Миграционная политика российских властей разорвет отношения РФ с соседям по постсоветскому пространству и может привести к распаду федерации.
Борьба с нелегальной иммиграцией в России становится все более востребованным и популярным политическим лозунгом. Еще вчера требование навести порядок в миграционной политике озвучивалось исключительно национал-патриотами - сегодня о необходимости противостояния "нелегалам" говорят высшие должностные лица страны, включая президента. В ходе последнего телевизионного общения с российским народом Владимир Путин не раз затронул миграционную тему.
На первый взгляд, необходимость установления определенных правил игры в области иммиграции не вызывает никаких возражений. Как и все другое "нелегальное", миграция требует жестких и адекватных мер со стороны государства. Однако это будет справедливо лишь в том случае, если само государство окажется в состоянии правильно понять феномен миграции и его особенности в России. Хорошо, если бы противодействие незаконной миграции не воспринималось в массовом сознании (зачастую с подачи властей) как проявление банальной ксенофобии и сдерживания "всего нерусского". Необходимо разграничить, с одной стороны, этнические фобии разного рода, а с другой - формирование адекватной миграционной политики. Иначе это будет иметь самые негативные последствия для России.
Не вполне адекватное представление о том, что такое "нелегальная иммиграция" и как с ней бороться, уже привела к определенной "вестернизации" Армении, до сего дня считавшейся единственным стратегическим союзником России на Южном Кавказе. Вместо того чтобы привлекать в Россию лояльно настроенных грузин и армян, мы пытаемся "не пущать чужаков". С одной стороны российские представители говорит об "особой миссии", ответственности за судьбы экс-советский республик, доминирующей роли РФ в СНГ, а с другой - пытаются не видеть разницы между вчерашним советским гражданином и нелегалом из Пакистана. Вместо поощрения иммиграции граждан некогда братских советских республик, прекрасно интегрированных и в русскую культуру и в языковую среду, происходит сдерживание их притока. Естественно речь должна идти не об огульном "приеме" всех желающих. Однако в случае с бывшими соотечественниками, такая процедура должна быть упрощенной. Иначе Россия еще больше ослабит связи с "ближним зарубежьем", утратив остатки влияния на постсоветском пространстве.
Так, жесткая за гранью фола грузинофобия вызвала настороженность не только и не столько в Грузии (там к этому были готовы), сколько в Армении, Азербайджане, и даже в Абхазии и в Южной Осетии. Ксенофобскую политику под личиной противодействия "нелегальной миграции" отвергают пророссийски настроенные украинцы и молдаване Приднестровья. Представители абхазского и осетинского этноса, выдержавшие натиск грузинских этнонационалистов вовсе не горят желанием попасть из огня, да в полымя - на сей раз к русскими шовинистами. Противодействие ксенофобии в России - насущная внешнеполитическая задача. Иначе от "России для русских" отвернутся и те немногие союзники, которые есть сегодня у РФ на постсоветском пространстве.
Вернемся, однако, к проблеме "нелегальной иммиграции". Само по себе данное определение не вполне корректно. Пора давно понять, что Россия - это не Франция, Австрия или Швейцария с их проблемами иммигрантов-нелегалов. Для России главная проблема - не иммиграция, а внутренняя миграция, т.е. перемещение граждан России нерусской национальности в регионы с доминирующим русским населением. Если же говорить об иммиграции, то 70-80% внешних мигрантов - это русские, покидающие пределы государств СНГ и в меньшей степени Балтии. Например, в Ростовской области доля русских в общем потоке "внешних мигрантов" достигает 87 %, а в Краснодарском крае - более 80%. Иммигрант, приезжающий в Россию - это, прежде всего, россиянин, а не выходец из Турции, Алжира, Албании или Марокко, как в Европе. Миграция для России - это проблема состоятельности единой российской политической нации и единого государства. А значит и задачи у российской миграционной политики должны быть иные - они не могут сводиться к полицейским спецоперациям, зачисткам территорий и возведению заградительной стены против чужеземных "варваров".
Спору нет, проблема интеграции, скажем, чеченцев в российский социум существует. Есть и проблема этнической преступности (сколько бы об отсутствии национальности у преступников не писали правозащитники). Однако обе эти проблемы никаким образом не имеют отношения к нелегальной иммиграции. Чеченцы - граждане России и обладают всем набором прав и обязанностей, которые есть у других российских граждан вне зависимости от национальности. Борьба с формированием этнических преступных кланов - это задача МВД, функционирование некоррумпированных органов правопорядка - это проблема российского общества, которое слишком терпимо к злоупотреблениям властей, и даже готово их поддержать с выгодой для себя, как правило, краткосрочной. Увы, российская власть ничего не делает для того, чтобы массовое сознание различало внутреннюю и внешнюю миграцию. Для среднестатистического россиянина нет особой разницы между чеченцем, аварцем, приехавшим с территории Чечни или Дагестана, и выходцем из иностранного государства. В сознании населения все они определяются как "черные". Такая неразборчивость чрезвычайна опасна, поскольку затрудняет формирование общероссийской гражданской идентичности. Более того, формирует основы сегрегации и "мягкого" (хотя и не всегда) апартеида. Такая сегрегация работает против России.
Между тем, у России нет ресурсов для "русификации" в "нерусских регионах". Более того, жесткая русификаторская политика вызовет антирусские погромы. Выход один - делать ставку на "еврокавказцев" и "евротувинцев", бороться с клановостью, коррупцией и непотизмом, уходящими далеко за пределы национальных республик. Население национальных окраин устало от феодальных отношений, которые благословляет и поддерживает Кремль. Снова все упирается в проблему приватизации власти, которая действительно "не имеет национальности" - от этой приватизации страдают все одинаково. И именно в этом, а не в перемещении дагестанцев или чеченцев в Центральную Россию необходимо видеть главный вызов. Более того, следует признать, что в условиях горного Дагестана, перенаселенной, республики, в которой отсутствует развитая социальная инфраструктура, выезд "избыточного населения" служит необходимой предпосылкой для снижения этнической конфликтности и религиозного экстремизма. Борьба за землю на Кавказе неизбежно перерастает в межэтническое противоборство, поскольку само понятие "земля" имеет основополагающее значение для этнической самоидентификации народов Кавказа. Более того, перемещение кавказцев в "русские области" способствует их "растворению" по России, связывает с Россией тысячами видимых и невидимых нитей - такое перемещение следует признать важным государственным интересом.
Другой вопрос, насколько выходцы из Чечни, Ингушетии, Дагестана, готовы воспринимать традиции "коренного населения". Но это уже проблема российской национальной политики. Политики, которая сегодня напрочь отсутствует, если не считать фольклорно-этнографических манифестаций, выдаваемых за "комплекс мер по улучшению межнационального климата в Н-ской области". Сегодня России нужна не преференциальная политика по поддержке этноэлит, но политика, нацеленная на формирование единой политической российской идентичности, надэтнической лояльности. Именно такая политика, а не "борьба с нелегальной иммиграцией" способна собрать воедино Россию.
Кому-то из русских сегодня неприятно видеть кавказцев в качестве соседей. Тогда надо признать Северный Кавказ территорией вне российской юрисдикции (с учетом того, что 68% русских проживает в Адыгее, порядка 30% в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии). Даже среди деятелей неоказачьего движения есть те, кто не считаю себя русскими, а казачество рассматривает как уникальный этнос. Похоже, размежевавшись с Кавказом, мы начнем считать, кто казак, а кто иногородний, кто москвич, а кто "понаехал в столицу". Очевидно, что путь этнических размежеваний в России - это не вариант Чехии и Словакии. А значит, нет другого пути, кроме борьбы с ксенофобией (и большинства, и этнических меньшинств), равно как и борьбы с этническим криминалом и замкнутостью мигрантских общин, погромами, кроме как формирование единой российской политико-гражданской нации. Этничность не может интегрировать полиэтничное сообщество в единое целое. Напротив, политизация этничности - это путь к конфликтам и новым кондопогам. При реализации проекта "гражданская нация" этничность не будет исключена из жизни каждого, но она займет всего лишь свое положенное ей место - культурного фактора.
Ноябрь 20, 2006
http://www.prognosis.ru/news/nacional/2006/11/20/russia.html