На прошлой неделе отмечалась годовщина события, которое, собственно, событием так и не стало - "Гражданский форум-2001". Еще в преддверии этого помпезного кремлевского мероприятия наша газета писала о его бессмысленности - власти нужен был фиговый листок для прикрытия. Однако листок оказался столь маленьким, что прикрыть срам никак не удалось.
Уже вскоре это оказалось очевидным. Как писали "Новые Известия" полгода назад, "Гражданский форум скончался без гражданской панихиды". За это время была закрыта комиссия по помилованию при президенте РФ, по самому жесткому варианту приняли закон "Об альтернативной гражданской службе", что по сути похоронило саму идею. С треском провалился проект "цивилизовать" зачистки в Чечне. Ни на шаг не удалось сдвинуться в организации общественного контроля над "закрытыми структурами". А борьба за свободу слова привела к лишению свободы участника форума журналиста Пасько, выступавшего на тему "Обеспечение доступа граждан к информации, затрагивающей их интересы". Сейчас он, по мнению главного политтехнолога форума Глеба Павловского, "находится в надлежащем месте"...
Итак, если суммировать, по всем главным противостояниям власти и общества так называемые переговоры зашли в позорный тупик.
Полгода потребовалось почтенной правозащитной организации "Мемориал", чтобы понять: диалог с этой властью не получается и получиться не может. "Мемориал" хлопнул дверью - прекратил участие в пустых переговорах. Но его жест мало кто заметил - по крайней мере первополосной новостью это не стало. Вот и обхитрила власть доверчивых правозащитников - попользовалась вволю. А потом кричи не кричи - непристойное дело сделано.
Затем происходили еще и другие события, должные лишить последних иллюзий самых доверчивых. В частности, призывающих к мирным переговорам в Чечне президент назвал "пособниками террористов", а на СМИ, сообщавшие правду о трагедии с заложниками в Москве, решено было надеть намордник.
Тем не менее с иллюзиями расстались не все. Вот и руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева спустя год оценивает кремлевский форум как "уникальное событие в истории России". И хотя признает, что "большинство переговорных площадок оказалось неэффективными", почему-то уверена: сделана лишь первая попытка, и то, что она оказалась не слишком удачной (удачной, но не слишком? - ГЦ.), еще не повод отчаиваться и опускать руки.
Отчаиваться, конечно, не надо. Но не стоит и верить в возможность очередных попыток. Ведь власть сегодня откровенна как никогда. И только слепоглухой не увидит и не услышит, как она, власть, понимает свой "диалог с обществом": ты меня слышишь (обязан слышать!), а я тебя нет. Так называемый "Тольяттинский диалог", завершившийся в прошедшую пятницу, выявил это со всей очевидностью. Организовал его полпред президента, вечно юный Сергей Кириенко с помощью членов оргкомитета кремлевского форума. "Тольяттинскому диалогу" предшествовали откровения главного закоперщика подобных мероприятий Глеба Павловского в Интернет-издании "Русский журнал". В статье "О ничтожестве российской правозащиты" гроссмейстер провокационного жанра утверждает, что "выступления правозащитников выглядят нарочито нагло, односторонне, бездумно, выслушивать доводы оппонентов считается в этой среде излишеством" (понимай, не хотят смотреть в рот власти и делать под козырек). Он попутно клевещет и на основоположников правозащитного движения, которые будто бы - не чета нынешним - вели уважительный диалог даже со зверской советской властью.
Нет смысла полемизировать с человеком, которому "уважительные правозащитники" давным-давно не подают руки. И объясняться по поводу тактики борьбы в условиях, когда за свою "уважительность" люди шли в тюрьмы и психушки. Но от его понимания диалога отмахнуться нельзя. Ведь Павловский не зря называется "околокремлевским политтехнологом". Он всегда чутко улавливает самые сокровенные мысли своих хозяев. Тем более, когда не за горами выборы и можно надеяться на очередной госзаказ.
Так вот, "солдатские матери", оказывается, должны добиваться не мира в Чечне (это по Павловскому синоним поражения), а "потребовать от властей более эффективных и массированных силовых действий". То есть матери должны настаивать на том, чтобы их сыновья, не жалея живота своего, почаще бы ходили в атаку. Вот это и будет основой для диалога с властью...
"Тольяттинский форум" был приурочен к региональной ярмарке социальных и культурных проектов, что само по себе позволяет понять планы властей относительно гражданского общества. Сергей Кириенко, выступая на торжественном закрытии посиделок, именуемых "форумом", сказал: "Я очень рад видеть горящие глаза в этом зале. Это убеждает меня в том, что гражданское общество в нашей стране все-таки есть".
