Результативность практически всех сфер деятельности современного общества связана с эффективным управлением, а к началу XXI века его роль, по сравнению с предшествующим историческим периодом, стала беспрецедентной.
Рассматривая конкретную интерпретацию этих проблем в реальной российской экономической действительности можно констатировать следующее. Базовыми вопросами исследований в этой сфере с учетом переходных процессов являются: классификация проблем управления; определение границ взаимосвязи и взаимообусловленности экономической сферы, ее закономерностей с одной стороны и узловых проблем непосредственно процессов управления с другой; формулирование вопросов, связанных с оптимизацией методов вертикального и горизонтального управления; определение границ содержательной части процессов, определяющих возможности их формализации с целью последующего автоматизированного решения; методы и средства практической реализации вопросов управления как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях; анализ, оценка и решение проблем безопасности в процессах управления; подготовка кадров специалистов сферы управления.
Опираясь на основные задачи, сформулированные в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию страны и в последующих его инициативах, то есть удвоение к 2010 г. ВВП, обеспечение социальных и оборонных требований, последовательно рассмотрим их с позиций совершенствования управления, как важнейшего ресурса эффективной реализации этих сложных задач.
В течение последнего десятилетия в стране происходили коренные социально-экономические преобразования, когда внимание государственных и общественных структур было сосредоточено на макроэкономических проблемах. В настоящее время на базе уже свершившихся макропреобразований в целях решения конкретных научных, производственных и социальных задач необходимо сконцентрировать внимание уже на микроэкономических процессах, то есть непосредственно на реальном секторе отечественного производства, поскольку этот уровень, как показывает весь мировой опыт, в существенной мере определяет все другие успехи в поступательном движении общества.
Именно поэтому в современной постиндустриальной экономике внимание всех институтов государства, предпринимательских, финансовых структур и всего общества концентрируется на развитии национального производства, которое обеспечивается сбалансированной политикой в области как макро-, так и микроэкономических процессов.
В такой связи и в таком контексте рассмотрим некоторые вопросы этой проблемы.
1. Узловые проблемы разработки социально-экономических программ.
Сложившаяся к настоящему времени как внутренняя социальная, так и геополитическая обстановка требует как от руководства страны, так и всех структур общества принятия конструктивных решений во всех сферах жизнедеятельности. Можно утверждать, что базовым направлением такого рода решений являются экономические проблемы и, прежде всего, принятие действенных мер в сфере микроэкономики, то есть непосредственно в научной и производственной деятельности. Отметим некоторые узловые вопросы этой совокупности через призму выработки базовых программных решений. В сложившейся обстановке назревшие социально-экономические вопросы наиболее рельефно преломляются в трех аспектах.
Первое - в состоянии экономики страны и темпах развития производства; обеспеченности населения рабочими местами; уровне заработной платы работающих и их способности обеспечить жизнь неработающих членов семьи.
Второй - в государственном бюджете и зависимости его роста от объемов производства; в распределении средств в рамках бюджетного финансирования: содержание госаппарата, армии; рабочие места, оплачиваемые из госбюджета; социальное обеспечение неработающего населения и т.п.
Третий - в отражении социально-экономического состояния страны в массовом сознании общества. Эти исходные условия и методы формирования общественного сознания в существенной мере или способствуют росту производства и социальной стабилизации, обеспечивая перспективу развития, или, при неблагоприятном развитии, дезорганизуют как общество, так и государство.
Все три аспекта тесно связаны и взаимообусловлены. Однако каждый из них является самостоятельным объектом исследования. Именно так они должны представляться как перед руководителями государства и общества, различных их структур и уровней, перед представителями производственных и финансовых структур, так и в массовом общественном сознании. Рассматривая первый то есть экономический аспект, можно утверждать, что он в существенной мере определяет и процессы формирования бюджета и социально-психологическое состояние общества, поскольку от решения вопросов прежде всего в микроэкономическом секторе, то есть в сфере реальной экономики, могут быть найдены решения и во втором, и в третьем аспекте рассматриваемых проблем. Анализируя совокупность этих вопросов отметим, что в сложившейся в последнее десятилетие ситуации социальные аспекты на всех уровнях государственной, производственной и общественной деятельности неоправданно сосредоточиваются на распределении средств в рамках федерального бюджета, в то время как внимание на первом, экономическом аспекте неоправданно концентрируется преимущественно через призму налоговой политики, а не через систему требований к сфере предпринимательства, оформившегося на базе приватизации государственной собственности в связи с возросшей необходимостью повышения эффективности производства и создания рабочих мест. Отсутствие четких исходных положений в первом и втором аспекте формирования "социально-экономических программ" является одной из основных причин дезорганизованного представления этих проблем в массовом общественном сознании. В силу сложившегося положения проблема становится вяло очерченной, необозримой и практически трудно реализуемой.
Естественно, что при такой тенденции в постановке социально-экономических вопросов попытки их решения не имеют должных результатов, а в обществе, в его широких слоях и на всех уровнях возрастает напряженность ожидания.
Чтобы попытаться конструктивно решать эти вопросы необходимо сосредоточить внимание в первую очередь на формулировании задач в виде иерархически построенных положений об интенсификации развития отечественного производства, излагая их в том числе и в средствах массовой информации, что приведет к осознанию этих процессов в обществе и позволит четко определять позицию в весьма сложном первом, то есть производственном аспекте, а также, упростит классификацию и расставит приоритеты при решении вопросов во втором, социальном спектре, который обеспечит и стабилизацию третьего, то есть массового экономического сознания. В практическом плане как действенный исходный момент предлагается интенсифицировать работу по формированию научно-публицистических материалов по всем направлениям проблем реальной экономики, которые должны иметь не столько критическую, сколько позитивную направленность.
Отметим, что в настоящее время различного рода структуры, формирующие как экономическую политику, так и массовое общественное сознание (партийные, общественные, СМИ), строят свою работу прежде всего на представлении негативных процессов, определяя их как крайне необходимую конструктивную оппозиционную деятельность. Не отрицая этих положений, необходимо определить меру, то есть разумное соотношение конструктивной и оппозиционной составляющих.
2. Интенсификация работ в сфере реальной экономики, представленной оборонно-промышленным комплексом.
В течение длительного периода "холодной войны" развитие науки и производства в нашей стране сосредоточивалось на военной промышленности, которую можно рассматривать как важное исходное условие восстановления и дальнейшего развития индустриальной мощи в силу того, что эта отрасль является источником как "двойных технологий", так и товаров "двойного назначения".
Поскольку оборонно-промышленный комплекс (ОПК) представляет собой реальный сектор обрабатывающей промышленности, опирающийся на высокие технологии, и, одновременно, структуру, решающую одну из трех основных задач, изложенных в Послании Президента РФ, то есть обеспечение безопасности страны целесообразно целый ряд организационно-экономических проблем рассмотреть через призму этой сферы науки и производства.
Сложившаяся экономическая, социальная и геополитическая обстановка требует от руководства страны принятия конструктивных решений и в оборонно-промышленном комплексе. Очевидно, что усилия, обеспечивающие решение вопросов ОПК необходимы как на уровне макроэкономики (перераспределение бюджета, изменения в системе налогов, законодательные инициативы по поддержке оборонного производства и др.), так и на уровне микроэкономики (оптимизация структуры управления ОПК, совершенствование системы заказов, определение критериев эффективности как в оценке изделий, построении приоритетного ряда в системе создания вооружения и военной техники (ВВТ), так и в оценке деятельности предприятий комплекса и т.п.).
Поскольку предприятия ОПК по своей основной научно-производственной направленности являются не только оборонными, но и представляют собой отрасль высоких технологий всего отечественного производства, а также разработчика и поставщика интеллектуальных средств не только для вооружения и военной техники, но и для всей науки и производства страны, рассмотрим некоторые вопросы организации экономической работы в этой сфере деятельности.
В настоящее время в российской обрабатывающей промышленности, как и в его составной части, представленной оборонно-промышленным комплексом, сформировалась новая хозяйственная среда, когда экономические и организационные проблемы стали доминирующими. Однако в этой сфере производственной деятельности практически нет легитимных интегрирующих структур, непосредственно занимающихся такого рода проблемами и несущими прямую ответственность за конечные результаты в рамках национальной экономической политики.
В то же время в последние годы продолжают интенсивно стимулироваться работы в сфере макроэкономических процессов. Существенный разрыв между макро- и микроэкономическими исследованиями усугубляет кризисные явления в производственной деятельности, вследствие чего необходимо в возможно короткий срок сбалансировать направленность и объем экономических разработок. Такого рода перекос обусловливается рядом объективных причин: смена социально-экономического строя вынуждала сосредоточивать внимание прежде всего на макроэкономике, а сопровождаемая эти процессы приватизация без четких требований к результативности работы предпринимательских структур во многих случаях практически ликвидировала микроэкономическую направленность экономических разработок, ведущихся с позиции не только предпринимательских, но и государственных и социальных интересов.
В этот период на хозяйственной политике отрицательно отразилась сформировавшаяся идея, связанная с преувеличением разумных границ свободы действий капитала, беспредельной его либерализации и снижению роли государства в экономической деятельности, когда в практике развитых стран очевидным является то, что современная экономика не существует отдельно от права государственного воздействия на хозяйственные структуры, принимая характер социально ориентированной экономики.
В такой связи обозначим институциональные структуры в постиндустриальных странах, а значит, необходимые и в нашей стране, влияющие на деятельность различного рода научных и производственных структур, в которых доминирует микроэкономическая составляющая:
* государственные структуры: законодательная, исполнительная, судебная власти, региональные власти и их различные проявления;
* научно-исследовательские структуры: различного рода государственные и коммерческие центры, обеспечивающие анализ состояния и выработку предложений как государственным, так и производственно-экономическим структурам по формированию критериев оценки как товаров и услуг, так и оптимизации их непосредственной деятельности;
* различные институты гражданского общества, представляющие собой существенный фактор стабильного функционирования современного высокоорганизованного государства, влияющие на все сферы жизни общества, включая непосредственно научно-производственную, то есть микроэкономическую сферу: фонды, научно-технические сообщества, система публичных премий и т.п.;
* структуры, представляющие деятельность так называемой выставочной индустрии или выставочных технологий, обеспечивающие как коммуникации в связях производителей и потребителей, так и прозрачность показателей взаимодействующих субъектов, рейтинговую оценку различных сфер их многогранного функционирования.
Это значит, что в отраслях, в особенности связанных с высокими технологиями, требуются централизованные экономические структуры, призванные охватить в процессе проработки экономической составляющей сложных технических систем всю совокупность факторов, влияющих на их разработку, изготовление и эксплуатацию.
В рамках функционирования ОПК представителями государства в настоящее время являются различные структуры, претерпевшие многократные изменения как в своих функциях, так и в названиях, объединяющие и в некоторой не всегда рациональной форме связывающие в нечетко очерченную систему специализированные научные и производственные структуры. Причем во многих случаях достаточно однозначно определить эти связующие факторы не представляется возможным, что в свою очередь, требуют экономических исследований, оценок и выработку конструктивных предложений.
Подсказываемая опытом последнего десятилетия необходимость формирования крупных холдингов в сфере ОПК и, в этой связи, изменения функции связанных с ними административных структур также является организационно-экономической проблемой, требующей профессионального объединения усилий как в теоретической проработке, так и в практической реализации.
Таким образом, в рамках мероприятий по совершенствованию функционирования предприятий ОПК необходимо сосредоточить внимание на решении следующих организационно-экономических вопросов, которые можно классифицировать как базовые и обеспечивающие или как структуру и инфраструктуру.
Структура процессов, связанных с решением проблемы интенсификации работ по созданию вооружения и военной техники:
* Определение путей эффективного решения задач в условиях новых требований к отраслевым структурам и предприятиям ОПК со стороны Президента - Главнокомандующего ВС и подчиненных ему силовых структур (МО, ФСБ, МВД и др.), а также выработку реальных методов решения этих вопросов с определением реально выделяемых ресурсов.
* Формирование позиции ОПК по оптимизации макроэкономических процессов, как важнейшему фактору обеспечения минимально необходимого производства вооружения и военной техники; представление законодательных предложений по формированию средств в системе создаваемого ВВП в интересах обеспечения безопасности, поддержка ОПК в решении вопросов, связанных с рынком вооружений, пресечением процессов необоснованного банкротства предприятий этой сферы деятельности и т.п.
