07 июня 2006
2051

Сергей Лопатников, ведущий научный сотрудник МГУ: ПРОЦЕНТЫ, ДЕНЬГИ И КИЛОМЕТРЫ

Не сомневаюсь, возмущенный читатель воскликнет: "Автор, видать, в школе не учился? О каких процентах он говорит? Если поделить 600 километров на 60 километров в час, получатся не проценты, а время. В данном конкретном случае, например, получится 10 часов, а не 1000 процентов!". Нет, автор-то в школе как раз учился и точные науки его профессия...
А вот как учились в школе советские академики-экономисты, утверждающие, что они-то знают как вывести страну из кризиса, - вот вопрос.
Действительно, сперва член-корреспондент Н. Шмелев в прессе, а затем академик Богомолов по телевидению, обосновывая пионерскую готовность Геращенко запустить печатный станок, пытаются убедить публику, что правительство-де должно срочно печатать деньги, ибо стараниями Гайдара их в стране осталось невероятно мало.
На каком основании они это утверждают?
"Смотрите, - говорят они, в развитых странах, например в Японии, сумма имеющих хождение денег составляет 78% от валового внутреннего продукта страны (ВВП), тогда как в России эта величина равна, мол, всего 15%. Вот до чего довели Гайдар и его команда страну - ясно же, что денег так мало, что зарплату платить нечем!".
Все это было бы замечательно, если бы не одно обстоятельство. Оно состоит в том, что внутренний валовой продукт - это, грубо говоря, то, сколько страна зарабатывает за год. То есть ВВП - это некоторая сумма денег, получаемая в единицу времени. Следовательно, ВВП измеряется не просто в рублях или в долларах, а в "в рублях в год", или, если угодно, в "рублях в секунду", в "долларах в год" или в "долларах в секунду" и т. д.
Когда грамотные экономисты говорят о том, что ВВП страны составляет столько-то долларов, они прекрасно понимают, что речь идет на самом деле о "долларах в год". Это, как бы мы сказали бы о собственной машине: "Моя старушка еще до 140 километров по хорошей дороге вполне разгоняется", вместо того, чтобы говорить: "Максимальная скорость моего автомобиля 140 километров в час".
Сумма же денег, имеющихся в стране, измеряется как раз в рублях или долларах, а не "долларах в год".
Отсюда следует, что сопоставлять, так как это делают академики, долю денежных средств относительно ВВП в процентах - есть ровно тоже самое, что вычислять "долю" расстояния от Москвы до Урюпинска в скорости автомобиля - то есть законченный бред. Что же на самом деле означает "малость" отношения суммы денег к ВВП, характерная для России? Дело обстоит точно также, как в примере с автомобилем: поделив расстояние от Москвы до Урюпинска, измеряемое в километрах, на скорость автомобиля, измеряемую в километрах в час, мы получим не проценты, а время - время в пути!
Поделив же сумму денег в стране, измеряющуюся в рублях, на ВВП, измеряющийся в рублях в год, мы тоже получим никакие не проценты, а время - время оборота денежных средств.
Иными словами, цифры, приведенные академиками, означают не "количество денег в стране", а то, что время оборота денег в Японии составляет 78% от расчетного периода, то есть от года, и равно 285 дням, а в Росси - 15% от года, то есть 55 дням.
Следовательно, тот факт, что в числовом выражении отношение количества денег к ВВП в Японии выше, чем в России, отражает "всего лишь" то обстоятельство, что деньги в России оборачиваются в несколько раз быстрее, чем в Японии.
А это совершенно меняет дело и выводы.
Начнем с того, что вся глубина переживаемого Россией экономического кризиса заключена как раз в приведенном выше скромном " всего лишь".
Приведенные цифры показывают, что японцы с удовольствием держат свою иену в руках. Ну а швейцарский франк, например, так уважают в мире, что "доля" денег в ВВП Швейцарии больше 100% (как это может быть, если интерпретировать эти цифры подобно Богомолову и Шмелеву?)!..
Другое дело - Россия.
Малое время оборота свидетельствует о том, что рубль сегодня жжет россиянам руки, и мы, как ошпаренные бежим от него при первой же возможности.
Россияне бегут от рубля потому, что ему не доверяют.
Кто же подорвал доверие к рублю? Те, кто лишил его возможности быть реальным платежным средством, кто лишил людей возможности покупать на рубль, то, что они хотят и когда хотят - хоть доллары, хоть заводы. Кто же эти таинственные вредители? Ответ известен: коммунисты. Они "добились" того, что ради изготовления одного килограмма чего-то полезного индустрия СССР (России) сжирает в 10 раз больше, чем индустрия развитых (и даже капиталистических неразвитых) стран. Коммунисты, разумеется, при консультациях академиков-марксистов построили в СССР экономику дефицита, при которой рубль был реальным средством платежа только в руках начальства и работников советской торговли. Коммунистические правительства Рыжкова с Абалкиным, Павлова окончательно убили всякую покупательную способность рубля, угробив золотовалютные запасы страны и набрав 80% сегодняшних внешних долгов государства уже к 1992 году...
Да, скорость обращения денег в России сегодня недопустимо велика.
Но можно ли уменьшить ее, следую очередным идеям советских академиков? Разумеется, нет. Месяца через три-четыре после начала практического исполнения их рекомендаций и включения печатного станка возникнет "парадоксальный эффект": чем больше денег будет напечатано, тем меньшей будет их "доля" в ВВП!
То-то академики удивятся!
Между тем все просто: печатание денег вызовет инфляционные ожидания. Чем выше инфляционные ожидания, тем быстрее люди будут стараться избавиться от рублей. Следовательно, время обращения станет еще короче. А это, как мы видели, и означает, что "доля денег" в российском ВВП будет становиться меньше.
В Югославии, например, когда власти были вынуждены выпустить в обращение бумажки в триллион динаров - вот уж денежной массы в стране было невпроворот! - "доля" денег в ВВП достигла ... аж 0,3 процента! Это значит, шустрым югославам приходилось в это время сбагривать динары за один день (0,003х365) - рекорд достойный Книги Гиннеса! О какой экономике можно вообще говорить при таких темпах обращения? Единственный путь вывести страну из кризиса - это делом убеждать россиян в том, что от рубля бегать не следует, что его надо холить и лелеять. Иными словами, надо укреплять доверие к рублю.
Нет, кто спорит, эмиссия возможна. Но эмиссия эмиссии рознь. Если рубль "твердеет", скорость обращения денег замедляется, то, разумеется, для обслуживания экономических потоков надо допечатывать деньги. Такая эмиссия просто необходима, и проводилась "проклятыми монетаристами" по мере того, как доверие к рублю росло. Но допустима только такая эмиссия.
И только в таком порядке: сначала снижение скорости оборота денег, затем корректирующая эмиссия, величина которой должна строго соответствовать увеличению времени оборота, то есть росту доверия к рублю.
Следовательно, сначала нужно сделать рубль твердым, чтобы люди в него поверили и не стремились избавиться от него при первой возможности, а затем дозировано запускать печатный станок.
А для того чтобы рубль стал твердым, необходимо:
- жестко балансировать бюджет и, в частности, прекратить обещать народу ничем не обеспеченные блага, как это постоянно делают коммунисты;
- собирать налоги и сократить расходы;
- ликвидировать неконкурентоспособные предприятия, поглощающие уйму денег, и избавить страну от неэффективных собственников;
- сократить не подъемную для страны армию;
- реформировать науку;
- провести коммунальную реформу...
Можно называть приведенную выше логику монетаризмом. На самом деле это элементарная экономическая грамотность. Можно потратить годы и миллиарды долларов на обучение азам экономики всех подряд - тех же депутатов, академиков, "политических тяжеловесов", поставив очередной натурный эксперимент на людях в масштабах страны. Что ж, ценой хаоса эксперимент еще раз подтвердит справедливость "теории размерности" и непреложность законов экономики.
Выступая 13 сентября на митинге в Москве, Егор Гайдар предрек, что события в России будут развиваться по болгарскому варианту. На этом основании он выразил уверенность, что через пару лет, после того как полки магазинов неизбежно обретут девственную чистоту, а инфляционные рубли можно будет использовать исключительно по прямому назначению, российский-де народ вновь призовет к руководству либералов, как это произошло в Болгарии. Боюсь, это тяжкое заблуждение. Сегодня в Кремль потянулась безнадежная серость.
Но еще много лет назад в повести "Трудно быть богом" братья Стругацкие с научной точностью доказали, что на смену серым к власти неизбежно приходят черные...
Новые Известия, 22 сентября 1998 г.


Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован