Сергей Маратович, оплата труда руководства и работников аппарата Президиума РАН, президиумов региональных отделений и научных центров производится согласно Постановлению Правительства от 1998 года как работникам "иных федеральных органов исполнительной власти". Доплаты и иные выплаты по реформе 2004 года их не коснулись. Руководство РАН неоднократно обращалось в Правительство РФ с предложением распространить на сотрудников аппарата РАН размеры и условия оплаты труда, установленные для работников федеральных агентств Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 года No519. Эти обращения основываются на статусе РАН как государственного учреждения. Тем не менее, из-за возражений Минфина и Минздравсоцразвития России этот вопрос так и не решен.
Не вызвана ли такая позиция Правительства стремлением ликвидировать руководящую роль РАН в науке? Может ли смена статуса привести к каким-либо негативным последствиям?
По определению, никакие реформы российской науки невозможны без участия РАН, и в правительстве это хорошо понимают. Тем не менее Минфин абсолютно прав с формальной точки зрения. РАН не является федеральным агентством, и закладывая в бюджет расходы на реализацию Указа, Минфин не предполагал распространять его действие на сотрудников РАН. Мне кажется, что речь идет о технической несогласованности; разрешить эту коллизию можно, только издав новый Указ.
Смена статуса РАН - это без преувеличение историческое решение, и его нужно принимать (или не принимать) вне зависимости от однократного повышения выплат. По своей сути, РАН вряд ли должна быть государственной организацией - ведь у нас уже есть Минобрнауки и соответствующие службы и агентства. РАН больше соответствует статус автономной некоммерческой организации. Впрочем, понятно и стремление государства добиться подотчетности РАН по крайней мере в сфере расходования бюджетных средств. Для этого необходимо обеспечить участие представителей государства в коллегиальных органах управления РАН.
8 ноября 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=58524