* Оценка ситуации, связанной с формированием оптимальной структуры оборонного заказа. Совершенствование процедуры взаимодействия "Заказчика" со структурами ОПК. Прогнозирование динамики изменения требований к оборонному заказу во времени и разработка методов соответствующей корректировки объемов затрат.
* Анализ и выработка предложений по структуре организации работ в ОПК с учетом "содержания оборонного заказа", "структуры исполнительного механизма ОПК" и "материальных, трудовых и денежных ресурсов".
* Прогнозирование основных направлений совершенствования технологических процессов в ходе восстановления обрабатывающей промышленности, представленной предприятиями ОПК в том числе за счет роста ресурсов в этой стране путем увеличения доли заказов для добывающих и других отраслей отечественного производства.
* Разработка вопросов восстановления технологических процессов путем выработки оптимальных методов приобретения оборудования и материалов, специализации и кооперирования производства, экономической поддержки отечественной обрабатывающей промышленности.
Инфраструктура, обеспечивающая решение базовых вопросов по созданию вооружения и военной техники:
* Решение вопросов восстановления кадрового потенциала ОПК на базе экономической мотивации и системы профессиональной подготовки в направлениях: руководителей НИИ и заводов на всех уровнях технологического процесса; квалифицированных рабочих; персонала всей обеспечивающей инфраструктуры.
* Разработка и объявление наиболее приоритетных исследований в области экономики и организации производства в сфере ОПК, оптимизации производственных структур и систем управления, мотивации деятельности на всех уровнях хозяйствования и т.п.;
* Обеспечение решения социальных проблем прежде всего путем создания устойчивых рабочих мест.
* Формирование структур и определение средств, обеспечивающих теоретическое обоснование рассматриваемых процессов и их поддержки на уровне массового общественного сознания:
* Использование выставочных технологий (включая электронные) для информационной поддержки деятельности оборонно-промышленного комплекса;
* Организация мер по поощрению лиц, принимающих активное участие в решении рассматриваемых проблем.
Все эти вопросы требуют постоянной проработки как на макроэкономическом уровне, где существенную роль должны сыграть государственные и различные общественные структуры, так и на микроэкономическом уровне, когда конструктивные предложения необходимо вырабатывать и реализовывать путем корпоративных усилий предпринимательских структур. Интегрированные действия, которые являются наиболее продуктивными, должны происходить путем объединения такого рода усилий в уже признанной во всем мире системе взаимодействия "власти и бизнеса" и "власти и общества".
В свете решения проблем восстановления оборонно-промышленного комплекса существенную роль будет играть формирование массового экономического сознания по поддержке такого спектра экономической политики, поскольку в течение последнего десятилетия на основе фактического материала, но крайне односторонне пропагандировалась и осуществлялась идея необходимости свертывания работ в сфере ОПК. Последующее развитие геополитических событий требует выработки разумной сбалансированной политики в этой сфере, которая должна быть поддержана обществом, которое уже осознает, что обеспечение безопасности страны и общества необходимо и с пониманием относиться к тому, что эта деятельность осуществляется, естественно, в рамках общих ресурсов, сокращая расходы на социальную сферу.
3. Некоторые научные и публицистические мероприятия, обеспечивающие развитие отечественной обрабатывающей промышленности
В настоящее время в мире нет практически ни одной масштабной сферы деятельности, когда для достижения поставленных целей не требовалось бы ее системное интеллектуальное и информационно-аналитическое сопровождение. Причем в технологической последовательности "идейное обоснование - разработка - производство" удельный вес первых двух составляющих в совокупной структуре затрат во многих случаях в своей тенденции постоянно возрастает. Эти тенденции уже признаны как обществом, так и различными государственными структурами и поддерживается в ходе их практической реализации. Например, в новом "Положении о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники", принятом 26 августа 2004 г. N 439 в определении направлений важнейших достижений, за успехи в которых они присуждаются, впервые в стране отмечен следующий комплекс работ - "научно-исследовательские разработки, содействовавшие повышению эффективности реального сектора экономики".
Развитие экономического направления в науке, во всех спектрах производственной специализации в условиях формирования современных рыночных отношений в стране представляется крайне важной задачей. В этой сфере научной деятельности с сожалением можно констатировать, что вся большая совокупность различных научных структур социально-экономической направленности не сумела обеспечить реалистичного прогноза развития событий в стране и предложить конструктивных мер по предотвращению назревших в течение ряда десятилетий социально-экономических противоречий, в результате чего произошло неупорядоченное преобразование общественно-экономического строя. Однако общий вектор этих изменений при всех отрицательных последствиях, которыми сопровождались радикальные изменения, был положительным и направлен на принятие всего того, что выработали цивилизованные страны в течение в особенности последнего полувекового развития в прошедшем столетии в условиях научно-технической революции и социальной ориентированности экономики.
В таком контексте отметим, что в индустриально развитых странах большое значение придается экономике, в том числе направлениям ее научных исследований, вниманию в сфере образования, а конкурентная борьба диктует необходимость применения их результатов на практике. Именно с учетом изложенного рассмотрим состояние этих вопросов в отечественной практике.
Важную роль в процессах восстановления и дальнейшего развития отечественной науки и производства принадлежит издательским технологиям, в продукции которых отражается как состояние, так и тенденции в их развитии и которые в силу многих причин в ходе реформирования в нашей стране также существенно утратили свою роль. В последние годы практически свернута работа многих отраслевых научно-производственных изданий, а те, которые еще функционируют, сосредоточивают свою деятельность на вопросах рекламы и маркетинга. В настоящее время необходимость преодоления такого положения поднимаются в средствах массовой информации, не находя, однако, должного решения. Рассматривая, например, вопросы повышения качества производства вооружения и военной техники и обеспечения его конкурентоспособности на мировом рынке в "Независимом военном обозрении" отмечается, что "В мире каждые 10 минут выходит книга о качестве. На всеамериканском конгрессе была гигантская выставка книг по качеству для всевозможной промышленности и руководителей разных специальностей. В США пропаганда знаний о качестве - это главная задача государства и любой организации" (НВО N 29, 2004, стр. 5).
Анализ состояния научно-публицистической деятельности вызывает необходимость подчеркнуть роль и значение как обсуждений наиболее актуальной производственно-экономической тематики, так и ее отражения в издательской сфере. Именно в такой связи следует сформулировать наиболее важные направления, на которых должно быть сосредоточено внимание как научно-технической, так и педагогической общественности. Исходя из изложенного научно-публицистический и информационный аспекты, требующие активизации исследований в сфере экономики и управления, могут быть представлены следующей совокупностью вопросов.
Общеэкономические базовые вопросы
1) Во всех структурных системах управления, участвующих в выработке и принятии решений непосредственно по производственным вопросам, рассмотреть как роль, результативность, так и специфику методов различных структурных уровней принятия решений и их фактического воздействия на производство: собственно управляющие структуры (как на уровне макроэкономики, так и в сфере микроэкономики): границы их воздействия, необходимость, критерии оценки эффективности, процедуры формирования; научные структуры: создание новых производственно-технических схем управления, выработка эффективных методов контроля и управления, разработка факторов экономического воздействия на производственные структуры, проблемы и процедуры законотворческой и законодательной политики и др.; активные структуры гражданского общества: партии, профсоюзы, различного рода научно-технические сообщества: их методы и средства воздействия на результативность производственной деятельности.
Следует отметить, что в постиндустриальной экономике все эти уровни управления и контроля тесно и конструктивно взаимодействуют между собой.
