29 августа 2006
1910

Сергей Маркедонов. `Прекрасная страна` на качелях

Кремль голосом выделил Азербайджан в числе самых близких друзей России.

30 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана на своей внеочередной сессии принял Декларацию о восстановлении государственной независимости республики. Такая формулировка неслучайна: в отличие от Армении, вышедшей из состава СССР на основе союзного законодательства, Азербайджан не создавал свою государственность "с нуля", а именно восстанавливал ее. В Декларации 30 августа 1991 года говорилось о политико-правовой преемственности нового Азербайджана с Азербайджанской Демократической Республикой АДР - первым государственным образованием азербайджанцев, просуществовавшим с 1918 по 1920 гг. Одновременно с Декларацией Верховный Совет Азербайджана принял постановление о восстановлении государственности.

Тот факт, что "восстановленная" азербайджанская государственность существует уже на протяжении 15 лет (и не просто существует, а демонстрирует жизнеспособность и эффективность, играет ключевую роль в Большой игре на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке), заслуживает особого внимания. Первая Азербайджанская республика просуществовала чуть меньше двух лет. 28 мая 1918 года АДР была провозглашена, а уже в апреле 1920 г. началось установление советской власти в республике. В 1920 году "первый" Азербайджан был признан de facto Верховным Советом Союзных Держав на Парижской мирной конференции. Однако в Лигу наций АДР не попала. В Меморандуме Генерального секретаря Лиги указывалось, почему это сделать невозможно: "Территория Азербайджана являлась частью Российской империи, ввиду чего возникает вопрос, достаточно ли объявления в мае 1918 года о независимости и признания Союзными Державами в мае 1920 года для того, чтобы считать Азербайджан де-юре полностью самоуправляемым государством". В 1920 году этого оказалось недостаточно

Иное дело постсоветский Азербайджан - пожалуй, единственный в СНГ пример государства с диверсифицированной внешней политикой. В этом смысле Баку после 1991 года научился извлекать уроки из собственной истории. В период первой республики азербайджанская элита сперва играла роль младшего брата Турции, а потом "нефтяной вышки" Великобритании. "Второй Азербайджан" действует гораздо более тонко, стараясь "не складывать яйца в одну корзину", считаясь "своим" и в США, и в России: с одной стороны участвует в прозападном ГУАМе, а с другой - заявляет о стратегическом интересе к партнерству с РФ. Об этом Ильхам Алиев не постеснялся заявить и в ходе своего вашингтонского визита. В 2004-2005 гг. Баку нашел свои пути и к Тегерану. В последние годы по азербайджанскому пути во внешней политике (как это ни парадоксально) идет Армения, отказываясь от односторонней "привязки" к России. Некоторые попытки диверсификации внешнеполитической стратегии предпринимает и Казахстан, который все больше попадает в фокус интересов американского Госдепартамента. Однако Астане и Еревану далеко до Баку в умении держаться на геополитических качелях.

В азербайджанской внешней политике, начиная с 1991 года, неизменно присутствовала одна тенденция: официальный Баку, испытывая серьезные трудности в двусторонних отношениях с той или иной страной, неизменно добивался их улучшения, находя свои ключи к политикам в Вашингтоне, Москве, Тегеране, Тель-Авиве. Одним исключением была, пожалуй, Турция, исторический партнер Азербайджана со времен АДР. В середине 1990-х гг. Азербайджан сумел побороть проамрянские тенденции в политике США и России, а в 2005 г. существенно скорректировать проармянский и антиазербайджанский крен во внешней политике Ирана.

Как известно, Збигнев Бжезинский назвал Азербайджан "пробкой" к бутылке каспийских и центрально-азиатских богатств. Азербайджан - вторая после Турции страна, которую представители Госдепа США назвали своим "исламским союзником", отбросив все сантименты по поводу невысокого уровня демократии и прав человека. Гораздо важнее, что светский Азербайджан способен пресечь проявления исламского фундаментализма на своей территории. Нельзя сбрасывать со счетов и нефтяной фактор. Недаром антиалиевская оппозиция характеризует правящий режим лозунгом "Нефть в обмен на демократию". В прошлом году именно Азербайджан стал первой страной в СНГ, где относительно тихо и мирно провалился сценарий "оранжевой революции". Не в последнюю очередь это произошло потому, что Штаты - даже такие апологеты демократии и "оранжизма", как Ричард Лугар - не захотели поддерживать антиалиевскую оппозицию. И, несмотря на все разговоры о массовых фальсификациях и использовании административного ресурса, президент Азербайджана Ильхам Алиев в апреле был весьма благосклонно принят в Вашингтоне. Азербайджан - единственная страна в СНГ, которой позволяется флирт с Кремлем. Ничего подобного не готовы прощать никому. Той же Армении не раз пеняли из Вашингтона на то, что снизят объемы материальной помощи за дружбу с Москвой. Скорее всего, такой флирт и даже более серьезные отношения будут прощаться и дальше. Американцам, завязшим в Ираке и на всем Ближнем Востоке, чрезвычайно важен хотя бы и промосковский и не очень демократичный, но "исламский" союзник на Южном Кавказе.

В последние несколько лет Россия, обеспокоенная дрейфом Армении на Запад, демонстрирует все больше симпатий к Азербайджану. Политическая инициатива об участии российских миротворцев в операции в Нагорном Карабахе была дважды озвучена министром обороны РФ Сергеем Ивановым именно в Баку, а не в Ереване. В одном из последних интервью, которое можно считать программным, начальник Управления Администрации Президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров, перечисляя основных партнеров России, заявил: "Наш стратегический союзник - Германия, Франция, Италия, Казахстан, Азербайджан - прекрасная страна, Белоруссия". В колеровском списке "лучших друзей" нет Армении, до сих пор считающейся главной пророссийской силой на Южном Кавказе. Зато в ряду стран, далеких и близких, выделен как раз Азербайджан. Подобная смена приоритетов не случайна: современная российская политика по своей идеологии и методологии напоминает присной памяти легитимизм времен Священного Союза - те государства, которые побороли внутреннюю оппозицию, представляются для Москвы духовно и политически близкими. С точки зрения нынешнего российского истеблишмента Ереван, поддавшись на посулы ЕС и проведя под эгидой европейских институтов конституционный референдум, сделал дело, "противное духу легитимизма". Иное дело Баку. Достаточно сказать, что главный российский наблюдатель на парламентских выборах в Азербайджане Владимир Рушайло признал процедуру голосования состоявшейся еще до официального решения ЦИК республики. Антиоранжизм в совокупности с признанием стабильности как высшей геополитической ценности - два важнейший фактора, способные еще более сблизить РФ и Азербайджан.

Однако официальный Баку продемонстрировал умение балансировать не только на американо-российских качелях. В 1991 году постсоветский Азербайджан, как и АДР, избрал своим стратегическим партнером Турцию. Однако в отличие от 1918-1920 гг. азербайджано-турецкие отношения нельзя охарактеризовать как вассально-ленные. Действительно, в ходе армяно-азербайджанского конфликта Турция оказала содействие Азербайджану. В 1993 г. была перекрыта армяно-турецкая граница. Однако полномасштабной турецкой военной интервенции в Армению, как в 1918-1920 гг., не произошло. Именно Турция стала лоббистом Азербайджана в НАТО, поддерживала Баку в его спорах с Тегераном по Каспию в начале 2000-х гг. Меж тем, в отличие от 1918-1920 гг., Азербайджан сумел переломить негативные тенденции в двусторонних отношениях с Ираном, традиционным конкурентом Турции на Кавказе и Ближнем Востоке. Движение навстречу друг другу началось в 2004-2006 гг., когда Тегеран, обеспокоенный превращением "главного мусульманского союзника" США в возможный форпост военной операции против Ирана, стал проводить по отношению к Азербайджану более взвешенную политику. Со своей стороны Азербайджан, опасающийся переноса ближневосточной войны на Кавказ и вполне реальной в этом случае экологической катастрофы в Каспийском регионе, стал гораздо более терпимым к южному соседу. В рамках политики "разрядки напряженности" в отношениях между Тегераном и Баку можно вспомнить открытие в 2004 году генконсульства Азербайджана в Тебризе на Севере Ирана, который многие считают одним из центров этногенеза азербайджанцев. В том же ряду и визиты президентов Ильхама Алиева в Иран (2005) и Махмуда Ахмадинежада в Азербайджан (2006).

При этом потепление в отношениях с Тегераном не мешает Баку "дружить" Израилем. В том числе на почве общих ценностей. Недавно руководитель отдела пропаганды, информации и аналитики Госкомитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Джаваншир Велиев заявил, что в музеях Холокоста по всему миру будут установлены стенды, посвященные "геноциду азербайджанцев" в Ходжалы (в феврале 1992 года при штурме Ходжалы армянскими формированиями произошла массовая гибель мирного населения, - С.М.). По словам Велиева, "после разработки окончательного плана-проекта совместных действий азербайджанской и еврейской диаспор начнется процесс установки стендов. Это отвечает интересам не только азербайджанских, но и еврейских диаспорских организаций, о чем они неоднократно заявляли". И здесь Баку умело использует сложные отношения между армянским и еврейским лобби в США и Европе.

В течение 15 лет независимости Азербайджан, сумел доказать, что не является слабой и зависимой геополитической субстанцией. В отличие, например, от соседней Грузии. Действуя по принципу "у нас нет друзей и нет врагов, а есть одни лишь интересы", Баку сумел заставить великих мира сего искать дружбы у малого государства. Проблема только в том, что невысокая международная стабильность означает для Баку невысокие риски. Но что будет, если кто-то захочет эту стабильность повысить? Вопрос риторический. В таком случае Баку придется выбирать, и этот сделать выбор будет непросто. Не закончится ли реализация плана "окончательной стабилизации" Большого Ближнего Востока, в который американцы включают и Закавказье, дестабилизацией для Азербайджана? Так или иначе, в ближайшем будущем главный интерес Баку будет состоять в том, чтобы крупные международные игроки все время находились в состоянии конфронтации, но никогда не переходили запретной черты. Тогда азербайджанская дипломатия по-прежнему сможет беспечно качаться на геополитических качелях.


Август 29, 2006
http://www.prognosis.ru/news/geopolitic/2006/8/29/markedonov.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован