После майских парламентских выборов в Армении и формирования республиканского правительства в июне политическая жизнь "армянского мира" не вышла из состояния турбулентности: 19 июля предстоят президентские выборы в Нагорно-Карабахской Республике (НКР). Эти выборы по своему значению станут событием, выходящим далеко за пределы Кавказского региона.
Во-первых, Карабах сегодня, как и в начале 1990-х гг. продолжает оставаться своеобразным маяком для Армении и армянской диаспоры. Наблюдая за тем, как в Карабахе различные кандидаты на пост главы государства ведут содержательную конкурентную борьбу, Ереван будет весьма ограничен в действиях по пролонгации полномочий действующего президента республики. Образу покровителя свободолюбивого Карабаха надо будет соответствовать. Ни для кого не секрет, что в Ереване немало тех, кто желал бы продления полномочий президента Роберта Кочаряна. Будучи важным национальным символом для Армении, Карабах послужит примером цивилизованной смены верховной власти. К нему будут апеллировать все ведущие политические силы Армении.
Во-вторых, ситуация внутри НКР остается проблемой номер один для Азербайджана. Ситуация "мягкого султаната" в глазах мирового сообщества ослабляет позиции Баку с точки зрения возвращения Карабаха под свою юрисдикцию. Демократические стандарты непризнанной Нагорно-Карабахской Республике выше, чем в признанном Азербайджане.
В-третьих, Карабах поставит немало неудобных вопросов перед мировым сообществом. Аксиомой для США, стран Европы, а также влиятельных международных организаций (ООН, ОБСЕ) служит представление о демократизации как важнейшей предпосылке для процесса мирного урегулирования этнополитических конфликтов. В реальности же данный тезис не всегда работает. Среди претендентов на высший пост в НКР нет ни одного политика, кто выступал бы против демократических принципов. Напротив, демократию в Карабахе давно воспринимают не как абстрактную ценность, а как эффективный механизм международной легитимации. В этом смысле внутри элит НКР достигнут консенсус.
Один из главных претендентов на президентский пост Бако Саакян (экс-руководитель Службы национальной безопасности НКР) в одном из первых своих агитационных выступлений заявил: "Наш народ всегда был привержен демократическим принципам и на выборах всех уровней проявил себя таким образом, что международные миссии и наблюдатели единодушно отмечали не только высокий уровень организованности выборов, но и нашу приверженность демократическим принципам. Думаю, что на этих выборах наши традиции не будут нарушены".
Не отстают от него и другие кандидаты. Заместитель министра иностранных дел НКР Масис Маилян (которого считают вторым вероятным претендентом на пост главы республики) так определил главную политическую цель президентской кампании-2007: "Проведение цивилизованных выборов должно стать сверхзадачей для уходящего руководства исполнительной власти и политических сил Нагорного Карабаха. Именно от этого зависит международный имидж страны и ее последующее развитие".
К демократии, как главной цели апеллируют и главный карабахский коммунист Грант Мелкумян, и профессор местного университета Ваня Аванисян, и депутат парламента НКР Армен Абгарян (в свое время один из военных лидеров республики).
В то же время внутри НКР нет ни одного кандидата, который бы видел будущность непризнанного государства в составе Азербайджана. Демократия не рассматривается здесь как синоним "сдачи" независимости и идеалов самоопределения. В отличие от Южной Осетии никакого "альтернативного Карабаха" даже представить невозможно. Следовательно, укрепление демократических стандартов в НКР (а эта цель поставлена в Карабахе как приоритетная) вовсе не означает готовности карабахской элиты к уступкам Азербайджану.
Более того, даже те кандидаты, которые считаются в Карабахе наиболее либеральными, демонстрируют в своем видении армяно-азербайджанского конфликта "имперские" устремления. Тот же Масис Маилян считает, что "республика не может обеспечить свою безопасность в рамках изначально признанных границ бывшей НКАО", то есть речь идет об автономной области в составе Азербайджанской ССР. Таким образом, Маилян, имеющий заслуженную репутацию демократа и либерала (по карабахским меркам, конечно) не горит желанием отдать под контроль Баку районы, оккупированные в ходе карабахской войны 1991-1994 гг. Демократия - отдельно, безопасность - отдельно. Эта формула могла бы стать основным лозунгом не только президентской кампании-2007, но и всей карабахской политики. Более того, демократические процедуры - всеобщее голосование за президента, парламентские выборы - лишь укрепляют карабахский "империализм", поскольку он не плод воображения и устремлений одной лишь элиты. Так считает местное общество, которое реализует свои чаяния посредством открытого голосования. В июле 2007 г. эта воля будет снова продемонстрирована.
20 июня 2007 г. Центральная избирательная комиссия НКР дала официальную отмашку для начала избирательной кампании. Однако реальная борьба за президентский пост началась задолго до регистрации инициативных групп кандидатов в президенты. Фактически старт избирательной кампании в НКР был дан в октябре 2006 г. Тогда Аркадий Гукасян добровольно отказался от участия в предстоящей президентской кампании. Свое решение он мотивировал тем, что приверженность НКР демократическим стандартам открывает возможности для международной легитимации этого де-факто государства. Пролонгация его президентских полномочий лишь помешала бы реализации стратегической цели карабахских армян.
Между тем, подобное решение Гукасяна можно считать последствием имплантации косовского опыта на карабахскую почву. В ходе парламентских выборов в НКР в 2005 г. косовский принцип - сначала демократические стандарты, потом самоопределение - был озвучен, как одно из базисных требований к карабахской политике и карабахским политикам. Таким образом, еще до того, как президент России Владимир Путин сделал заявление о возможности использования "косовского прецедента" на постсоветском пространстве, в НКР балканский опыт стал предметом не просто осмысления, но и копирования. Отсюда и стремление карабахской элиты дистанцироваться от саммитов "параллельного СНГ", равно как лидеров Абхазии, Южной Осетии и ПМР, плюс диверсификация внешней политики. Это правило было отчасти нарушено в июне 2007 г., когда во встрече глав МИД непризнанных республик в Тирасполе принял участие советник по внешнеполитическим вопросам президента НКР Арман Меликян.
Логика карабахского руководства понятна: НКР необходимо создать гораздо больший резонанс вокруг президентских выборов. Нагорный Карабах становится в определенной степени законодателем демократической моды среди непризнанных республик. Таким образом, представить свою республику как своеобразного лидера других де-факто государств, показав состоятельность, в том числе и в дипломатической сфере, было целью карабахской элиты. Таким образом, президентская кампания в НКР станет еще и своеобразным политическим уроком для "параллельного СНГ".
Сегодня избирательная кампания в Карабахе представляет собой весь возможный на постсоветском пространстве политический спектр. Здесь и представители "партии власти" Бако Саакян (главный карабахский "чекист") и Масис Маилян (один из стратегов карабахской дипломатии), и те, кто был вовлечен в жесткую конфронтацию с властью. В 1999-2001 гг. в конфликте Самвела Бабаяна с Аркадием Гукасяном нынешний претендент на президентское кресло Армен Абгарян поддерживал не лидера НКР, а командующего силами самообороны республики. Грант Мелкумян представляет коммунистов (он даже был выдвинут на партийном форуме, а не инициативной группой), а Ваня Аванисян - "творческую интеллигенцию".
Как и везде в СНГ, роль партий в выборном процессе в НКР невелика. Личностный фактор играет здесь гораздо большую роль. Не обойдется и без административного ресурса. Хотя стоит обратить внимание на то, что глава Службы нацбезопасности Бако Саакян был уволен со своей должности накануне старта предвыборной гонки. Тот факт, что представители власти (Саакян и Маилян) не выступили единым фронтом и ведут каждый свою кампанию (хотя их критика сегодня политически корректна) косвенно свидетельствует, что в НКР не доминирует единомыслие.
Любой лидер НКР, из каких бы структур он не происходил, будет стремиться удерживаться в рамках демократического дискурса. И вовсе не из-за идеалистических соображений. Среди всех карабахских политиков, как провластных, так и оппозиционеров, существует консенсус по поводу будущего республики. И это будущее видится на путях международного признания. А, как известно, самоопределение без демократических стандартов проблематично. Игнорирование этого факта будет равносильно отрицанию национальных устремлений НКР. Такое отрицание в свою очередь может поставить крест на перспективах любого карабахского лидера. А значит, шансы демократическое развитие и сохранение позитивной динамики будут сохраняться.
Июнь 28, 2007
Сергей Маркедонов
http://www.prognosis.ru/news/rdemo/2007/6/28/NKR.html