млрд. рублей до 11 млрд. И мы готовы защитить здесь каждую строку и каждую копейку. Теперь посмотрим, сколько нам дадут.
Кто выбрал Манилова в качестве представителя Приморья в Совете Федерации?
- Это кандидатура моя и Кремля. И я думаю, что из всех возможных кандидатур эта лучшая.
Каково финансовое положение края?
- ... Мы подсчитали долги края. Это 9 млрд. рублей. Из них 3 млрд. это долги собственно краевого бюджета и 6 млрд. - долги муниципальных образований. Это долг не должен расти. Мы запретили всем и особенно местным главам заключать договоры, под которые у них нет денег.
... Меня очень радует, что Дума приняла бюджет на следующий год во втором чтении. Сейчас мы одни из первых в этом процессе. Прежде бывало, что бюджет утверждался в разгар текущего года. В бюджете на будущий год мы сказали, что денег, может быть, будет немного, но все, что запланировано, должно быть потрачено. Бюджетные поручения должны выполняться не на 30 процентов, не на 70, а на сто. Мы предусмотрели увеличение расходов на медицину и на культуру. Но при этом я ставлю условие, если мы больше тратим денег на театры, то и они должны лучше работать, чтобы люди лучше покупали их билеты. А в медицине рост финансирования еще и за счет `внутренних резервов`: больницы на десять процентов сокращают неоправданные расходы, еще десять процентов дадут платные медицинские услуги, а мы еще добавим десять...
... Я же объехал весь край сразу после избрания. Говорил почти с каждым руководителем предприятия. Я же человек от реальной экономики и все про налоги знаю...
Мы `выстроили отношения` с Роснефтью, в результате Находка, через которую нефть уходит за границу, стала дополнительно получать 38 млн. рублей налогов.
Мы были вынуждены забрать ряд крупных предприятий из Владивостока, чтобы они напрямую платили налоги в край. Работают-то они по всему краю, например `Электросвязь Приморья`, это ведь только конторы у них во Владивостоке. Если бы мэр Владивостока Копылов получал бы с таких предприятий налоги в полном объеме, мы бы этого не делали. Но у него не получается. Это ведь только после наших переговоров с Аксененко железная дорога заплатила свои долги...
Новоспасский цементный завод летом развернул целую кампанию в прессе, требуя возвращения льготного тарифа на электроэнергию. Администрация предприятия уверяла, что новый тариф делает ее продукцию неконкурентоспособной, производство будет остановлено, люди потеряют работу, а город Спасск-Дальний лишится поступлений в бюджет. Льготного энерготарифа требуют и горнорудные предприятия. Вы отказались пойти им навстречу.
- Десять лет я работал, не имея никаких льгот. Все должны работать в одинаковых условиях. Мы не будем давать льготы каким-то отдельным предприятиям. Собственник цементного завода - швейцарская компания. Другие `энергоемкие` предприятия `Дальполиметалл` или `Бор` вывозят свою продукцию за рубеж и продают по заниженным ценам. Местные муниципальные образования не получают от них достаточных налогов.
Кстати, у меня были представители компании, управляющей Новоспасским цементным заводом, это космонавт Леонов и господин Бакатин. И мы обсудили все варианты развития завода. Насколько я понял, они готовы к дополнительным инвестициям в Приморье. Например, выплатить долги ВБТРФ (Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота. - А. К.) и выкупить суда этого предприятия.
... Вся эта кампания в прессе, дайте льготы или потеряете рабочие места - попытки попробовать губернатора на прочность.
Никакой избранности. Мы должны создать нормальные условия для всех. И прежде всего убрать бюрократические преграды.
... Если наши горнорудные предприятия окончательно обанкротятся, мы готовы их выкупить, найти инвестора и снова запустить в строй. Более того, у нас уже сейчас есть договоренность, что Япония готова перерабатывать наши полиметаллы, пока мы сами не построим такой завод в крае. Подумайте, Япония, которая выводит все вредные предприятия со своей территории, готова к толлингу.
Понимаете, какой уровень должен быть взаимоотношений и квалификации, чтобы проработать такую схему? Вот люди моей команды вынуждены одновременно принимать решения на уровне `хай-тек` и тут же заниматься рутиной.
Что происходит в экономике края сейчас?
- Меня сильно тревожит то, что в этом году резко упало производство в пищевой и рыбной отраслях. Рыба нам дала всего 60 процентов от запланированных доходов. Почему? Во-первых, снизился общий объем добычи. Во-вторых, повлияли аукционы. Рыбаки заплатили большие деньги еще до рыбалки и теперь покрывают эти расходы, увеличивая себестоимость добычи.
Пищевая промышленность стала меньше выпускать продукции. В прошлом году было 86 тысяч тонн мяса, в этом за тот же период 26 тысяч тонн. Что, приморцы почти в четыре раза меньше стали есть? Я этому не верю.
Все ждут, что будет зимой. Зима - это экзамен. Наздратенко провалился на отопительном сезоне. Если провалится и Дарькин, то на вашей карьере можно поставить крест.
- К зиме нам нужно заложить стодневный запас топлива. Для Приморья это 200 тысяч тонн мазута и 1 млн. тонн угля. К 15 октября этот запас будет, и отопительный сезон начнется вовремя. Но нам необходимо увеличить добычу угля в крае. Сейчас добывается 7 млн. тонн, нам нужно 11 млн. А еще несколько лет назад в крае добывалось более 20 млн. тонн. Будет свой уголь, можно будет снизить поступления завозного угля. Он самый дорогой. Снизится себестоимость теплоэлектроэнергии.
... Мы подготовились к зиме: нам пришлось монополизировать заготовку жидкого топлива. Зато оно обошлось нам в среднем в 3200 - 3300 рублей за тонну, а и прошлом году покупали по 4000 - 4500... Мы создаем запас труб и батарей на случай аварии теплотрасс и формируем бригады ремонтников. Чтобы не повторился прошлый год, когда батареи и рабочих нам самолетом присылали из Тюмени. Единственное мое беспокойство - это тепловые сети `Дальэнерго`, и я был вынужден дать сегодня две правительственные телеграммы Касьянову и Чубайсу
... Мы готовы к добыче на территории края газа и нефти. Запасы газа мы уже знаем, а за зиму должны быть проведены изыскательские работы по нефти. Бурить начнем после зимы.
***
НАША СПРАВКА
До последнего времени вся информация о запасах углеводородов на территории Приморья была закрыта. Специалисты отделывались крайне неопределенными ответами. По сообщению вице-губернатора Юрия Лихойды, в крае разведано 90 млн. тонн промышленных запасов нефти, а общий ресурс месторождений оценивается в 400 млн. тонн. Нефтяные поля находятся на глубине от 2,5 до б км. О запасах газа не сообщается. Первые скважины будут заложены уже в ноябре на севере края в Пожарском районе и буквально в пригороде Владивостока.
***
Где взять деньги на развитие края?
- Деньги любят тишину Мы очень мало об этом говорим и очень много делаем. ... Мы объявили правила игры и определили наши рекомендации, что должен получить край.
Могу сказать, что у губернатора Приморского края вопросов по инвесторам уже нет. Мы имеем по одному, по два инвестиционному предложению на каждую отрасль экономики края.
Вы можете назвать, кто готов вложить деньги в экономику края?
- Я же сказал, инвесторы. Ин-вес-то-ры. Мне без разницы - иностранные или отечественные, деньги будут работать на территории края. Хотя должен сказать, что основные деньги местные. Люди, которые крепко стоят на ногах и не хотят `уезжать в Америку`, понимают, что невозможно жить счастливо здесь, где половина населения нищая. Нужно вкладывать деньги, вытаскивать край. Я сам не могу `жить красиво`, когда сорок процентов приморцев живут за чертой бедности. Моя зарплата здесь в администрации края 9200 рублей чистыми, я перевожу ее в школу, в которой учился. У меня есть запасы, чтобы достойно жить и без этого жалованья.
... Могу сказать, что без шумихи и презентаций создано 30 - 40 структур, готовых вкладывать деньги в экономику края. И 37 млн. долларов инвестиций пойдут уже в этом году.
Вообще деньги найти не проблема. Проблема сделать так, чтобы они заработали и принесли отдачу Например, есть сто миллионов долларов, но во что их вложить, чтобы они быстро обернулись?
А как с повышением жизненного уровня приморцев?
- Да, я обещал перед выборами, что средняя зарплата в крае будет не меньше 6 тысяч рублей. И моя самая большая головная боль была: а как поднять зарплату бюджетникам? Спасибо президенту, он принял решение о повышении жалованья... Поверьте, для того что бы вдвое повысить зарплату на любом предприятии, нужно элементарно навести порядок в его финансах... Мы будем держать на контроле, сколько получают люди на любом предприятии, пусть оно АО или ООО, поверьте, у нас есть рычаги.
... На будущий год мы прогнозируем 30-процентный рост экономики и соответственное увеличение доходов в бюджет края. Меня особенно радует, что в этом году воспрянуло сельское хозяйство - 140 процентов прироста. Очень много овощей и зерна, отличные виды на урожай сои. Две наши птицефабрики налаживают производство. Край может минимум на 60 процентов обеспечивать себя сам продовольствием.
Мы помогли: 30 млн. рублей выделили на покупку ГСМ для села. В крае хороший урожай картошки. И мы могли бы выкупить этот картофель по нормальной и выгодной для крестьян цене, чтобы заложить на зиму. Сейчас на дорогах картошку продают по два рубля за кило, мы могли бы предложить три, три с половиной.
Мы планируем закупить два молокозавода и отдать их в лизинг. Зачем? Да затем, чтобы стряхнуть с бюджета тех, кто за него так сильно держится. Дотации на молоко были по семь рублей за литр. А молокозаводы покупают у крестьян молоко по три с полтиной и разоряют их. А потом из этого молока делают кефир и продают уже за 14 рублей. Мы предложили молокозаводам поднять закупочные цены до тех же семи рублей. Они отказались. ...Вот поставим два новых молочных завода, которые будут работать по нашим условиям, и посмотрим, кто останется...
Я очень хочу переломить ситуацию на рыбном рынке. Нам-то всего нужно три процента от всего объема добычи, чтобы завалить край рыбой. Я дал команду поставить в Приморье 20 тысяч тонн рыбопродукции с тем, чтобы ее средняя цена на рынке была рублей 16 за кило.
То есть как это `дал команду`, вы же рыночник?
- А что делать, раз у нас такая многоукладная экономика. Если осталась социалистическая экономика, то и действовать нужно в ней административным рычагом. Люди предупреждены, они знают об ответственности.
Выполнили ли вы свои обязательства перед теми, кто помогал вам на выборах? Например, говорили, что вы `передадите` Восточный порт `москвичам` за поддержку...
Никаких обязательств у губернатора Приморского края нет. Судьба Восточного порта была решена еще весной, до меня.
(Московская компания `Северстальтранс` скупила 19,9 процента акций АО `Порт Восточный`. Однако сообщается, что в ближайшее время компания объявит о том, что у нее `контрольный пакет`. Порт Восточный крупнейший тихоокеанский порт России, здесь находится угольный терминал, способный переваливать более 10 млн. тонн угля в год, и современный контейнерный терминал. - А. К.)
Какие у вас отношения с главами местного самоуправления и руководителями ведущих предприятий края? У одних вы забираете деньги, у других - льготы, а если они пойдут в Думу?
... Мы жестко, беспрецедентно жестко работаем с главами муниципальных образований, но и беспрецедентно много помогаем им... Полтора миллиарда рублей из краевого бюджета мы дали им...
Выборы? Пусть идут. Что такое выборы? Это возможность очень многое сказать о том человеке, который на эти выборы идет. Они это знают, и поэтому не все пойдут...
Дума? Я мало занимаюсь выборами, хотя ко мне приходят, спрашивают, как я отнесусь, если кто-то выдвинется по такому-то округу. А что? Выдвигайтесь. У меня такой циничный прагматизм ради общей цели. Я хочу, чтобы в Думу пришли вменяемые люди, те, кто крепко стоит на ногах и для которых политика - орудие для решения практических задач. Мне нужны люди, которые могут пойти на непопулярные решения, даже если у них эти самые перевыборы хоть завтра.
... Вообще, мое мнение, что половину муниципальных образований Приморья можно сократить. Но этот вопрос об изменении территориального устройства края можно провести только через референдум. Пусть жители сами на него ответят. Я считаю, что если муниципальное образование само себя не `окупает`, то оно и не нужно.
В Хабаровске планируется создать телекомпанию, газету и журнал как бы федерального округа, вы дадите на это деньги? Будете ли вы заключать с прессой `договоры об информационном обслуживании`?
- Я против государственного капитала в СМИ. Я не имею права забирать бюджетные деньги и передавать их на эти цели пусть даже и федералам. И в Приморье мы не будем финансировать СМИ. Достаточно того, что у нас в собственности 26 типографий, которые хорошо работают и приносят прибыль.
Лично я за деньги публиковаться не буду. И если меня больше не пустят в телестудию, то я туда и не пойду.
Почему вы не встречаетесь с прессой?..
- Я не занимаюсь политикой. Я аполитичный губернатор. Я убрал всю `политику` из разговоров с мэрами или предпринимателями...
... Вот меня избрали. У меня было опасение, что я чего-то не знаю, не готов и не справлюсь... Но я с удивлением обнаружил, что моей базы, подготовки хватает, чтобы занять губернаторское кресло. Хуже того, мне как бы пришлось опуститься на две ступеньки вниз... Я один из немногих, кто занимался бизнесом сам. Сам! В отличие от тех, кому просто досталась государственная собственность - порты, пароходы (Дарькин перечисляет известных в Приморье бизнесменов. - А. К.). У меня отличная кредитная репутация.
Андрей КАЛАЧИНСКИЙ
Новые Известия, 06.10.2001
http://nvolgatrade.ru/