19 сентября 2005
2214

Сергей Лепкович: `Излишняя наукообразность меня настораживает`

"Менеджер" продолжает серию интервью с собственниками и топ-менеджерами петербургских компаний.
Разговор идет об их управленческих решениях, приведших к тем или иным последствиям для компаний, о кадровой политике и т.п. Все герои этой серии, по данным рейтинга Ассоциации менеджеров России, названы лучшими функциональными управленцами 2004 г.
В 2004 г. товарооборот сети "Пятерочка" составил $1,5 млрд. Сегодня сеть насчитывает более 500 магазинов по России, в том числе 140 - в Петербурге и Ленинградской области. По словам директора сети универсамов "Пятерочка" Сергея Лепковича (547966)*, идея ее создания родилась в середине 90-х гг. как альтернатива покупке на открытых контейнерных рынках.

- Оптовые рынки напоминали стихийные базары и не гарантировали ни качества товара, ни безопасности покупателя, даже претензии предъявить в случае покупки просроченного или некачественного товара некому. С другой стороны, традиционные универсамы для многих были дороги, плюс к тому их было очень мало для города с населением 5 млн человек, и добираться до них не всегда удобно. Тогда мы и решили увеличить количество городских магазинов. Причем они были скромные, можно даже сказать аскетичные, но зато там покупатель мог найти дешевые качественные товары повседневного спроса и получить гарантии в виде кассового чека и т.д. Это был классический жесткий дискаунт. Ассортимент в 1999 году у нас был узок, но тогда никто из покупателей и не просил большого выбора. Основным ориентиром для ценообразования были выбраны мелкооптовые рынки. В 2002 году компания полностью перешла из формата классического дискаунтера в формат "универсам экономического класса", который и намерена укреплять в ближайшее время.

- Чем была обусловлена поддержка ваших начинаний со стороны государственной власти Петербурга и Москвы в начале 2000 года?
- У нас во всех регионах хорошие или очень хорошие отношения с городскими, областными или республиканскими властями. "Пятерочка" - это стабильные отчисления в бюджет, новые рабочие места, стабилизация социальной обстановки, инвестиционные проекты и привнесение цивилизованных форм торговли.

- СМИ несколько раз за последние годы поднимали тему участия семьи экс-губернатора Петербурга Владимира Яковлева в Вашем бизнесе, и именно этим объясняют активную поддержку Вашего проекта?
- Эти слухи, распространяемые недоброжелателями "Пятерочки" и желтой прессой, мы уже опровергали. Они не имеют никаких оснований. Более того, мы готовимся к судебным процессам с некоторыми СМИ, намеренно распространяющими ложь и клевету.

- Каков Ваш личный вклад в концепцию, стратегию развития компании?
- Я стоял у самых истоков зарождения компании. У меня и моих товарищей тогда было мало опыта в создании розничных магазинов. Иногда мы в чем-то ошибались, но к успеху нашу компанию привел простой принцип: главное - слушать покупателя и действовать быстро и эффективно. Если покупателю в магазине хорошо, значит, бизнес эффективно развивается; если покупателю что-то не нравится, то он может уйти к конкуренту. И продажи уменьшаются, а этого допустить никак нельзя.

- Самые сложные моменты в управлении кадрами?
- Только в петербургском блоке компании работает 5500 человек. Управлять таким количеством людей непросто, но я справляюсь, так как считаю, что главное - поставить сотруднику ясные цели, дать механизм их достижения, пропитать корпоративной культурой и хорошо замотивировать на результат. Самое главное - избавиться от неэффективных сотрудников, так как они отнимают время, но не приносят никакого результата. За шесть с половиной лет нам удалось создать крепкую команду профессионалов, которая привыкла достигать поставленные цели быстро и эффективно.

- Какие из Ваших управленческих решений Вы считаете удачными?
- Все не перечислишь, но пару примеров готов привести. Четыре года назад я напрямую привязал заработную плату директоров магазинов "Пятерочка" к реализации, и люди увидели простую вещь: если реализация их магазина увеличится на 20%, то и заработная плата станет выше на 20%. И они стали бороться за продажи. Это дало огромный импульс в увеличении товарооборота компании.
Еще один момент: мотивацию каждого топ-менеджера я привязал к достижению трех главных целей возглавляемой им дирекции. Mенеджеры перестали просто ходить на работу, они стали с горящими глазами бороться за достижение целей. Они стали ощущать себя не наемными сотрудниками, а коммерсантами, и это тоже дало качественный скачок в улучшении ряда показателей.

- Хотели бы Вы заняться собственным бизнесом?
- Наверное, нет. Я считаю, успеха можно добиться, только концентрируясь на чем-то одном. Для меня это - "Пятерочка". Я строил ее с нуля, вижу ее расцвет и перспективы роста. Компания дает мне свободу в развитии бизнеса "Пятерочки", возможность собственного профессионального роста и самореализации.

- Потребовалось ли Вам дополнительное образование, профессиональное обучение, чтобы эффективно управлять?
- Излишняя наукообразность меня настораживает. Все порой проще, чем мы это себе представляем. Я считаю, руководитель розничной сети должен часто посещать свои магазины и оперировать простыми понятиями "нравится - не нравится". Тогда вопросы будут решаться просто и эффективно. Тем не менее базовое образование необходимо. Помимо этого надо хотя бы два раза в год ездить за границу и заимствовать у западных сетевых операторов новые идеи.
И еще руководитель должен обладать чувством юмора - тогда работа приносит радость, а не является тяжелой обязанностью, и создает в коллективе нужный настрой.
Директор сети универсамов "Пятерочка" Сергей Лепкович: "Я считаю, успеха можно добиться, только концентрируясь на чем-то одном. Для меня это - "Пятерочка".

Евневич Мария

Деловой Петербург
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован