Наметившаяся в стране тенденция к некоторой стабилизации социально-экономической ситуации, на наш взгляд, еще тесно не связана и не определяется кардинальной основой упрочения общества - возрождением материально-технической базы путем интенсификации развития реального сектора отечественной экономики.
Учитывая роль социального фактора и социальную значимость в процессах возрождения экономического могущества страны, представляется целесообразным рассмотреть вопросы формирования широкой и целенаправленной информационной поддержки социальным аспектам экономической политики, без которой в сложившемся мире невозможно выполнение ни кардинальных социально-экономических, ни широких научно-технических программ, ни обеспечения безопасности страны. Отметим, что понимаемая в современном значении система информационного обеспечения различного рода масштабных программ, основанная на научно-методических проработках, была и остается наиболее слабым звеном в течение всех как предпринимаемых попыток, так и осуществленных социально-экономических преобразований и в советский, и в постсоветский периоды.
Основной составляющей предлагаемых действий, наряду с другими, не менее важными положениями, является тезис: Отечественное производство - социальной сфере.
Именно в такой связи можно констатировать некоторые исходные положения и, на их основе, сформулировать ряд предложений:
Оценка некоторых существенных аспектов социально-экономической ситуации
К настоящему времени в обстановке дезориентированного в течение длительного периода массового сознания верховная власть страны четко сформулировала и объявила обществу три важнейшие и понятные для широких слоев населения цели - удвоение в течение десятилетия ВВП, преодоление бедности и обеспечение безопасности. Кроме того, в действиях власти все в большей степени проявляется тенденция решения всей совокупности такого рода вопросов через призму национальных интересов. Все это получает должную поддержку в российском обществе.
В реализации таких масштабных задач необходимо участие большинства населения страны, четкая, понятная интерпретация этих задач для массового экономического сознания и вовлечение в их выполнение всех социальных слоев общества. Это значит, что интересы и мотивации большого разнообразия как экономических структур, так и различных социальных групп, сложившихся в процессе проведения кардинальных реформ, должны максимально возможно резонировать с общенациональными интересами. Опыт возрождения многих стран, вновь восстановивших свою мощь или впервые ставших индустриально развитыми в драматическом прошедшем столетии, говорит о том, что только при выработке эффективной экономической политики государства и национальном согласии можно достичь в обозримый период должного процветания экономики и социального благосостояния в стране.
Вопросы развития отечественного производства в темпах научно-технического прогресса зависят от многих факторов, важнейшим из которых является решение социальных проблем. В современных постиндустриальных обществах они решаются на базе социальной ориентации экономики.
При анализе событий прошедшего бурного столетия, который активно проводится во многих странах, внимание сосредоточивается на источниках и последствиях двух мировых войн и третьей, холодной войны, когда первые две унесли с собой огромные материальные и людские ресурсы, а третья - беспрецедентные материальные. Кроме того, глубоко рассматриваются проблемы и факторы, стимулирующие динамику научно-технического прогресса, включая военную его составляющую.
В настоящее время уже очевидно, и это следует подчеркнуть, что весь ХХ век в основе своей развивался в существенной мере под влиянием социальных факторов, поскольку и войны, и коммунизм и многие другие движения и события, определялись как методы, с помощью которых, с одной стороны, властные структуры, а с другой, огромные массы населения пытались решить назревшие экономические и социальные проблемы. Именно поэтому реализация идей социализма среди государств, составляющих треть населения мира (отвлекаясь от формы его проявления), державших в напряжении более полустолетия мировое сообщество, не была случайным явлением. И именно под влиянием тех же не решенных социальных факторов на определенном этапе социализм конечно не без помощи извне, но преимущественно изнутри, был разрушен. Все это говорит о том, что в процессе продолжения реформ, направленных на промышленно-экономическое возрождение страны, социальная составляющая должна быть лейтмотивом многих направлений преобразований.
Главное социальное противоречие между богатством и бедностью, существующее в мире, в России в последнее десятилетие представлено достаточно рельефно. В международном сообществе, например, признано, что доходы 10 процентов самых высокооплачиваемых не должны превышать более, чем в 10 раз доходы 10 процентов самых низкооплачиваемых, поскольку считается, что именно за этим порогом находится грань социальной стабильности. По некоторым данным в СССР такой показатель составлял 4:1, в Китае - 3:1, в США - 6:1, в Латинской Америке - 12:1, в России - 27:1, по другим данным - 40:1. В нашей стране и наивысшая концентрация производственных ресурсов, когда не более 2-3 процентов населения владеют более 70% капитала.
Исходные факторы решения социальных проблем
Рассматривая социальные аспекты национального производства отметим, что в ходе реформирования в России сложились следующие три уровня производственных структур, которые определяют как экономическую направленность, так и социальное развитие в стране:
* крупнейшие (так называемые олигархические) структуры, представленные преимущественно добывающими отраслями и финансовыми институтами, в которые частично можно включить и некоторые структуры обрабатывающей промышленности, включающие оборонно-промышленный комплекс;
* большое количество научных, конструкторских и производственных структур обрабатывающей промышленности;
* система малого предпринимательства с широкой сферой производственной направленности.
Очевидно, что при определении путей и методов реализации триединой социально-экономической задачи страны следует сосредоточить внимание на прямой ответственности именно этих структур за социальный аспект экономических задач, поскольку именно эти и только эти структуры, опираясь на государственную экономическую политику, определяют как рост производства, создание рабочих мест, так и объем бюджетных средств для социальных нужд.
В этой связи следует отметить один специфический момент, что в переходный период в социально-экономической сфере страны сложилась противоестественная ситуация, когда во многих производственных структурах действует как бы капитализм, рыночная экономика, то есть безраздельная власть собственника, а в сознании большинства наемных работников - все еще социализм, когда требования по оплате труда адресуются преимущественно государству. В этом есть своя логика, поскольку проведенная государством приватизация, дав права собственнику, не требует от него выполнения его обязанностей как перед государством, так и перед обществом - обеспечить интенсификацию производства, рост государственного бюджета, создать рабочие места и должный уровень заработной платы. Такая психологическая ситуация вызвана в том числе отсутствием целенаправленной эффективной социально-экономической политики государства и реализующих ее структур, что существенно усугубляет социальную напряженность.
Решение социально-экономических проблем в индустриально развитых странах со второй половины прошедшего столетия происходило в следующих направлениях:
* путем выработки и эффективной реализации социально-экономической политики государства;
* на базе стимулирования развития экономической сферы свободного предпринимательства;
* методами сосредоточения огромных (сопоставимых с сектором свободного предпринимательства) ресурсов в государственном бюджете, которые далее используются для реализации научно-технической и социально-экономической политики как в секторе свободного предпринимательства (создание научного задела, разработки в сфере высоких технологий, производство средств для удовлетворения общенациональных потребностей, включая оборону и безопасность), так и для обеспечения сферы социальных нужд.
Реалистичности поставленных социально-экономических целей в нашей стране должны соответствовать методы и средства их выполнения с учетом мирового опыта и известной истины, что путь от незнания к знанию существенно короче, чем от знания до умения. Естественно, что и без должной мотивации такие кардинальные экономические решения не могут быть осуществлены. Именно социальные мотивации должны стать важнейшим фактором в реализации трех основных задач и, одновременно, только на базе интенсивного роста производства можно решить социальные проблемы путем создания рабочих мест для трудоспособных и последующего роста, на этой основе, бюджетных средств для обеспечения всех других видов социальных расходов.
Важнейшими социальными вопросами, тесно связанными с уровнем развития производства любой индустриально развитой страны, являются:
* материальная обеспеченность семьи (гарантируемая средствами, формирующимися прежде всего, на базе функционирования должным образом оплачиваемых рабочих мест).
* система здравоохранения.
* система образования, включая подготовку научных кадров высшей квалификации.
* система поддержки культурных ценностей, воспитания, досуга и отдыха.
Именно эти вопросы должны рассматриваться как одни из основных критериев при выработке и реализации социально-экономической концепции развития страны.
Кардинальной проблемой научного и индустриального возрождения страны в сложившейся обстановке является восстановление, на основе реструктуризации отечественной обрабатывающей промышленности и ее оборонно-промышленного комплекса при опоре на современные высокие технологии. Эти проблемы должны быть предметом специального рассмотрения и анализа, поскольку только их радикальное решение позволит выполнить стоящие задачи. Все это тесно связано с выработкой как отечественной экономической политики, так и массового экономического сознания, а социальные требования в процессе развития и рационального использования ВВП должны сыграть в этом деле существенную роль.
Информационно-аналитическая поддержка реализации социально-экономических задач
Информационное поле и фон, на котором в настоящее время происходит обсуждение социально-экономических процессов с обращением к широкому спектру актуальных вопросов и массовому общественному сознанию, на наш взгляд, не имеют лейтмотива, соответствующего обеспечению основных задач, стоящих перед страной и обществом. Именно поэтому нам представляется, что в сферу обсуждаемых и формирующих массовое общественное сознание вопросов через такую мотивационную нишу, как социальные проблемы, кроме политиков, социологов, философов, публицистов должны быть вовлечены руководители научных, конструкторских и производственных структур, поскольку только при их участии, осознании ими ответственности перед обществом поставленные задачи будут конкретизированы, обоснованы на объективно деловом, а не на эмоциональном уровне и, таким образом, станут выполнимыми.
В индустриально развитых странах, как и у нас в стране, также сравнительно мало в средствах массовой информации говорят о реальном секторе экономики, но, однако, по разным причинам. За рубежом этот вопрос отработан настолько детально и профессионально, что при нерациональных действиях любого руководящего звена, не обеспечивающего развитие реального сектора экономики, с помощью обратных связей сразу же проявляется реакция на любые проявления негативных последствий в производственной сфере.
В нашей стране в течение всего периода реформирования властные структуры были сосредоточены на решении макроэкономических проблем, причем из-за неподготовленности и по многим другим причинам эти процессы сопровождались разрушением реального сектора экономики.
Именно в силу таких обстоятельств проводимые в средствах массовой информации дискуссии по актуальным социально-экономическим вопросам должны найти лейтмотив, обеспечивающий формирование массового экономического сознания в направлении решения трех основных задач, базой которых является реальный сектор экономики.
Современные постиндустриальные государства имеют длительный опыт эволюционного развития, в основе которого были такие мощные мотивации, как внутренняя и внешняя конкуренции, соревнование с реальной, динамично растущей в течение полустолетия социалистической системой хозяйствования, в которой были свои односторонние преимущества, связанные с монолитной концентрацией и централизацией материальных и людских ресурсов всей страны.
В результате в этих странах сложилась четко структурированная, высокоорганизованная и эффективно управляемая экономическая система, поддерживаемая большинством населения. В основе мотивации всех слоев населения высокоразвитых стран в настоящее время положена институционализация, то есть жесткая регламентация многих хозяйственных процессов в рамках оптимизированной системы. Именно такая структура управления позволяет определить четкие правила экономических действий, сведя к минимуму теневую экономику и коррупцию.
Важнейшим фактором формирования в стране эффективной социально-экономической политики является целенаправленная научная, публицистическая и организационная деятельности, обеспечивающие ее разработку и методы реализации. В этих целях необходимо использовать такие действенные инструменты, как телевидение, радио, Интернет, выставочные и издательские технологии и другие средства массовой информации.
Важным звеном такого рода работы является исходный материал, концентрируемый в монографиях, брошюрах, статьях, сюжетах, в котором излагаются как теоретические основы, так и методы и средства решения первоочередных социально-экономических задач.
В связи с изложенным, нам представляется, что исходным моментом, стимулом в проведении широкого спектра работ такой направленности и рельефным показателем результативности в реальном масштабе времени могла бы служить, например, ежегодно проводимая выставка на тему Отечественное производство и социальная сфера.
Такая выставка уже в процессе ее подготовки будет стимулировать постановку и выработку методов решения многих вопросов, связанных с отечественной экономикой, наукой, производством и их прямой зависимости от большой совокупности социальных проблем (создание устойчивой системы кадров в науке, производстве, обороне, в сфере обслуживания и т.п.). Все это обеспечит формирование достоверных и так необходимых для практики рыночного хозяйства рейтингов по многим вопросам хозяйственной деятельности. Профессионально проводимые выставки такой направленности сделают прозрачными многие вопросы, которые в настоящее время находятся в буквальном и переносном смысле в экономической тени.
Следует подчеркнуть, что предлагаемая направленность деятельности не представляет собой никакого нового подхода, изобретения или домысла, поскольку она является признанным, устоявшимся и технологически отработанным в индустриальных странах фактором в структурах функционирования гражданского общества. Более того, такая деятельность никоим образом не подменяет каких-либо других государственных, промышленно-экономических или общественных структур социально-экономической направленности.
Она представляет собой сложившуюся самостоятельную сферу деятельности в постиндустриальном мире, характерную как для современного гражданского общества, так и правового государства. В нашей стране, к сожалению, нет достаточного опыта такого рода работы и его необходимо форсированно накапливать.
В настоящее время такого рода работа проводится рядом научных и производственных структур, в том числе и теми, которые мы представляем. Однако направленность, широта постановки проблем и участие достаточно узкого круга лиц не позволяет решать эти вопросы на уровне поставленных президентской властью целей, что требует существенного внимания со стороны структур центральной власти.
Мы считаем, что только при существенном расширении спектра такого рода действий, создании ряда центров кристаллизации и формировании вертикали координации могут быть успешно решены стоящие перед страной задачи.
журнал "Экономика и производство"
03.11.2008