Совет Европы доведет Грузию до ручки.
Возможно, уже в ближайшем будущем официальный Тбилиси предложит принципиально другой алгоритм урегулирования грузино-осетинского конфликта. Требования вывода российских миротворцев из Южной Осетии и заявления о необходимости привлечения западных миротворческих сил будут дополнены законопроектом "О реституции собственности и компенсации морального ущерба жертвам грузино-осетинского конфликта". Благой по своему замыслу правовой акт может стать причиной серьезного внутриполитического кризиса в Грузии.
Принять закон о реституции Грузии настойчиво рекомендуют европейские структуры, прежде всего, Совет Европы, консультативную помощь в разработке законопроекта оказывала Венецианская комиссия Совета Европы и другие влиятельные европейские мозговые центры. По замыслу европейских миротворцев, Грузия должна пойти на "безоговорочное возвращение собственности изначальным владельцам", потерявшим ее в ходе грузино-осетинского вооруженного конфликта на Юге Осетии, а также в ходе этнических чисток грузинских этнонационалистов в местах компактного проживания осетин.
Остается только сожалеть, что проект разрабатывался без активного участия российской стороны. Речь идет о федеральных структурах - власти Северной Осетии вовлечены в процесс обсуждения проекта. Фактически Россия обсуждает законопроект только в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК). Между тем, целый ряд положений, касающихся механизмов реализации закона, нацелен на снижение российского влияния в процессе урегулирования грузино-осетинского конфликта. Речь идет о формировании реституционных комиссий на трехсторонней основе (грузины, осетины, международные институты). Работай российская дипломатия над данным законопроектом более активно, многих "слабых" и "сырых мест" в законе можно было бы избежать, а определенные сюжеты (особенно преамбулу) усилить. В частности, необходимо более четко и жестко прописать политико-правовую ответственность Грузии за этнические чистки по отношению к осетинам, проживавшим до 1991 г. во внутренних областях Грузии. Проще говоря, следовало бы более определенно прописать политико-правовую оценку событий 90-х гг., из-за которых ни сегодня - завтра потребуется принимать закон о реституции.
Тбилиси постоянно апеллирует к проблеме беженцев из Абхазии, но фактически замалчивает исход осетин из Грузии в начале 1990-х гг. В довоенной Грузии проживало около 100 тыс. осетин. Они были на пятом месте среди этнических сообществ республики после грузин, армян, русских и азербайджанцев. Их общее число превышало численность компактно проживавших абхазов. До военных действий осетины проживали главным образом в Тбилиси (33.318 чел.), Цхинвали (31.537 чел.), Гори (8.222 чел.), Рустави (5.613 чел.). Сейчас численность осетин в Грузии составляет около 30 тыс. чел. Об их реальном положении трудно судить, поскольку соответствующий мониторинг практически не проводится, а доверять заявлениям официального Тбилиси о полном соблюдении прав и свобод осетин-граждан Грузии сегодня нет никаких оснований.
Вступая в Совет Европы, Грузия обязалась в двухгодичный срок "принять необходимые законодательные меры, чтобы обеспечить восстановление имущественных и арендных прав или выплату компенсаций за имущество, потерянное людьми, вынужденными покинуть свои дома во время конфликтов 1990-1994 гг." В нескольких лет после этого Тбилиси официально признавал готовность взяться за решение проблемы реституции. В 2004 году ПАСЕ признала, что Грузия не выполнила своих обязательств, взятых при вступлении в СЕ в 1999 году. Похоже, сегодня европейцы не хотят давать для Тбилиси отсрочек, памятуя об обязательстве Грузии способствовать репатриации турок-месхетинцев, также далеких от практического исполнения. Но станет ли принятие реституционного закона заветным "ключом" к разрешению грузино-осетинского конфликта?
Безусловно, положения законопроекта в значительной мере предполагают прорывные идеи. Грузинское государство фактически отказывается от этнической собственности на землю. Например, право на реституцию признается за всеми жертвами конфликта, включая покинувших Южную Осетию 10 тыс. грузин, вне связи с их этнической принадлежностью, вне зависимости от их гражданства (большинство беженцев-осетин имеют паспорта РФ), места проживания и регистрации (многие беженцы не были зарегистрированы в таком качестве). При этом жертвой может быть признано любое лицо, пострадавшее от административно-полицейского произвола на этнической почве. Реституция касается и тех, кто уже получил денежную компенсацию либо от государственных структур, либо от международных организаций, но размер этой компенсации не соответствует стоимости утерянной собственности. Однако на этом, увы, весь позитив и заканчивается.
Главная проблема законопроекта, равно как и других европейских инициатив, состоит в том, что формально-юридические аспекты урегулирования конфликта вырываются из общественно-политического контекста, в котором предстоит реализовывать ту или иную правовую инициативу. Отождествление политики с юриспруденцией не позволяет составить адекватный проект разрешения конфликта. В самом деле, как можно даже обсуждать законопроект о реституции и компенсации жертвам грузино-осетинского конфликта на фоне тех разговоров, которые сегодня ведутся в Тбилиси! Какое доверие может быть со стороны осетин, если все официальные лица Грузии начиная с президента говорят о "бывшей Юго-Осетинской автономии" и "Цхинвальском регионе", а министр обороны Ираклий Окруашвили и вовсе заявил недавно о том, что намерен встречать новый 2007-й год в Цхинвали! Формулировка "бывшая Юго-Осетинская автономия" всплывала и в разработке реституционного закона. Не способствует доверию и деградация переговорного процесса, начавшаяся еще в 2004 году с "кавалерийской атаки" Михаила Саакашвили на Южную Осетию - тогда снова, как и в 1990-е гг. пролилась кровь.
Принятие законопроекта никак не соотносится с проблемой доверия между грузинами и осетинами, точнее с недоверием "грузинских осетин" к Тбилиси. Вообще искусственный отрыв принятия закона о реституции от проблемы решения статуса Южной Осетии представляется не слишком продуктивным. Сегодня главным препятствием для эффективных переговоров между Тбилиси и Цхинвали является отказ грузинских властей восстановить автономию "Цхинвальского региона". Для Кавказа символические акты значат гораздо больше правовых формул. В этой связи восстановление Юго-Осетинской автономии, ликвидированной "неистовым Звиадом", дало бы для мира намного больше, нежели несколько законов о восстановлении прав собственности.
Реституционный закон предлагает приоритет возвращения имущества, а не денежной компенсации за его утрату. Но сегодня подавляющее большинство беженцев-осетин готовы взять деньги за утрату жилья и прочей недвижимости, а не ездить за справками-документами в места, где их подвергали дискриминации. Не убережет закон и от "рынка по-кавказски", когда для грузина дом или квартира будут иметь одну цену, а для осетина совсем другую. Без ответа останется и другой вопрос: кому смогут продать дом осетины из сел Панкисского ущелья или района Боржоми? Очевидно, что не все беженцы были обладателями только тбилисских квартир. Акцент на возвращении имущества лишает грузинских осетин права свободного выбора, вынуждая доказывать свои права на недвижимость. Реституционный закон демонстрирует явную политическую избирательность. Непонятно как быть с другими жертвами проекта "Грузия для грузин"? Что делать с лишившимися своего имущества беженцами- аварцами из Кварельского района, греками из Цалкинского района, русскими из крупных городов Грузии? Они имеют шанс на восстановление справедливости или на них право реституции не распространяется?
Однако главное в другом: к рассмотрению и принятию такого закона не готово ни грузинское общество, ни грузинские политики. Главной травмой постсоветской Грузии остается Абхазия, физическим напоминанием о которой являются порядка 200 тыс. беженцев-грузин. Нетрудно предположить, что обсуждение закона о компенсации осетинам, да еще и в массе своей гражданам России, вызовет бурю негодования как со стороны представителей беженских объединений абхазских грузин, так и со стороны грузинских политиков. Сам факт такого обсуждения может привести к обвинениям команды нынешнего президента в измене. Хотя и сами грузинские лидеры не горят желанием "расплатиться" с осетинами, они вынуждены делать это под нажимом европейских структур. Вполне возможно, что вслед за принятием закона о реституции для жертв грузино-осетинского конфликта будет поставлен вопрос о принятии закона о беженцах грузинах из Абхазии. А принятие такого закона открывает возможность и для возобновления грузино-абхазского конфликта. В этом случае не десятки тысяч осетин, а две сотни тысяч грузин устремятся в Абхазию искать справедливость. В результате, благая цель восстановления нарушенного права частной собственности, реализуемая в отрыве от общественно-политического контекста, может привести совсем ни к тем результатам, которые изначально планировались.
Апрель 09, 2006
http://www.prognosis.ru/news/region/2006/4/9/markedonov.html