2) Разработать вопросы, связанные со структуризацией наиболее общих проблем макроэкономики в процессе восстановления микроэкономики, то есть реального сектора производства: микроэкономика, ее обусловленность и конкретное проявление связей с макроэкономическими факторами; научно-технический прогресс как органическая составляющая экономической современности, методы и средства его реализации в условиях переходного периода; взаимодействие ресурсов государственного бюджета с научными и производственными структурами рыночной экономики; предпринимательство как четвертый фактор производства в условиях переходного периода; труд, как фактор производства в новых условиях хозяйствования, его специфика в обстановке постиндустриального периода. Кадры всех уровней, их подготовка и повышение квалификации; социально ориентированная экономическая политика: формы ее проявления и действенность обратных связей; профсоюзы: формы и методы их взаимодействия с бизнесом и властью; структуры гражданского общества социально-экономической направленности: их влияние на хозяйственные и социальные процессы; границы, формы и методы взаимодействия государства и экономики; "новая экономика" - ее особенности и роль в развитии страны.
3) Систематизировать и обобщить практический опыт реального сектора экономики: демонстрация и интерпретация практических примеров восстановления и развития производства на конкретном заводе, фабрике в НИИ; формирующиеся методы создания рынка конкретных товаров и услуг, анализ рынков и определение возможностей воздействия на создание оптимальной структуры отечественного рынка, проблемы поиска заказчиков и потребителей в реальной российской ситуации; возможности, пути и методы воссоздания производственной кооперации в стране при производстве конкретного продукта в обстановке дезорганизации прежней системы специализированных связей: особенности взаимоотношений с производственными структурами стран СНГ; проблемы организации работ по повышению качества выпускаемой продукции; критерии и методы оценки качества и стоимости конкретных товаров и услуг; влияние зарубежных поставок на возможности производства товаров на отечественных предприятиях и необходимые пути преодоления складывающихся противоречий в условиях развития с одной стороны свободного рынка, а с другой, регулирующих функций государства; система налогов и ее отражение на производстве конкретного продукта, требования производителей к налогообложению с учетом интенсификации развития отечественного производства и напряженности и необходимости формирования федерального и регионального бюджетов; определение направленности и оптимизации границ при воссоздании системы отраслевой организации в процессе интенсификации производства в новой хозяйственной среде; оборотные средства, пути их формирования и преодоления трудностей в этом направлении; инвестиционные проблемы, связанные с производством конкретного продукта; пути и методы их решения; совершенствование организационной структуры предприятия с позиций конечных целей производства в новой экономической среде; малое предпринимательство, его возможности как самостоятельной и самодостаточной системы в условиях производства как собственных товаров и услуг, с прямым выходом на рынок, так и работы в направлениях, когда их функционирование представляет собой дополнение работы крупных промышленных структур; формы и методы информационной и аналитической поддержки непосредственно предпринимательских структур.
Специфические вопросы экономики и организации работы в сфере оборонно-промышленного комплекса: анализ факторов, влияющих на обороноспособность и безопасность государства: определение роли ОПК страны в реальной геополитической обстановке; оценка располагаемых страной ресурсов и возможной доли их выделения на оборонные нужды; определение перспективы роста ресурсов за счет внешних источников для формирования абсолютной их величины путем привлечения средств участников совместных мероприятий по обеспечению безопасности; разработка оптимальных методов формирования оборонного заказа; совершенствование системы организации работ в системе ОПК.
Законодательные проблемы: хозяйственное законодательство и его недоработки, порождающие дезорганизацию и возможности разрушения производственно-экономических структур; проблемы совершенствования взаимодействия работодателей, профсоюзов и наемных работников; законодательная практика в деле восстановления рабочих мест и социальной защищенности населения; система законотворчества и законодательства в сфере реальной экономики и оценка возможностей участия в этих процессах представителей научных, производственно-экономических, торговых и финансовых структур.
Финансовые проблемы
Анализ работы государственной финансовой системы, федеральных и частных банков, формы их взаимодействия с производственными структурами. Пути совершенствования банковско-финансовой системы с позиций целей восстановления и дальнейшего развития отечественного производства. Взаимоотношения национальной финансовой системы с системами других государств и международной финансовой системой.
4. Вопросы непосредственного управления предприятиями в переходной российской экономике.
Проблемы управления в современных экономических системах. Специфические проблемы управления в постиндустриальной экономике. Структура управляемых систем: большие промышленные системы, средние и малые предприятия. Глобализация экономических процессов и базовые принципы их регулирования. Соотношения глобального и национального в действиях предприятия. Роль и влияние информационных технологий на формирование структур и систем управления конкретного предприятия. Общие методы оценки эффективности управления.
Малый и средний бизнес в постиндустриальной экономике. Положение и удельный вес среднего и малого бизнеса в экономической системе индустриально развитых стран. Специфика малого бизнеса в производстве технической продукции. Социальный статус, тенденции в развитии малого и среднего бизнеса в условиях информатизации общества и роста сервисной экономики в общей структуре производства. Особенности управления предприятиями среднего и малого бизнеса в условиях взаимодействия с большими экономическими структурами.
Вопросы интенсификации работ в отечественном малом и среднем бизнесе. Специфические черты формирования и развития среднего и малого бизнеса в российской экономике в условиях изменившейся социально-экономической обстановки. Средние и малые предприятия в сферах отечественной науки, производства и торговли. Средний класс в системе социально ориентированной экономики в условиях научно-технического прогресса. Государство и малый бизнес. Законодательство в системе российского малого бизнеса. Малый бизнес и поддерживающие его структуры гражданского общества. Кадры в системе малого предпринимательства. Проблемы эффективного управления. Тенденции и противоречия в развитии.
5. Методы решения поставленных вопросов на уровне научно-практических проработок в рамках издательских технологий.
Известно, что состояние экономики страны и ее составных частей (науки, производства, обслуживания и т.п.) достаточно достоверно оценивается по анализу публикаций (статистической отчетности, монографий, научно-технических статей и публицистических материалов, программах курсов, читаемых в вузах и т.п.). Все эти материалы с одной стороны отражают реальное положение процессов, а с другой, при определенной научно-технической политике и целенаправленных действиях они проявляются как мобилизующие факторы, как стимулы в развитии экономических, научных и производственно-технологических процессов.
В такой связи отметим, что сформулированные в настоящей работе положения, каждое в отдельности представляемое как очевидный и назревший для решения вопрос, в систематизированном виде могут рассматриваться как комплексная модель процесса, призванная в условиях формирующихся в постиндустриальной экономике, новой для страны рыночной среде, обрести характер лейтмотива, который становится как бы вектором в работе большого количества в настоящее время разрозненных самостоятельных предприятий.
В этом контексте можно утверждать, что издательские технологии должны стать важным фактором в решении проблем восстановления научной и индустриальной мощи страны. На первом этапе такой систематизированной работы, практически реализуемые методы можно представить следующим перечнем: обзоры по узловым вопросам проблем; статьи, брошюры, монографии; семинары, конференции, совещания; выставки (реальные и виртуальные); система поощрения высоких достижений в сфере экономики, формирование премий; рейтинговые оценки в системе проведения работ.
Сформулированные проблемы могут быть решены в рамках имеющихся научно-производственных ресурсов и действующих структур издательских технологий. Безусловно, что прямое участие в такого рода процессах должны принять такие государственные структуры страны, как Министерство экономического развития и торговли, Министерство промышленности и энергетики, Министерство образования и науки, Министерство информационных технологий и связи, Министерство сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов и другие.
Именно таким образом их целенаправленные действия каждого в своей сфере могут быть объединены в совместные усилия на основе интегрированных мероприятий с различными структурами гражданского общества. Это послужит базовым условием формирования конструктивного массового экономического сознания.
В заключение отметим, что каждый из перечисленных вопросов на наш взгляд с одной стороны имеет самостоятельное значение, а с другой, при рассмотрении каждого из них необходимо или учитывать, или иметь в виду общую их совокупность. Этого требует не только научный подход с позиций системного анализа, но и хозяйственная практика, поскольку каждая из рассматриваемый функций реализуется в единой взаимосвязанной экономической системе, когда в непосредственной практике они не могут быть вычленены из общей совокупности.
Можно утверждать, что предпринятая попытка систематизации проблем и вычленения из большого комплекса только некоторой части узловых задач представляет собой необходимое условие целенаправленного решения проблемы восстановления и дальнейшего развития индустриальной мощи страны. Исходя из того, что значительная часть сформулированных вопросов или решена или решается, все это не исключает, а настоятельно требует приведения их в единую систему, способную обеспечить в кратчайшие сроки реализацию назревших задач.
журнал "Экономика и производство"
01.11.2008