31 октября 2006
1600

Сергей Маркедонов. Нагорный Карабах - пример для Путина

Четвертый случай на постсоветском пространстве.

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) станет мерилом демократии среди de facto государств постсоветского пространства. 11 октября президент этого непризнанного государства Аркадий Гукасян заявил, что не будет участвовать в предстоящих президентских выборах 2007 года. Проблема "третьего срока", так осложнявшая жизнь и самого Гукасяна, и его окружения, решена - глава НКР добровольно отказался от пролонгации своего пребывания у власти, несмотря на то, что в его окружении немало сторонников продления президентских полномочий. На прошедшей сессии Национального собрания НКР генпрокурор республики Армен Залинян высказал предположение, что новая конституция даст президенту такую возможность - такое заявление многие расценили как декларацию о намерениях самого лидера НКР. Однако сам Гукасян такое предложение не поддержал.

Действующий президент НКР занимает свой пост в течение двух легислатур, ранее он работал министром иностранных дел непризнанной республики и сделал немало для развития отношений с США, Францией и Ближним Востоком. До принятия конституции Гукасян занимал президентский пост, базируясь, главным образом, на принципах realpolitik. Несмотря на то, что национальным собранием НКР был принят закон, не позволяющий одному лицу занимать президентское кресло более двух легислатур, лидер Карабаха имел вполне законную с формально-юридической точки зрения возможность продолжить исполнение президентских полномочий. Президент мог поддержать "народную инициативу", пойти на третьи президентские выборы и одержать на них победу. Ему предстояло выдержать предвыборную конкуренцию, но шансы на победу были высоки - не пришлось бы даже злоупотреблять пресловутым административным ресурсом (хотя совсем без него на постсоветском пространстве не обойтись). Вместо этого Гукасян покидает карабахский политический Олимп.

В связи с решительным и не традиционным для постсоветской культуры политическим шагом президента Нагорного Карабаха многие политики в Армении и НКР обращают внимание на целый ряд оговорок Аркадия Гукасяна. Заявляя об уходе с высшего должностного поста de facto государства, Гукасян упомянул об "ограниченном круге одиозных лиц", которые якобы и муссируют слухи о его диктаторских устремлениях. Эти одиозные лица не были названы: Карабах - небольшая, но достаточно политизированная республика, чтобы даже такой скрытый росыл президента прочли и правильно поняли. И не только "узкий круг одиозных лиц". Скорее всего, предстоящие кадровые изменения в администрации, аппарате силовых структур НКР возможно дадут ответы на этот "скрытый вопрос". В любом случае, Гукасян, какими бы личными мотивами он не руководствовался, создал важный политический прецедент - поставил идею международного признания Карабаха выше своих властных амбиций. И даже если он уходит, опасаясь каких-то "одиозных лиц" (о чем уже было отмечено некоторыми аналитиками), этот уход будет воспринят как политический шаг, направленный на улучшение имиджа НКР в мире, нацеленный на развитие, а не на сдерживание демократии. И вообще, рассуждения об "опасениях" Гукасяна также нельзя принять a priori. В свое время президент НКР выиграл жесткую борьбу с Самвелом Бабаяном, военным лидером НКР в период войны с Азербайджаном, национальным героем Карабаха. Во многом благодаря Гукасяну НКР избежал искушения стать "федерацией полевых командиров", в результате чего это самопровозглашенное образование стало политически самым эффективным среди de facto государств СНГ-2.

Фактически сегодня Нагорный Карабах наряду с Косово становится вторым прецедентом для Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. И если к косовскому казусу элиты de facto государств апеллируют как к внешнему прецеденту, то карабахский паттерн будет использован политиками "параллельного СНГ" для борьбы за демократизацию политической жизни. В НКР политики первыми в СНГ-2 осознали, что демократические институты служат гарантией международного признания. И эти институты гораздо важнее для брюссельских бюрократов и общественного сознания США, от которых зависит фактическое признание международным сообществом. Сегодня справедливой будет считаться только та борьба, которая ведется под демократическим знаменем - сознавая это, НКР достигла гораздо большего, чем Абхазия, ПМР или Южная Осетия.

Между тем, добровольный уход Аркадия Гукасяна с президентского поста создаст важный прецедент и для признанной мировым сообществом Армении. Ни для кого не секрет, что в Ереване немало тех, кто желал бы продления полномочий президента Роберта Кочаряна. Будучи важным национальным символом для Армении, Карабах послужит примером цивилизованной смены верховной власти. К нему будут апеллировать все ведущие политические силы Армении.

Казус НКР важен и для Азербайджана - страны, высшая власть в которой фактически передается от отца к сыну. Ситуация "мягкого султаната" в глазах мирового сообщества ослабляет позиции Баку с точки зрения возвращения Карабаха под свою юрисдикцию. Демократические стандарты непризнанной Нагорно-Карабахской Республике выше, чем в признанном Азербайджане.

Политическое решение Аркадия Гукасяна важно и для всего постсоветского пространства. На просторах бывшего СССР добровольный уход с высшего государственного поста выглядит политическим подвигом. Примеры таких "сильных решений" можно пересчитать по пальцам - Борис Ельцин, Леонид Кучма, Эдуард Шеварднадзе. В этом плане решение Гукасяна показывает, что демократическое развитие хотя бы части постсоветского пространства имеет шансы на успех.


Октябрь 31, 2006
http://www.prognosis.ru/news/rdemo/2006/10/31/nagornyi_karabah_gukasian.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован