05 ноября 2008
3234

Сергей Курбатов: Об организации Российской Академии машиностроения (Российской Академии прикладных наук)

Выход из системного социально-экономического кризиса и восстановление научной и индустриальной мощи России является многофакторной задачей, при решении которой необходимо сформировать как общую модель проблемы и ее основных структурных составляющих, выстроить приоритеты, разработать действенную программу, так и организовать практические, в большинстве случаев параллельные работы по их реализации. В процессе выполнения такого сложного комплекса мер определяющее место принадлежит научно-технической элите страны.
Рассмотрим некоторые узловые вопросы такого рода деятельности в новой экономической среде.

1. Исходные организационные условия и формы решения базовых научных проблем в изменившейся в ходе реформ экономической среде.
Монолитно организованная экономика Советского Союза, в течение большей части прошедшего столетия опирающаяся на ресурсы общенародной собственности, жесткую систему централизованного планирования и управления, имела существенные успехи в целом ряде определенных государством приоритетных направлений. В процессе ее последовательного функционирования была разработана комплексная технология научного сопровождения производственной деятельности, которая соответствовала структуре сложившейся экономической системы.

В общем виде научные и научно-технические проблемы в условиях высоких темпов мирового научно-технического прогресса определялись деятельностью следующей организационной иерархии:

* академические научно-исследовательские институты, обеспечивающие разработку фундаментальных проблем;
* отраслевые специализированные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные организации, функционирующие в рамках реализации задач, возложенных на министерства и ведомства;
* исследовательские и конструкторские организации, работающие непосредственно в производственных структурах;
* вузовские исследовательские и опытно-конструкторские подразделения, выполняющие заказы перечисленных выше трех структур.


В рамках такой системы в нашей стране, как и в других научных структурах, сложившихся в индустриально развитых странах и выполняющих аналогичные задачи, формируются и функционируют научные школы, представляющие собой одну из важных форм научного сообщества, особую конфигурацию кооперации научной деятельности. Это необходимо иметь в виду, поскольку при любой реорганизации не следует нарушать такую тонко складывающуюся и трудно восстанавливаемую форму реализации научной деятельности. Отметим, что развитие многих направлений науки связано с деятельностью научных школ, которые являются таким социальным феноменом, который, формируясь в том числе вокруг определенных научных авторитетов, позволяет рассматривать комплекс мотиваций, критериев, характеристик и результатов научной деятельности в их единстве и взаимообусловленности. Понятие научная школа многозначно и имеет различные смысловые оттенки. Научная школа в системном значении - это особый феномен, который сопрягается с другими научно-социальными объединениями и структурами науки, рассматриваемыми в узком, ограниченном понимании, такими, например, как научная дисциплина, научное направление, организация (институт, лаборатория, кафедра) и др. Именно научная школа, понимаемая в широком спектре и в плане консолидации ученых в условиях системного кризиса, представляет особый интерес.

Поскольку направления, объемы и структура организации научных исследований, включая такую ее составляющую, как научные школы, тесно связаны и определяются наличием ресурсов и методами финансирования, то процессы адаптации системы организации работ сферы научной деятельности к новой экономической среде должны происходить с учетом следующей пересекающейся технологической последовательности: содержание работ - потребитель - система финансирования - структура организации работ - конечные результаты.

2. Направления и формы организации научных исследований
Естественно, что при переходе к другим базовым принципам реализации экономики, то есть к системе постиндустриального рынка, необходимо найти адекватные организационные решения в сфере научно-технического обеспечения непосредственно производственной деятельности в условиях высоких темпов научно-технического прогресса. В этой связи следует рассмотреть основные направления, принципы и формы организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и подготовки кадров специалистов, включая специалистов высшей квалификации, с учетом ранее сложившихся научных структур с тем, чтобы определить вектора их трансформации в новой экономической среде.

Фундаментальная наука. Академия наук СССР, организованная как основной исполнитель этого направления, создавалась в централизованной экономической системе, когда в ее составе работали многочисленные специализированные институты. В этих условиях с учетом специфики фундаментальных научных исследований формировалась иерархическая система управления путем определения принадлежности институтов к специализированным Отделениям, которые составляли целостную научную структуру Академии. Руководство всей академической системой осуществлялось элитной группой этой системы - избираемыми Действительными членами (академиками) и Членами-корреспондентами АН СССР, являющимися ведущими научными представителями специализированных отделений и определявшими структуру, кадровый состав и направленность работы ее различных управляющих органов. Финансирование работ академических институтов так же, как и работ элитной ее части, осуществлялось прямо или опосредованно из государственного бюджета.

По мере форсированного развития в стране работ по прикладным направлениям науки и техники, в которых шел непрерывный рост объемов и количества исполнителей в различных отраслях промышленности и при том, что в этих работах принимали участие и академические институты (космонавтика, атомная энергетика, электроника, вычислительная техника, машиностроение, прикладная химия и др.), в составе Академии создавались новые отделения, когда ее действительными членами и членами-корреспондентами стали избираться выдающиеся ученые и конструкторы - представители прикладных направлений науки и техники предприятий и организаций, структурно не входящих в систему Академии наук страны. В связи с изложенным можно констатировать, что в широком аспекте Академия наук концентрирует в своей деятельности две важнейшие для государства и общества функции:

* первая - работа собственно научно-исследовательских академических учреждений, включающая и подготовку кадров высшей квалификации;
* вторая - форма мотивации научной деятельности и признания заслуг сотрудников академических институтов, путем избрания в академики и члены-корреспонденты. Далее эта форма была использована как научной общественностью, так и государством для оценки заслуг представителей научных и конструкторских организаций, не входящих в состав академических институтов, но вносящих огромный вклад в развитие индустриальной и военной мощи страны.


Сформированная таким образом система сыграла существенную роль в обеспечении высоких достижений в целом ряде направлений отечественной науки и техники. Для Российской Академии наук, как правопреемника Академии наук СССР, характерны аналогичные формы и методы работы. В процессе адаптации к новой экономической среде необходимо иметь в виду выработанные интеллектуальной элитой страны механизмы, проверенные практикой и временем и обеспечившие положительные результаты в этой сфере деятельности.

Отраслевая наука - она представлялась многочисленными специализированными научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектными организациями министерств и ведомств, которые выполняли задания государства по разработке конкретных комплексных систем, технических средств, изделий и технологий, и проявлялась в сложной интегрирующей конфигурации, опираясь, с одной стороны, на фундаментальные исследования различных структур АН СССР, а, с другой - на опытные и серийные заводы соответствующих отраслей, в рамках которых в свою очередь функционировали собственные исследовательские, конструкторские и технологические подразделения, обеспечивающие реализацию конкретных задач на конкретных заводах в конкретных производственно-технологических условиях.

Отраслевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации в рамках деятельности министерств и ведомств имели свои специализированные научно-технические издания и тесную связь с вузами, реализуемую через функционирование базовых кафедр, а также обеспечивали подготовку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук.

Вузовская наука. Поскольку вузы являются структурами, обеспечивающими подготовку специалистов для всех научных, конструкторских и производственных структур и обладают кадрами ученых-преподавателей, они всячески поддерживались как Академией наук страны, министерствами и ведомствами, так и отраслевыми НИИ и заводами путем финансирования исследований, проводимых в рамках учебных институтов. Большую роль в такого рода взаимодействии играли так называемые базовые кафедры, представляющие профильные академические и отраслевые институты.

К тому же вузы обеспечивали подготовку специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук.

Анализируя изложенное, можно констатировать, что, с одной стороны, в настоящее время страна имеет квалифицированные кадры, на протяжении ряда десятилетий обеспечивающие высокий уровень результативности работ по целому ряду направлений науки и техники и готовые внести свой вклад в возрождение индустриальной мощи страны, а с другой - научные структуры, которые должны адаптироваться к новой экономической среде и, таким образом, эффективно использовать эти высококвалифицированные кадры специалистов.

Не подготовленные ни теоретически, ни организационно, неупорядоченно проведенные процессы реформирования, к сожалению, не обеспечили выработки ни базовых направлений адаптации кадров высококвалифицированных специалистов, ни трансформации ранее сложившихся структур к новой экономической системе, и все это необходимо проводить в уже сложившихся и динамично развивающихся обстоятельствах.

Можно, однако, констатировать, что общий вектор преобразований был позитивным, поскольку направлен на принятие всего того, что выработали в социально-экономическом аспекте индустриально развитые страны в особенности в течение последнего полувекового периода в условиях бурного развития научно-технического прогресса и социальной ориентации экономики. Все это позволяет находить конструктивные решения, вырабатывая критерии и расставляя приоритеты с позиций повышения влияния интеллектуальной деятельности на эффективность экономики, обеспечение безопасности и социальную стабилизацию.

3. Организация Российской Академии машиностроения - эффективная форма консолидации научных сил обрабатывающих отраслей при решении задач возрождения индустриальной мощи страны.
Деградация научной и производственной деятельности, сопровождающая неупорядоченные экономические преобразования, отсутствие целеполагающих направлений в создании и использовании интеллектуальной продукции в отечественном производстве, стимулировали попытки организованного решения, обеспечивающего реализацию в новой экономической среде такого сложного феномена, как научная, конструкторская и проектная деятельность.

В условиях демократизации всей общественной жизни инициативными группами ученых и специалистов начали создаваться специализированные академии, призванные, по идее, консолидировать кадровый потенциал в целом ряде научных направлений, определяя соответствующие целям принципы формирования и квалификационный состав специалистов. Следует отметить, что организация новых научных структур происходила в рамках и в соответствии с российским законодательством.

Однако, в работе большинства вновь созданных академий преобладала не столько содержательная деятельность по консолидации сил в определенных научных направлениях, сколько формальная составляющая, отражающая признание определенных заслуг тех или иных ученых в специализированной сфере деятельности, то есть присвоение и присуждение различных степеней и званий. Естественно, что все это способствовало созданию определенного негативного отношения к такого рода образованиям, чему в существенной степени способствовала и оторванность такого рода структур от заказчика и потребителя научной продукции.

Предложение о создании Российской Академии машиностроения может быть реализовано с учетом опыта проведения в последние 10-15 лет аналогичных работ в рамках российского законодательства, что прежде всего позволит объединить разрозненные усилия широких слоев ученых и специалистов обрабатывающих отраслей промышленности на конкретных проблемах возрождения отечественной экономики, обеспечивая координацию работы научных и опытно-конструкторских структур с требованиями производства при активном содействии государства.

В настоящее время происходит поиск конструктивных методов организации работ в научной сфере, которая определяется тремя основными направлениями:

* фундаментальные исследования, которые, естественно, должны опираться прежде всего на сложившиеся структуры и кадры академической науки;
* отраслевые научные и опытно-конструкторские работы, без которых, с одной стороны, невозможно обеспечить должный уровень развития отечественного производства, а с другой, активно войти на конкурентной основе в мировую экономическую систему;
* вузовская наука, которая в новой экономической среде развивается по направлениям, принятым в индустриально развитых странах, то есть при университетах и вузах создаются исследовательские и конструкторские структуры, обеспечивающие проведение как фундаментальных исследований, так и работу в сфере прикладных задач в научно-педагогической среде, в которой одновременно и параллельно с исследованиями происходит подготовка кадров специалистов, включая специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук.


В сложившейся обстановке представители Российской Академии Наук сосредоточивают внимание и формулируют позиции, связанные с разработкой фундаментальных направлений в науке. Общая

направленность этих позиций не вызывает сомнений и должны быть определены пути их реализации.

Учитывая необходимость решения прикладных задач, широкий круг ученых и специалистов машиностроения сосредоточивают внимание на совершенствовании организации работ в сфере отраслевых исследований и разработок.

В новых условиях становится крайне необходимым объединить усилия ученых и специалистов, работающих в сфере реализации достижений научно-технического прогресса в особенности в перерабатывающих отраслях промышленности, обеспечивая выполнение задач по удвоению к 2010 г. ВВП, укреплению обороноспособности и решению социальных проблем на основе интенсификации производства.

Именно учитывая совокупность такого рода факторов, опираясь как на прошлый дореформенный опыт, так и на опыт консолидации научных сил в переходный период, наиболее рациональной формой обеспечения такого рода работ представляется создание Российской Академии машиностроения. Этой общественной организации необходима государственная поддержка и она должна работать в тесном контакте со структурами, обеспечивающими государственное воздействие на перерабатывающие отрасли промышленности, центральной из каковых в настоящее время является Министерство промышленности и энергетики РФ.

В связи с изложенным следует отметить, что из многих специализированных академических организаций, созданных в последние годы, определенный интерес представляет направленность деятельности Российской Академии военных наук, работающей в тесном контакте с Министерством обороны РФ, результативность которой можно видеть, анализируя открытые публикации о роли, функциях и методах ее деятельности в этой важной для страны специфической области.

Первоочередными для Российской Академии машиностроения должны стать следующие задачи:

* Оценка состояния основных направлений в отраслевых исследованиях, которая может быть выполнена опираясь на результаты анализа деятельности как функционирующих отраслевых НИИ и КБ, так и на информацию созданных в различных отраслях научных, конструкторских и общественных объединений (союзы, ассоциации, академии). Выработка предложений, на основе проведенного анализа, по интенсификации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как для государственных, так и предпринимательских структур.
* Объединение усилий в разработке эффективного экономического механизма и методов мотивации в сфере научной и конструкторско-технологической деятельности во всех специализированных направлениях машиностроения.
* Активизация работы в сфере научных и научно-публицистических изданий, ранее эффективно действующих в различных отраслях промышленности и представляющих собой важное условие не только распространения результатов исследования и передового опыта, но и фактор консолидации сил и стимулирования специалистов в процессах интеллектуализации производственной деятельности.
* Проведение квалифицированной независимой технической экспертизы по проектам, реализуемым как государственными, так и предпринимательскими структурами в области машиностроения и в смежных отраслях.
* Координация действий научных структур, представляющих различные направления машиностроения с другими научными структурами и высшими учебными заведениями страны.
* Участие в работе аналогичных зарубежных научных и производственных структур.
* Выработка предложений по вопросам подготовки специалистов всех направлений и уровней, включая кадры высшей квалификации.
* Проведение научно-технических конференций, семинаров, круглых столов, на которых вырабатываются предложения по актуальным проблемам развития машиностроения.
* Осуществление научно-технических связей с научными структурами, работающими в сфере машиностроения как в ближнем, так и дальнем зарубежье.


В заключение отметим, что сформулированные проблемы являются достаточно очевидными, система организации представляется открытой для любых новых конструктивных предложений, а сфера деятельности Академии, консолидирующей усилия в сфере прикладных наук в постиндустриальном мире, будет, естественно, расширяться по мере накопления опыта и все это должно найти поддержку среди ученых и специалистов, представляющих широкий спектр проблем машиностроения.


05.11.2008

журнал "Экономика и производство"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован