В настоящее время страна переживает драматический период хозяйственных преобразований, который в общественном сознании ассоциируется прежде всего с действиями определенных властных структур и отдельных личностей. Это объективно правильно, но является отражением лишь части воздействующих на такие процессы факторов. Рассматривая историю, мы видим, что разрушение старых хозяйственных процессов и формирование новых представляет собой последовательную неотвратимую систему циклов, не совпадающих с жизнью каждого отдельного поколения, поэтому для людей, попадающих в эти циклы, они проявляются в представлении, выраженном в известном китайском изречении: не дай бог жить тебе в период великих перемен. Вычленив субъективную составляющую, можно констатировать, что властные структуры и личности, не имея возможности остановить процессы перемен, играют положительную или отрицательную роль в зависимости от того, обладают ли они теоретической и практической способностью обеспечить воздействие на наиболее целесообразный ход назревших преобразований.
Такая способность не проявляется как чудо, а есть результат систематической работы в обществе по формированию концепции реформ, корректировке и совершенствованию методов их реализации уже в ходе практических действий, преобразованию экономических структур, сопровождаемой выдвижением на каждом из направлений этой сложной работы лидеров и руководителей. Положительный опыт такой логики послевоенных экономических реформ подтверждается всей мировой практикой.
В этой связи можно утверждать, что выход из системного кризиса требует активных действий всех производственных структур и по вертикальной, и по горизонтальной составляющим хозяйственной деятельности в рамках выработанной государственной экономической политики.
Поскольку вхождение в рыночную экономику базируется на развитии предпринимательства, то в экономическом сознании должна утверждаться идея, что как национальное богатство, так и личная обеспеченность связаны с эффективной деятельностью каждой конкретной экономической структуры при такой системе побудительных стимулов, когда у каждого человека есть устойчивое желание работать так, чтобы содействовать достижению целей организации.
Рассмотрим эти проблемы через призму информационной поддержки работы производителей на базе выставочных технологий.
Выставочные технологии в системе индустриального развития
На исходе ХХ века в динамично развивающемся мире в практике решения научно-технических, производственных, финансово-экономических и социальных задач все шире используется процесс технологизации как каждого исполнительного механизма, так и их совокупности. Многообразие современных технологий все в большей мере представляется интеллектуальным ресурсом, использование которого позволяет как прогнозировать, так и активно влиять на развитие широкого спектра программ с целью получения заданных результатов. Именно этого не хватает стране в период проводимых системных преобразований. К настоящему времени понятие технология распространяется не только на многие нетрадиционные для этого термина сферы человеческой деятельности, но и на различные уровни одних и тех же процессов. Финансовые, социальные, политические, инвестиционные, компьютерные, избирательные, высокие, двойные технологии, технологии управления - вот тот далеко не полный перечень, характеризующий сферу его использования. В ходе активной реализации такого рода процессов вошло в практику понятие пересекающиеся технологии, поскольку, например, любые промышленные, двойные, высокие технологии становятся бессодержательными без пересечения, например, с финансовыми или инвестиционными технологиями. Более того, в постиндустриальном обществе в процессах интеграции науки, техники, технологии и управления все чаще используется термин сумма технологий так как в нем отражается интеграция большой совокупности сложных процессов, реализуемых современными научно-производственными системами.
В понятие выставочные технологии, которые являются и пересекающимися, и составной частью суммы технологий вкладывается широкий спектр признанной во всем мире деятельности, характерной в существенно большей степени для рыночной экономики в сравнении с централизованной социалистической. Это понятие отражает процессы, где есть предмет исследования, специфические методы, количественные параметры и показатели его результатов в научных, производственных, финансовых, торговых и других системах. Далее представим эти процессы на уровне деятельности производственных структур в переходной экономике.
Проблемы производителей в новой экономической среде
В дореформенный период перед непосредственным производителем не вставали проблемы маркетинга, поскольку в централизованно управляемой экономике потребности планировались и финансировались четкой иерархией государственных структур и на этой основе определялись производитель, потребитель и экономические характеристики (включая цены) конечного продукта или услуг.
В такой ситуации роль как денежного механизма, так и в особенности выставочных технологий по сравнению с их использованием в других индустриально развитых странах была весьма ограниченной. Анализируя сложившуюся ситуацию, рассмотрим цели и потребности непосредственных производителей товаров и услуг и возможности их решения с помощью выставочных технологий в принципиально новой экономической среде. В настоящее время отечественные предприятия для того, чтобы производить продукт в виде товара или услуг с целью его реализации на внутреннем или внешнем рынках, имеют следующие исходные ресурсы: производственные площади с технологическим оборудованием; обслуживающую их инфраструктуру (электроэнергию, связь, воду, тепло, канализацию, складские помещения, ремонтные службы и т.п.); специализированные технологии; кадры; сложившуюся структуру организации и управления; производственные связи.
Что от них требуется в исходный момент производства товаров или услуг: произвести оценку потребностей рынка как по конечной продукции, так и по полуфабрикатам (то есть в системе работы по специализации) и определить возможности производства с учетом прогнозирования динамики собственного развития; рассчитать экономические параметры производственного процесса (издержки производства, оборотные средства, инвестиции, цены, конкурентоспособность, прибыль и т.п.); сформулировать программу восстановления производства (разработать бизнес-план) с учетом необходимых требований к внешним условиям (макроэкономические процессы; возможности специализации и кооперирования; экономическая политика государства: налоги, защита отечественного производителя от внешнеторговой экспансии, финансовая система и т.п.). Экономические проблемы, связанные с функционированием оборонной промышленности в рыночной системе, необходимо рассмотреть отдельно.
Во всей совокупности этих работ в явной форме проявляется необходимость во внешней (по отношению к производителю) производственно-экономической информации о рыночной среде, представляемой в существенной мере с помощью выставочных технологий.
Каковой может быть структура выполнения такого рода работ? Поскольку субъектом реформ выступает государство, то необходимо концептуально определить, что в сложившихся условиях берет на себя государство, а что ему как субъекту реформ необходимо потребовать непосредственно от самостоятельных юридических лиц - предприятий, производящих товары и услуги, несущих прямую ответственность и за создание должного количества рабочих мест. Именно так формируются структурированная организация работ, система иерархической ответственности на основе четко функционирующих обратных связей, когда цель или предмет труда контролируется самим процессом труда или методами достижения цели. Иначе не может быть обеспечено эффективное функционирование производства в рыночной среде. Именно поэтому в новых условиях хозяйствования весьма существенна роль информационной поддержки, представляемой прежде всего сферой финансовых и выставочных технологий.
Роль информационных процессов в производственной деятельности
Уже в последней четверти проходящего столетия термин информационное общество утвердился в мире как оценка высокого уровня развития постиндустриальной системы. Если рассматривать роль информационных процессов в динамике промышленного производства, то циклические экономические кризисы в период бурного капиталистического роста в конце XIX и начале ХХ веков объяснялись как кризисы перепроизводства, связанные с невозможностью иметь достоверную информацию о сбалансированных потребностях в условиях децентрализованного частного производства.
Социалистический способ производства, в той форме, в которой он был реализован, и вытеснивший к началу 80-х годов на одной третьей части мира капиталистический, также не сумел на основе плановой экономики справиться с хозяйственными проблемами в том числе из-за объективной неспособности реализовать централизованную переработку огромных объемов экономической информации и рухнул, не обеспечив эффективного развития производства и, как следствие, должных социально-экономических условий жизни населению своих стран.
Появившиеся во второй половине века средства обработки информации (ЭВМ и построенные на их базе информационные технологии) в существенной мере обеспечили решение информационных проблем в так называемом капиталистическом и далее в постиндустриальном обществе, в то время как в централизованной экономике даже эти средства не могли реализовать оптимизацию хозяйственных процессов с помощью вычислительных систем различных уровней - общегосударственных, республиканских, отраслевых автоматизированных систем управления, которые базировались на АСУ предприятий и организаций.
Следует отметить, что современные электронные средства являются прежде всего техническим инструментарием, обеспечивающим поддержку содержательной части хозяйственных процессов, а достижения в области информатики не только не исключают влияния традиционных средств на процессы повышения эффективности хозяйственной деятельности, но и опираются на них как на исходную базу. Вся совокупность этих методов служит инструментарием экономической науки, хозяйственной практики и массового экономического сознания. Наиболее важными из них являются: выставки, биржи, реклама, средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), Паблик Рилейшнз (связь с общественностью).
Выставочные технологии в обеспечении хозяйственных процессов
Что представляют собой современные международные, национальные, региональные и специализированные выставки в индустриально развитых странах. Это прежде всего мощные корпоративные финансово-экономические структуры с высоким научным и аналитическим инструментарием, которые являются составной частью производственного процесса и важным мотивационным фактором в научной, производственной и хозяйственной деятельности. Плановое социалистическое хозяйство не имело аналогичных структур, а выставки, как и деньги, играли ограниченную роль. Такие функции, характерные для рыночного хозяйства, в плановой экономике рассредоточивались по различным административным структурам министерств и ведомств. В подтверждение этого тезиса рассмотрим такого рода деятельность через призму функционирования главной выставки СССР в ее преемственной системе ВСХВ - ВДНХ - ВВЦ.
В дореформенный период Выставка выполняла следующие функции: демонстрация достижений централизованной экономики; распространение передового опыта сначала в сельскохозяйственном производстве, а затем и во всем народном хозяйстве; методическая работа и практическая организация Всесоюзного социалистического соревнования; ориентация хозяйственных кадров в реальной экономической обстановке. Естественным является вопрос - может ли быть адаптирован прежний опыт выставок, их производственный ресурс и отработанные технологии к новым экономическим условиям. Поскольку такого рода специализированная деятельность требует как материальных ресурсов (площади, оборудование, технологии, коммуникации), так и специфических знаний и опыта работы, можно констатировать, что сложившийся ресурс выставок необходим, но далеко недостаточен в новой экономической среде.
Старая истина гласит, что где ничего нет, там и император утрачивает свое право. В этом смысле можно констатировать, что по перечисленному выше составу работ производителей товаров и услуг в новых рыночных условиях есть востребованность в выставочных функциях, что подтверждает право на такого рода деятельность. Эти функции являются составной частью производственной работы в рыночной системе и вопрос заключается в том, будут они выполняться вновь создаваемыми структурами (что связано с существенными затратами не только ресурсов, но и времени) или дореформенные структуры, адаптируясь к новым условиям, смогут с меньшими издержками восполнить этот пробел.
Определим их организационные и технологические возможности: выставочные площади, специальное оборудование и технология их использования; компенсация работы ранее функционирующих структур для обеспечения уже экономическими методами взаимодействия между специализированными предприятиями (такая работа выполнялась главками министерств, центральными и местными партийными органами); использование опыта целенаправленной деятельности в одной из сфер маркетинга; практика в проведении международных, межрегиональных и отраслевых выставок; решение вопросов для средних и мелких предприятий, не имеющих собственных средств для организации полномасштабного маркетинга; способствование естественным монополистам, участвующим в международных выставках, предварительной проработке вопросов представления продукции за рубежом; проведение в стране международных выставок и, наконец, обмен опытом - как самые дешевые инвестиции.
Представление предприятий на рынке товаров и услуг на основе выставочных технологий
В ранее сложившейся хозяйственной практике не существовало проблемы представительских функций предприятий, поскольку они входили в компетенцию министерств и ведомств, а в целом обстановка режима не способствовала этому в особенности для предприятий оборонных отраслей и сферы высоких технологий. Именно поэтому следует рассмотреть основную совокупность процессов, связанных с широким представлением информации о производителях, товаре и услугах как исходной части маркетинга и необходимом условии их функционирования в рыночной среде. В сложившейся практике эта функция обеспечивается следующими методами: путем традиционно устанавливаемого прямого взаимодействия между поставщиками и потребителями; на основе различных планирующих систем и соответствующих им структур; на базе маркетинга при расширении производства; с помощью рекламы и привлечения ранее неохваченных клиентов; формированием потребительского спроса через средства массовой информации; различными формами естественной монополизации рынка. Можно утверждать, что практически все эти процессы в условиях рыночной среды в существенной мере обеспечивают выставочные технологии. Представление производителя требует систематической работы, поскольку рынок связан с обновлением товаров, конкуренцией и новыми ценами, новыми потребителями и новыми рынками. Как производственные предприятия, адаптирующиеся к рыночной среде, могут и должны использовать выставочные технологии и функции выставок? В послереформенный период в стране уже сложились два направления такой ранее несвойственной им деятельности - внешний и внутренний рынки. Поэтому направленность выставочных технологий в существенной мере зависит, с одной стороны, от внешней и внутренней экономической политики государства, а с другой - от возможности предприятий производить конкурентоспособную продукцию.
Оценивая, в частности, формирующуюся хозяйственную практику переходного периода, можно констатировать, что хозяйственная свобода, полученная предприятиями, в силу объективных причин проявляется по-разному в двух основных группах: первая группа - это производства, представляющие на данный момент интерес для внешнего рынка: в основном добывающие отрасли, а также часть предприятий оборонного комплекса и высоких технологий; вторая - это практически большинство предприятий других отраслей, когда при затянувшемся кризисе и деградирующем внутреннем рынке их способность к производственной деятельности резко упала. В такой ситуации первой группе нужны в основном международные выставки, а второй - практически никакие.
