Сергей Гуриев, профессор им. Фонда
"Научный потенциал", Российская
экономическая школа, один из авторов
исследования концентрации собственности
в России для "Меморандума
об экономическом положении"
Всемирного банка (www.worldbank.org.ru).
В прошлом году проблема концентрации собственности в России опять переместилась из области экономики в центр политической жизни, коренным образом изменив и саму политическую систему. С одной стороны, это совершенно естественно - революционное перераспределение национального богатства в 1990-х затронуло каждого избирателя. С другой стороны, это сделало практически невозможным непредвзятое обсуждение проблемы - в российской политической элите не осталось ни партий, ни отдельных политиков, которые могли бы претендовать на объективность в этом вопросе.
Именно поэтому Московское представительство Всемирного банка - организации, напрямую не вовлеченной во внутрироссийскую политику, - посвятило "олигархам" существенную часть своего очередного "Меморандума об экономическом положении Российской Федерации". Исследователи постарались определить, насколько высока концентрация собственности в российской экономике, кто именно является крупнейшими предпринимателями ("олигархами") и насколько контролируемые ими предприятия работают более эффективно, чем остальные.
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сравнить предприятия крупнейших собственников с похожими по размеру предприятиями в той же отрасли. Действительно, если просто рассмотреть предприятия крупных собственников и сопоставить их показатели с общероссийскими (как это, например, сделано в одновременно проведенном исследовании Фонда перспективных исследований и инициатив "Крупный российский бизнес 2003"), то получится, что производительность труда на предприятиях, входящих в ведущие финансово-промышленные группы, в разы выше среднего показателя по промышленности. Однако этот результат может быть обусловлен тем простым соображением, что предприятия "олигархов" расположены в отраслях с высокой капиталоемкостью, и, следовательно, по определению, должны обладать высокой производительностью труда.
Мы выбрали 32 отрасли промышленности (76% российского промышленного производства) и постарались установить, кто контролирует крупнейшие предприятия в этих отраслях. Для более тысячи промышленных предприятий (80% выпуска в данных отраслях) нам удалось проследить 90% контроля до физических лиц, федеральных или региональных органов власти, или больших иностранных компаний. При этом, как и следовало ожидать, нам пришлось пройти через сотни промежуточных собственников.
Этот грандиозный проект в основном подтвердил общеизвестные стереотипы. Действительно, российская промышленность крайне концентрирована: около 20 крупных бизнес-групп контролируют примерно треть промышленного выпуска - больше, чем все остальные отечественные частные собственники вместе взятые. Активы крупнейших собственников действительно находятся в основном в сырьевых отраслях; впрочем, большинство "олигархов" владеют предприятиями в нескольких отраслях.
С другой стороны, оказалось, что многие отличия между предприятиями крупных и прочих собственников продиктованы именно отраслевой спецификой. Например, в нашей выборке размер предприятий, контролируемых "олигархами", более чем в два раза превышает размер предприятий, контролируемых средними собственниками. Но так как "олигархи" в основном представлены в отраслях, для которых характерны большие предприятия, то разница в размере гораздо меньше: если учесть отраслевую специфику, она сокращается до 25%. Аналогично, если сопоставлять предприятия "олигархов" с предприятиями других российских частных собственников в тех же отраслях, то разница в производительности труда и прочих показателях эффективности становится незначимой.
Впрочем, по уровню инвестиций предприятия "олигархов" действительно лидируют даже с учетом отраслевой специфики. Среднее предприятие, контролируемое крупнейшими собственниками, инвестирует на 30% больше, чем среднее предприятие других российских собственников в той же отрасли.
В докладе Всемирного банка подробно обсуждается целый ряд причин, по которым крупный бизнес инвестирует больше, чем средний, но гораздо интереснее задуматься над тем, к чему это приведет в ближайшем будущем. Что бы ни говорили о расточительности инвестиционных бюджетов крупных корпораций, российским предприятиям пока не грозит опасность избыточных капиталовложений. Поэтому преимущество в инвестициях неизбежно трансформируется в опережающей рост производительности, и уже в ближайшее время произойдет отрыв предприятий крупнейших собственников по всем показателям эффективности. Более того, вполне возможно, что он уже произошел - в силу объективных трудностей со статистикой по предприятиям мы использовали для оценки производительности данные двухлетней давности; кроме того, так как бизнес-группы обладают большими возможностями в области трансфертного ценообразования, производительность их промышленных активов, скорее всего, занижена. Поэтому следует ожидать дальнейшей концентрации собственности в руках 20-25 групп. Уже сейчас показатели концентрации превышают аналогичные показатели самых концентрированных экономик - экономик стран Юго-Восточной Азии. Опережающий рост предприятий крупного бизнеса и предстоящая приватизация активов инфраструктурных монополий сделает Россию мировым "лидером" по уровню концентрации экономической власти.
Как справиться с отрицательными последствиями чрезмерной концентрации собственности? Наше исследование в первую очередь говорит о том, чего делать ни в коем случае не следует. По всем показателям государственные предприятия в нашей выборке существенно отстают от частных. Поэтому идея экспроприации активов олигархов, вновь возникшая в предвыборной дискуссии, с экономической точки зрения ни к чему хорошему привести не может. Как же создать возможности для роста средних и малых предприятий, не подрывая стимулов развития крупного бизнеса? Рецепты Всемирного настолько же общеизвестны, насколько и трудновыполнимы: развитие финансовой системы, снижение барьеров для входа иностранных инвесторов, выравнивание условий конкуренции независимо от размера и политического веса собственника.
16 апреля 2004
http://www.opec.ru/analize_doc.asp?d_no=47665