13 сентября 2006
2621

Сергей Маркедонов. НКР: конституция как форма признания

Нагорно-Карабахская Республика (НКР) в скором времени присоединится к "параду референдумов" непризнанных государственных образований постсоветского пространства.

Как известно, 17 сентября 2006 года пройдет плебисцит о политическом самоопределении и статусе Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), на ноябрь 2006 года намечен референдум в Южной Осетии, который будет совмещен с выборами президента непризнанной республики. Тема плебисцита та же, что и на левом берегу Днестра. ПМР и Южная Осетия стремятся к получению дополнительной легитимности, хотя первые референдумы в этих непризнанных образованиях прошли еще в начале 1990-х гг., когда они отстаивали право на свою de facto государственность с оружием в руках.

В этом ряду особняком стоит Нагорный Карабах: 10 декабря здесь пройдет всенародное голосование за проект Основного Закона республики. Вопрос о самоопределении НКР и ее статусе в этом образовании считают закрытым и представители истеблишмента, и рядовые граждане. По словам министра иностранных дел НКР Георгия Петросяна, "независимость НКР является наивысшей ценностью народа республики, которая поддержана на всенародном референдуме о государственной независимости 10 декабря 1991 года".

Играть особую роль в СНГ-2 Карабаху не впервой. НКР в отличие от ПМР, Абхазии или Южной Осетии проводит диверсифицированную внешнюю политику. Несмотря на значительные пророссийские симпатии населения руководство республики предпочитает не складывать яйца в одну корзину. Как следствие, конструктивные отношения с отдельными американскими конгрессменами, британскими и французскими парламентариями, а также работа шести представительств за пределами НКР (включая США, Францию, Ливан и Австралию). Финансовую помощь НКР официально предоставляет Конгресс США.

Традиционно Карабах дистанцируется и от интеграционных проектов de facto государств постсоветского пространства. Представители Карабаха не принимали участие в сухумском саммите "Анти-ГУАМ", на котором представители Тирасполя, Сухуми и Цхинвали договорились о формировании стратегии коллективной безопасности. НКР оказался вне этого "непризнанного ОДКБ". Представители непризнанных образований в Степанакерте получают достойный прием и поддержку (что продемонстрировало недавнее празднование 15-летия провозглашения республики 2 сентября). Однако на более тесную интеграцию с de facto государствами СНГ-2 Карабах не идет. Отвечая на вопрос журналиста степанакертской газеты "Демо" о причинах неучастия карабахской делегации в сухумском саммите непризнанных образований, глава карабахского МИДа Георгий Петросян заявил: "Мы строим свою политику с учетом собственных интересов и специфики ситуации вокруг каждой из стран". Имеются в виду ПМР, Южная Осетия и Абхазия.

Действительно, в действиях карабахского руководства присутствует жесткий прагматизм и национальный эгоизм. В период интенсивного обсуждения казуса Косово НКР стремится к тому, чтобы не ассоциироваться в глазах мирового сообщества с "рукой Москвы" и кремлевской "клиентелой". Этот путь открывает гораздо больше возможностей для признания, чем следование идеалам "братской дружбы", "сдерживания НАТО" и противостояния ГУАМу.

Теперь, спустя ровно 15 лет после референдума о независимости НКР будет оценивать преимущества конституционного проекта. В отличие от Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья у Карабаха до сих пор отсутствовал собственный основной закон. И с принятием конституции НКР еще более укрепит свои позиции как государственное образование, несмотря на то, что эта государственность не признана международным сообществом. В отличие от Турции, признавшей независимость непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра Армения до сих пор не признала Нагорный Карабах. Хотя время от времени Ереван грозится сделать это, особенно когда переговоры с Баку о статусе непризнанной республики заходят в тупик.

Как бы то ни было, 15 декабря 2006 года произойдет территориальная и политическая институционализация НКР. В Степанакерте многие надеются, что последний атрибут состоятельного государства - конституция позволит существенно приблизить день международного признания НКР.

В июне этого года президент НКР Аркадий Гукасян передал проект основного закона спикеру парламента республики Ашоту Гуляну для его детальной проработки. В сентябре открылись публичные дискуссии вокруг конституционного проекта как единого документа (отдельные статьи и положения обсуждались и раньше). Нынешний сентябрь в НКР, вообще, имеет особое значение: 2 сентября отмечалось 15 лет с момента провозглашения республики. Между тем этот день имеет самое прямое отношение и к предстоящему референдуму 10 декабря, и к перспективам принятия конституции НКР.

2 сентября 1991 года совместная сессия облсовета Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) и представителей совета армянонаселенного Шаумяновского района Азербайджана приняла Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Однако в ходе боевых действий территория НКР в значительной степени видоизменилась. По Декларации от 2 сентября в состав НКР был включен Шаумяновский район, однако, в ходе боев с азербайджанской армией летом 1992 года этот район перешел под юридический и фактический контроль Баку. Под контролем Азербайджана остались также небольшие части Мартунинского и Мардакертского районов.

Вместе с тем силы обороны НКР взяли под свой контроль полностью или частично семь собственно азербайджанских районов, не входивших в состав советской НКАО. В результате сегодня Баку говорит об армянской агрессии и оккупации территорий Азербайджана - Лачинского, Кельбаджарского, Зангеланского, Агдамского, Физулинского, Джебраильского, Кубатлинского районов. И, следовательно, главный вопрос конституции НКР - не проблема разделения властей и распределения полномочий между президентом, парламентов и кабинетом министров, а территориальная проблема. Где начинается и где заканчивается родина для карабахцев - вот ключевой вопрос политической дискуссии вокруг основного закона.

Во многом сегодня карабахские армяне оказались в ситуации, подобной той, в которую попал Израиль после шестидневной войны 1967 года. Напомним, что военное поражение арабских государств в 1967 г. привело под израильский контроль около 70 тыс. кв.км., что более чем в три раза превышало территорию самого еврейского государства на начало июня 1967 г. Так и здесь: под контроль НКР попала территория, сопоставимая с территорией, занимаемой НКАО в советский период. Неизбежно актуализиролась проблема заселения и хозяйственного освоения новых земель. Но если на землях, перешедших под контроль Израиля, проживало свыше одного млн. арабов, то семь "оккупированных районов" достались Степанакерту в ходе армяно-азербайджанского конфликта - без населения (хотя в одном Агдамском районе проживало порядка 180 тыс. человек - больше, чем во всей НКАО). Карабахские армяне решили вопрос просто: в 1993-1994 гг. очистили семь прилегающих к НКР районов от азербайджанского населения, что составило порядка полумиллиона человек. "Правозащитникам", однако, не стоит впадать в сентиментальность и праведный гнев: в случае военной победы над НКР Баку точно так же провел бы "зачистку" и депортацию всех армян Карабаха, что официально или намеками неоднократно признавали азербайджанские политики и эксперты.

Насколько "оккупация" семи районов поможет признанию НКР? В конституции может появиться запись, что Нагорно-карабахская республика - это бывшая НКАО, Шаумяновский район плюс семь "оккупированных" районов. Это создаст впечатление "малой империи" и снизит шансы на благожелательное отношение мирового сообщества. Поэтому возможна другая формулировка - "фактическое признание существующих границ", - на которой настаивает фракция старейшей армянской партии "Дашнакцутюн", представленной в парламенте НКР. По мнению Артура Мосияна, "в проекте нет целого ряда необходимых для Конституции положений Наша партия настаивает на том, чтобы статус освобожденных территорий (так в Армении и в НКР называют семь районов за пределами НКАО, - С.М.) был закреплен в основном законе Сейчас часть территорий в правовом смысле находится вне Карабаха. И мы предложили фракциям и депутатским группам принять совместный правовой акт, который вернул бы в правовое поле ту часть нашего населения, которая проживает на этих территориях. Может, именно из-за отсутствия правового статуса так медленно происходит процесс заселения? Человек живет на этой территории, но не знает, принадлежит ли она НКР".

Возможен и другой подход, о котором в кулуарах говорят многие карабахцы: его суть в диверсификации "оккупированных территорий". Одно дело - Лачин, служащий дорогой в Армению, Кельбаджар, от которого зависит водоснабжение Карабаха, Агдам, врезающийся клином в карабахскую территорию, а другое дело - остальные районы. Нельзя сбрасывать со счетов отказ от жесткой фиксации нынешних границ НКР на сегодняшний день. На первый план выдвигается сам факт признания республики, а не определение его территориальных границ. По словам представителя фракции "Свободная Родина" в Парламенте НКР Гагика Петросяна, "прямое фиксирование нынешних границ никакого положительного значения не имеет, это эмоции, однако косвенно, конечно, нужно в Конституции, особенно, в преамбуле, упомянуть о навязанной нам войне и создавшейся ситуации".

На фоне споров "о земле" представители карабахской политической элиты достигли единства в том, что конституция республики должна носить демократический характер (соответствующие статьи более проработаны, чем в основном законе Армении), фиксировать четкое разделение властей. Поэтому конституция НКР, безусловно, станет хорошим инструментом для будущего признания республики. Что же касается границ, то до декабря 2006 года у карабахских политиков еще есть время договориться. По крайней мере, у непризнанного Карабаха перед глазами есть опыт признанного Израиля, на ошибках которого можно и нужно учиться.


Сентябрь 13, 2006
http://www.prognosis.ru/news/rdemo/2006/9/13/markedonov.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован