С начала года в Томской области - миграционный бум "на законных основаниях". С января по июль число иностранных граждан, получивших разрешение на работу, возросло в 13 раз и составило 5662 человека - против 436 за аналогичный период прошлого года. Количество же трудоустроившихся "иностранцев" из ближнего зарубежья выросло вообще в 26 раз. Вместе с тем за шесть месяцев сотрудниками УФМС и почтовых отделений области поставлено на учет 11 278 иностранных граждан, что на 62,2 процента превышает уровень прошлого года. То есть ужесточение мер против "чужих" все-таки не испугало. А в скором будущем и вовсе ожидается "потепление" миграционного климата.
В начале августа член Совета Федерации Владимир Слуцкер представил для обсуждения концепцию закона "О натурализации и гражданстве". Практически сразу же вокруг нее разгорелась жаркая полемика. Основное содержание нового законопроекта сводится к существенным льготам в отношении мигрантов. Мигрантам не только собираются ослабить налоговое бремя - от нынешних 30% до общероссийских 13%, но позволить участвовать в выборах в местное самоуправление.
Один из авторов документа, директор Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа Сергей Градировский рассказал, что предусмотренная в проекте возможность для временно проживающих в России иностранцев, обладающих временной регистрацией, участвовать как минимум в выборах местного самоуправления "широко распространена в Штатах. В России она может оказаться очень существенной для национальных диаспор. Их представители уже сегодня довольно влиятельны в регионах, и их давно пора вывести из теневого сектора и сделать контролируемыми".
Также широкие льготы предусмотрены в проекте и для квалифицированных мигрантов. Так, авторы предлагают приблизить российскую миграционную документацию к американской системе green card, то есть автоматически выдавать вид на жительство экономически востребованным категориям приезжих. В концепции законопроекта предусмотрена и балльная система, влияющая на ускоренное получение миграционных документов. Так, иностранец сможет набрать баллы, обладая хорошим знанием русского языка, научной степенью, квалификацией, необходимой стране, и репродуктивным возрастом.
"При работе над концепцией мы руководствовались принципом помогать желанным, а нежеланным - препятствовать", - уточнил Слуцкер.
Смысл представленного законопроекта предельно прост: восполнить нехватку кадров и создать возможность для демографического роста за счет притока готовых жить в России мигрантов. Документ, по планам разработчиков, должен поступить на обсуждение в Госдуму уже осенью этого года.
Критики сразу обратили внимание на то, что авторы постоянно отсылают к некоему опыту западных стран, в том числе США. Однако опыт неприменим к России уже по той причине, что североамериканское государство возникло и развивалось изначально как многонациональная страна иммигрантов. Тогда как Россия все же развивалась одной - государствообразующей - нацией.
Любопытно, но те же США сегодня испытывают большие проблемы с миграцией. Последние инициативы Конгресса и Белого дома направлены как раз против мигрантов, ибо становление американской нации можно считать законченным уже в середине ХХ в. Все последующие попытки мигрантов воплотить американскую мечту - это опасная игра, которая для многих заканчивается депортацией или смертью в результате борьбы за выживание. Соответственно, и законодательство устроено таким образом, чтобы максимально снизить процент легализации.
Уже в 1882 году Конгресс принял закон "О недопущении китайцев" под предлогом плохой ассимиляции. Закон "Об иммиграции" 1924 года раскладывал общую квоту приема иммигрантов в количестве 150 тыс. человек по странам выезда. Закон Маккарена-Уолтера 1952 года был направлен против коммунистов и сочувствующих.
Американцы испробовали множество способов борьбы с нелегалами - начиная от амнистии и заканчивая показательными арестами и крупными штрафами. Цель борьбы совершенно, казалось бы, нетипична для истинно демократического государства - сохранить национальный баланс и спасти от вымирания и бедности собственных граждан.
По данным, которые приводит известный эксперт Артур Блинов, ныне в 35 из 50 крупнейших городов США белые non-Hispanics, то есть люди европейского происхождения, составляют менее половины населения. А по подсчетам профессора Гарвардского университета Джорджа Борхаса, приток в США рабочих-нелегалов в 1970-х и 1980-х способствовал долгосрочному понижению уровня зарплаты бедных слоев населения на 4,8%. Как считает видный экономист Пол Самуэлсон, нелегальные рабочие выгодны для богатых и невыгодны для бедных. Больше всего от такой конкуренции страдает наименее квалифицированная часть населения США - афроамериканцы и законно въехавшие мексиканцы.
Последний законопроект, направленный на исправление ситуации, вызвал в США горячие споры - в нем предлагалась, с одной стороны, легализация, а с другой - усиление пограничного контроля и наличие процедурных хитростей вроде требования к иммигрантам выехать из США на родину перед тем как подать заявление об оформлении американской "зеленой карты".
Законопроект не прошел, так как вызвал критику со всех сторон, и был разбит на ряд отдельных предложений. Хотя забор на границе с Мексикой все равно поставили.
Это только подчеркивает растущее противоречие между крупным бизнесом, заинтересованным в мигрантах, причем в нелегальных, и политической элитой, борющейся за голоса избирателей.
http://vesti70.ru/stats/full/?id=10923
ТОМСКИЙ ВЕСТНИК
05.09.2007
No 161