23 июля 2004 года в Москве состоялось заседание Государственной комиссии по химическому разоружению Российской Федерации, которое провел полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе, председатель Государственной комиссии Сергей Кириенко.
В ходе заседания обсуждалась новая редакция программы по уничтожению химического оружия в Российской Федерации.
Отвечая на вопросы журналистов по окончании заседания, Сергей Кириенко сообщил, что в настоящее время программа требует существенного увеличения финансирования: "Россия выполняет свои обязательства. В финансировании из США никто не отказывает, но оно перекладывается, откладывается и корректируется. Вместе с министерством иностранных дел и главным контрольным управлением Президента РФ мы провели проверку и выяснили, что коэффициент полезного действия денег, приходящих из Соединенных Штатов, в реальности меньше 30%. Две трети средств, которые выделяются Соединенными Штатами, тратятся еще в Штатах на содержание инфраструктуры, финансирование всевозможных консультантов, экспертов, предприятий, которые этим занимаются и так далее. До России доходит менее 30% средств. В результате объект в Щучьем, который финансируется из США строится гораздо медленнее, в отличие от объекта в Горном, который финансировался Германией. Поэтому второй этап уничтожения российского химического оружия возможен в установленные сроки, но приоритетами уничтожения являются объект Марадыково и объект Камбарка, которые в первую очередь должны финансироваться из бюджета Российской Федерации. К 2007 году планируется уничтожение 20% российского химического оружия. Это требует существенного увеличения финансирования. Все, на что не получено достаточного объема средств по бюджету или по международной помощи - все равно придется делать, но в силу того, что это не было сделано в 2002, 2003, 2004 году, делая это в 2005, 2006 необходимо учитывать коэффициент инфляции".
По словам Сергея Кириенко, новая реакция программы предусматривает уничтожение химического оружия в местах его хранения, не перевозя на другие объекты: "Изначально предложение перевозки химоружия поступало из США. Если бы они полноценно финансировали объект в Щучьем, то все оружие, находящееся в Кизнере можно было перевезти в Щучий и уничтожить там. Агентство по боеприпасам сделало анализ того, сколько это стоит - безопасная перевозка получается дороже, чем постройка самостоятельного объекта. Поэтому никакой перевозки не будет, в Кизнере строится самостоятельный объект, на котором будет свой план уничтожения".
Также Сергей Кириенко отметил, что в новой редакции программы появится раздел, который будет включать в себя финансирование антитеррористических мероприятий в зоне хранения и уничтожения химического оружия: "В прошлом году мы просто перебрасывали средства с одной статьи на другую, но закрывая проблему безопасности, контроля, мониторинга. В новой программе специально доработан этот раздел, который включает нормальное финансирование таких проблем".
"Кроме этого, в программу включается точная задача по уничтожению реакционных масс. К октябрю будет подготовлено технико-экономическое обоснование и сдано на экспертизу в минприроды и федеральное агентство, которое занимается этой работой. Будет заложена стоимость уничтожения реакционных масс, утверждена соответствующая технология и проведен весь режим работ по уничтожению реакционных масс. Объект в Горном к концу 2005 года заканчивает уничтожение боевого отравляющего вещества, далее на него закладывается уничтожение реакционных масс. Но мы должны будем ответить на вопрос, что будет происходить дальше с этими объектами. На них должна быть проведена конверсия, уничтожено все, что соприкасалось с химическим оружием. Но сами объекты могут быть использованы", - продолжил председатель Госкомиссии.
По словам Сергея Кириенко, в ходе заседания также обсуждался вопрос социальных гарантий для людей, которые живут в зоне защитных мероприятий: "Мы понимаем, что здесь особая ситуация и есть категории социальных гарантий, которые должны быть у людей, живущих в зоне защитных мероприятий, которые отличаются от всей остальной территории страны. Подготовлен проект постановления Правительству, который внесен агентством и это будет рассматриваться на заседании комиссии по военно-промышленным вопросам 29 июля под председательством премьер-министра".
Говоря о финансировании программы, председатель Госкомиссии сообщил, на 2005 год финансирование составит 13 миллиардов 200 тысяч рублей, притом, что на 2004 год у нас было заложено 5 миллиардов 360 тысяч рублей. "Это более, чем двукратное увеличение. Плюс к этому мы рассчитываем на получение 2 миллиардов 200 тысяч рублей иностранной помощи. Увеличение, во-первых, связано с удорожанием из-за несвоевременного финансирования и, во-вторых, с иностранной помощью - даже то что выделяется по линии зарубежных государств, доходит до нас в небольших объемах. Но мы не можем не выполнять программу, потому что нас кто-то не профинансировал. Главное - это наша собственная проблема, мы ее решаем не только потому, что это международное обязательство России. В первую очередь мы выполняем программу, потому что эта зараза лежит на нашей земле и нам надо обеспечивать свою безопасность и безопасность людей, которые здесь живут. Поэтому, если нам не хватает иностранного финансирования, нам нужно финансировать программу своими средствами, и ничего другого здесь не дано".
26.07.2004
http://www.pfo.ru/?id=7322&query_id=11574