Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о формировании органов государственной власти в субъектах Федерации.
Данный законопроект был оглашен Президентом России на заседании правительства 13 сентября. Владимир Путин пообещал журналистам информационных агентств, что данный законопроект в корне изменит политическую структуру России - президент будет сам выбирать глав субъектов Федерации: президентов, губернаторов и мэра Москвы... В Госдуме больше не будет одномандатников, все пойдут по партийным спискам, все законопроекты будут проходить через новый орган - общественную палату. Таким образом исполнительная власть решила противостоять терроризму.
Данный законопроект не будет иметь обратной силы.
Свой комментарий к проекту реформирования органов госвласти ЮФО.RU дал Сергей Маркедонов, зав.отделом Института политического и военного анализа (Москва).
Встает вопрос: когда была права центральная власть - в 2003 году, когда хотела провести прямые выборы, к примеру, в Дагестане, или сейчас, когда говорит, что выборы в регионах проводить не стоит?
К чему приведет нынешняя система формирования власти? Мне кажется, что вся ответственность, причем ответственность негативная, ляжет на центральную власть. В ельцинский период людям тяжело и долго прививали более серьезные, модернизированные представления о власти. О том, что власть имеет разные уровни ответственности, что законодатели отвечают за одно, местная власть - за другое, а областная за третье.
Сейчас ситуация возвращается к традиционной политической культуре, к понятию власти как некоего целого и неразделенного. И эта ситуация достаточно опасна.
При всей условности аналогии, она мне напоминает ситуацию 1915 года, когда Николай II стал главнокомандующим русской армии. И всю ответственность за военные поражения, за воровство и анархию в армии он принял на себя. Непопулярность войны, непопулярность человеческих жертв стала проблемой верховной власти.
То же самое происходит и сейчас. Ответственность за все региональные кризисы падет на Президента. Совершенно очевидно, что Президент не сможет реально контролировать всю территорию, все 89 субъектов России, которые, к тому же, имеют свои особенности. В случае провалов и неудач власть будет терять не просто популярность и рейтинги, а будет сыпаться и обваливаться.
Вся эта кутерьма вокруг региональных выборов объясняет одно: государственная власть реально не знает, что же ей делать. И когда она была права - в 2003 году, когда продавливала Кадырова на пост президента Чечни или сейчас, когда собирается отменить региональные выборы вообще?
Алу Алханова избирают 31 августа. Власть говорит, что эти выборы архинужны, так как они заключают в себе решение проблемы Войны и Мира в Чеченской республике. А уже к 13 сентября вопрос о необходимости выборов снят. Идет речь о назначениях глав субъектов. И меня в этом пугает именно бессистемность.
Вообще-то назначения губернаторов во многом усилят региональные элиты. В каком смысле: большая часть губернаторов занимает свои посты уже по 2-3 срока. И существование выборных процедур, так или иначе, доставляло немало волнений. Ведь сюрпризные ситуации бывали даже при давлении и доминировании Кремля, даже при наличии административного ресурса. А сейчас эти люди, всего лишь провозгласив свою верность курсу Президента, гарантированно сохранят за собой свои кресла. Сохранит свой пост Илюмжинов, сохранит и Шаймиев.
Все те, кто находился впереди парада суверенитетов на лихом коне, станут проводниками правильной президентской политики. До тех пор, пока будет высоким рейтинг Президента.
Конечно, будут и недовольные. Ситуация взбаламучена, определенный слой бизнеса, политиков уже сделали на грядущие выборы свои ставки. Отсутствие системной политики Кремля в отношении регионов привела к тому, что в ряде субъектов уже сформировался институт `обманутых вкладчиков` из тех, кто уже вложил деньги в предстоящие выборные компании губернаторов. В Волгограде, например, недовольны многие чиновники на городском уровне. В городской совет в результате последних выборов пришло много молодых чиновников, людей новой формации. Многие бизнесмены, представители интеллектуальной элиты недовольны губернатором. Есть потребность у критического меньшинства власть сменить. Но сейчас власть может решить оставить Николая Максюту. Потому, что искать другого проверенного человека - слишком большие затраты времени и сил.
Это лишь загонит проблему вовнутрь. Ведь теоретически, новые люди могли бы сменить власть, очистить ее, озонировать... Но теперь они лишены такой возможности. А значит, ситуация со временем будет развиваться по пути `неконструктивной оппозиции`. Самое подходящее для этого слово - `контрреформа`.
Есть регионы, где губернатор считается `популярным`. К примеру, показательна в этом отношении Ростовская область. А популярен губернатор потому, что за ним `вытоптано` определенное пространство. Мне кажется, что период оттеснения неудобных губернаторов закончился уже давно. Регионы практически не готовят сюрпризов. Ушли в небытие Кондратенко, Наздратенко, Руцкой. Опасность определенную представляет Лужков, но сейчас и он всячески поддерживает власть. Тех, кто вызывал раздражение в Москве, убрали давно. Единственная мотивация всех нынешних действий власти - `выровнять` региональных по принципу `чуть выше среднего`. Похоже, именно его Кремль и будет придерживаться в своих назначениях на губернаторские кресла.
Автор - ведущий эксперт Института военного и политического анализа
01 октября 2004
ЮФО.ру
http://nvolgatrade.ru/