Москва продолжает требовать немедленного прекращения огня в Ливане. На этой неделе министр иностранных дел Сергей Лавров провел несколько раундов переговоров на двух континентах, в которых поднималась тема ближневосточного урегулирования. В среду в Риме прошла международная конференция по Ливану, на которой Россия и Евросоюз потребовали немедленного прекращения огня, а в четверг и пятницу глава российского МИД сверил позиции со всеми странами Юго-Восточной Азии, единодушно осудившими военные действия на территории Ливана. На обратном пути из Малайзии Сергей Лавров ответил на вопросы корреспондента Страны.Ru.
- Сергей Викторович, сейчас активный диалог по ливанской проблеме ведут многие европейские страны, и не только в рамках Евросоюза. В частности, активно пытается использовать свой ресурс Франция. В среду в Риме перед началом международной конференции по Ливану вы встречались с главой французского МИД Филиппом Дуст-Блази. В чем суть французских предложений, отличаются ли они от общеевропейских и как к ним относятся в Москве?
- Я думаю, что у Евросоюза позиция единая. По крайней мере, в своих основных чертах. И она совпадает с нашим подходом. Первое, что требуется сделать - это прекратить огонь. Нельзя просто смотреть, как гибнут невинные люди, женщины, дети - по-моему, это очевидный факт. Слышал я аргументы, что уже много было перемирий и много прекращений огня в этом регионе, в том числе между Израилем и Ливаном, и что все это не приводило к решению проблемы, а лишь загоняло ее вглубь.
На этот раз, я думаю, такого мы не должны допустить. И, как и европейцы, мы считаем, что сразу же после прекращения огня необходимо разрабатывать комплексные договоренности, которые решали бы несколько проблем. Во-первых, безопасность и Израиля, и Ливана. Во-вторых, снятие всех двусмысленностей в отношении границы между Израилем и Ливаном, что связано с первым. А главная двусмысленность сейчас связана с ведущимися спорами вокруг района т.н. "ферм Шебаа". Район ливанцы считают своим. Израильтяне считают, что это сирийский район. А там по-прежнему с 2000 года, с того времени, когда Израиль вывел свои подразделения с территории южного Ливана, находится контингент израильских вооруженных сил и освобождение этой земли, передача ее под ливанский суверенитет является одной из главных целей, провозлашенных "Хезболлах".
Мы исходим из того, что если и Сирия, и Ливан, как они говорят об этом, считают этот район ливанским, то нужно соответствующим образом заключить договоренность по этому вопросу. И тогда не будет повода у Израиля сохранять свое присутствие на ливанской территории, поскольку в 2000 году он вывел свои войска со всей остальной территории Ливана и заявил, что не намерен находиться на ливанской территории. Не будет повода и у "Хезболлах" требовать продолжения боевых действий против Израиля в связи с нерешенностью этой проблемы. За скорейшее решение этой проблемы активно выступал премьер-министр Ливана Синьора на встрече в Риме.
Это части пакета, которые должны предшествовать любому возможному развертыванию миротворческих разъединительных сил, согласие на которое должны дать и Израиль, и Ливан, включая ливанское правительство и политические партии Ливана. Без согласия той же "Хезболлах" - я не думаю, что будет устойчива такая договоренность. И не думаю, что будет много желающих направлять свои контингенты в этот регион.
- Как вы прокомментируете информацию о том, что французская сторона предлагала стать посредником в деле вызволения из плена израильских солдат?
- В тех, кто готов оказать посреднические усилия, недостатка нет. Здесь опять-таки главное - вмонтировать эту проблему в общий пакет договоренностей. Есть и требование ливанцев об освобождении трех ливанских заключенных, которые находятся в израильских тюрьмах. Думаю, что будет правильно и учесть необходимость успокоить палестинские территории. Там тоже есть проблема и с израильским военнослужащим, и с палестинскими заключенными в израильских тюрьмах. Убежден, что сейчас, когда ситуация достигла такого критического уровня, наверное, ну, как по-русски говорят: "Не было бы счастья, да несчастье помогло", - все максимально обостренно понимают необходимость развязать этот узел. И непросто прекратить насилие, а договориться о шагах, которые позволили бы ликвидировать долгосрочные причины возобновления такого насилия.
28.07.06.
ДУБАИ /Ксения Фокина, Страна.Ru/.
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.