Дальнейшая деградация второй, основной группы предприятий, ведет к увеличению социальной напряженности, а первая группа, использовав имеющийся задел, далее будет также неспособна участвовать в конкуренции на внешнем рынке. Именно поэтому выставочные технологии в переходный период должны сосредоточить свое внимание на широком спектре отечественных предприятий, на восстановлении их производственных возможностей для обеспечения внутреннего рынка.
Таким образом, отечественные предприятия и отечественный рынок в настоящее время являются основной базой работы российских выставок, а средства для реализации выставочных технологий должны быть как корпоративные, так и бюджетные, но все более формирующиеся как коммерческие.
Какие инструментарии и механизмы есть в арсенале выставок, которые в этих целях в новой хозяйственной среде должны максимально использоваться и развиваться ускоренными темпами: компьютерные технологии; маркетинг, его методы и структуры; системный анализ промышленной информации и способы ее использования для формирования экономической политики в интересах отечественного производства.
Действуя в таком направлении, выставочные технологии будут способствовать завоевыванию и внешних рынков.
Компьютерные системы и выставочные технологии
Поскольку результативность выставочных технологий направлена на информационную поддержку и производителей, и потребителей, то при больших возможностях компьютерных систем стоит задача их эффективного использования для такого рода целей в новых условиях хозяйствования.
Огромный зарубежный опыт в этих направлениях может быть использован в России, на наш взгляд, преимущественно при анализе и оценке достижения конечных целей, а также как важный фактор мотивации, поскольку и содержательная часть работ, связанная с условиями переходного периода в отечественной экономике, и методы реализации информационных технологий, определяемые структурой и количеством компьютерных систем, сферами, масштабом и опытом их массового использования, инвестиционными возможностями отечественных предприятий, не аналогичны зарубежным и требуют выработки собственной организационно-технической политики.
В содержательной части выставочной деятельности есть много проблем, которые в особенности в кризисных условиях необходимо решать, опираясь на весьма ограниченные ресурсы, что стимулирует поиск адекватных обстоятельствам методов.
Одним из таких примеров может стать планируемая к реализации на ВВЦ организация широкомасштабной выставки по проблемам использования достижений в космических технологиях. Реальный, традиционный их показ представляет весьма дорогостоящую и практически слабо обозримую масштабную задачу.
Виртуальное ее исполнение, то есть такое представление экспонатов в электронной системе, которое при целенаправленном интересе может быть адресно показано достоверно, в натуре, требует уже достаточно ограниченных затрат, повышая обозримость и эффективность. Причем организация аналогичных показов в особенности из сферы оборонной промышленности может быть весьма широкой, поскольку весь дореформенный период высокие технологии были практически закрыты, хотя многие из них, как двойные технологии, могли эффективно использоваться в отечественной промышленности.
Можно констатировать, что существует достаточно экономических возможностей, когда выставочные технологии, базируясь на корпоративных коммерческих действиях при решении широкого спектра научных, экономических, производственных и социальных проблем, должны обеспечить создание системы, стимулирующей развитие отечественной промышленности.
Заключение
Активизация действий в реальном секторе экономики происходит в условиях, когда у специализированных предприятий в силу целого ряда обстоятельств разрушены устоявшиеся производственные связи, а также сложившаяся ранее инфраструктура, поддерживающая их в технологической цепи производственных процессов. Кроме того, воссоздавать утерянные хозяйственные позиции приходится в условиях международной конкуренции, когда экономика многих государств находится в постиндустриальной стадии развития и опирается как на широкий спектр информационных технологий, так и сложившуюся систему маркетинга. В этой связи встает вопрос, до какой степени можно использовать дореформенные отечественные структуры поддержки, работавшие в направлении выставочных технологий. Нам представляется, что при активизации деятельности в новой экономической среде не следует пренебрегать опытом предшествующей организации работ и управления. Построение выставочных технологий для рынка не должно начинаться с нуля, а прошлый опыт следует адаптировать к новой экономической среде, наращивая его с учетом новых требований. Определяя концепцию развития выставочных технологий, необходимо переходить к активизации деятельности непосредственно с производителями товаров и услуг. Мы выражаем уверенность, что такая работа будет способствовать созданию современного хозяйственного механизма, который обеспечит динамичное развитие отечественной экономики.
журнал "Экономика и производство"
06.11.2008