Горящие глаза действительно были - на ярмарке распределялись деньги под социальные и культурные проекты. Соответственно организовали конкурс. И негосударственным организациям кое-что обломилось. Что само по себе даже хорошо. Ведь давно известно, что негосударственные структуры тратят деньги эффективнее, чем государственные. Но при чем здесь гражданское общество?
Кстати сказать, федеральная власть была представлена в Тольятти исключительно "социальным блоком" во главе с вице-премьером правительства Валентиной Матвиенко. Именно в этом провальном "блоке" власть хотела бы получить помощь общественников-тимуровцев. Министр труда и социального развития Александр Починок так откровенно и выразился: "Все, что здесь происходит, на самом деле уменьшает объем работы Министерства труда и соцразвития". И еще: "На прошлом Гражданском форуме было заявлено, что в России существуют 300 тысяч негосударственных организаций. Если бы каждая из них позаботилась о 10 людях, нуждающихся в соцзащите, в принципе у нас в стране такой проблемы бы не было".
Словом, не лезьте в политику, не занимайтесь Чечней, армией, свободой слова, контролем над властью и пр. Ваше дело тимуровское, или, по-нынешнему, волонтерское. Помогите всем нуждающимся, пригрейте всех сирых. Это власть вам разрешает и готова обсуждать даже посредством диалога.
Я никак не против тимуровского движения (сам был в детстве тимуровцем). Но сводить к нему всю правозащиту и гражданское общество - это ли не жульничество?
Каждый сверчок знай свой шесток. Нашему сверчку четко указали на его место. Но, может, по малости своего росточка он этого вполне заслужил?
Что нужно сделать, чтобы в России выросло и окрепло все-таки гражданское общество, способное заставить слушать и слышать себя? Об этом мы говорим с Павлом Арсеньевым, руководителем российского отделения Фонда гражданских свобод.
- Повторю то, что говорил уже не раз: суть гражданского общества - быть противовесом государственной машине, что невозможно без независимых от власти источников финансирования. Поэтому если бы власть действительно хотела становления гражданского общества, то она бы не занималась проведением помпезных форумов, а прежде всего изменила бы налоговую политику. Так, чтобы у частного бизнеса были налоговые стимулы для финансирования структур гражданского общества и общественные организации были бы освобождены от неразумных налогов.
Сегодня наиболее значительные общественные структуры существуют преимущественно на иностранные гранты. А нынче Запад, и прежде всего США озабочены глобальной политической задачей - возможной войной с Ираком. В этих условиях с Россией предпочитают вести сверхлояльную политику, закрывая подчас глаза на грубое нарушение прав человека. Понятно, что это не может не сказаться на положении российских правозащитников. Раньше, когда наши правозащитники наталкивались на глухоту российской власти, они апеллировали к Западу. И Запад усиливал резонанс. Сегодня же он тоже частенько проявляет глухоту к нашим проблемам и не хочет слышать то, что может не понравиться российской власти.
Да, когда общественный запрос отсутствует, возникновение сильных гражданских структур невозможно. Но вспомним, как в самом начале первой чеченской войны в ответ возникло движение "солдатских матерей", которое превратилось в мощную силу, способную заставить власти считаться с собой. А война была прекращена как раз в канун новых выборов.
Сейчас на антивоенные митинги приходят единицы. Но за войну народ, хоть и с опозданием, обязательно выставит счет власти. И произойдет это, скорее всего, на президентских выборах... Пока же власть стремится приручить слабые еще институты гражданского общества, сделать их карманными. И при этом имитируя "диалог равных".
..."Гражданский форум-2001" состоялся в канун поездки нашего президента в Германию, где он смог показать своему другу Шредеру наше гражданское общество во всем великолепии. И замечательный диалог с ним власти. Впереди (в 2003 году) очередная встреча лидеров России и Германии в рамках "Петербургского диалога". Среди намеченных тем "рабочих секций" есть и тема "Гражданское общество". После ярмарки в Тольятти нашему президенту будет что там продемонстрировать. По крайней мере "горящие глаза в зале" (см. цитату из выступления Сергея Кириенко).
Новые Известия, N 215
Георгий Целмс. Статья. Диалог по-кремлевски. Стр. 1,7
29.11.2002
http://www.hro.org/editions/press/1102/29/29110220.htm