Политика России в отношении Саакашвили может принести позитивные результаты, если Кремль перестанет поддаваться на эмоциональные провокации грузинской стороны и сумеет правильно мотивировать западных партнеров.
Блокада Грузии, предпринятая Россией в качестве "адекватного ответа" на провокацию в отношении военнослужащих из Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), коснется не только двусторонних российско-грузинских отношений. Существенным образом может измениться вся геополитическая конфигурация Южного Кавказа. Жесткие действия России заставят Грузию искать союзников среди соседей по региону: в самое ближайшее время Тбилиси предпримет серьезные действия по оптимизации отношений с Баку. Продолжение российско-грузинской конфронтации - а прекращение таковой пока не предвидится - отдаляет европейские и натовские перспективы для "самой передовой демократии" Закавказья. Включаться в открытое противостояние с Россией из-за грузинских претензий на Южную Осетию и Абхазию никто из членов НАТО не будет.
Поэтому сегодня Грузия, как никогда ранее, заинтересована в сильном союзнике именно в Закавказье. С таким союзником легче будет апеллировать к США и ЕС, спасаясь от "русской угрозы". Вместе с Азербайджаном Грузии будет намного легче создавать необходимый информационный фон вокруг проблемы "замороженных конфликтов". Тем паче, что Азербайджан - экономически самая мощная страна Южного Кавказа с быстро увеличивающимся военным бюджетом (стратегическая цель этой страны увеличение военного бюджета до размера национального бюджета Армении) и хорошими отношениями с США. В ходе последнего визита президента Ильхама Алиева в Вашингтон Азербайджан был назван "исламским союзником США". Раньше такой чести удостаивалась только Турция. Как и Грузия, Азербайджан имеет серьезные проблемы с территориальной целостностью. В азербайджанских политических кругах, также как и среди представителей грузинского истеблишмента, существует мнение о негативной роли России, которая оказывает одностороннюю поддержку "агрессивным сепаратистам". В этой связи не случайны те многочисленные заявления представителей правящей азербайджанской партии "Ени Азербайджан" об оправданности кодорской операции Михаила Саакашвили в июле-августе 2006 года. Таким образом, сегодня в Тбилиси смотрят на Баку как на возможного соратника по сдерживанию России в регионе с помощью западных партнеров.
В этом плане недавний арест граждан Армении на грузинской территории может рассматриваться как "пробный камень" в сближении Грузии с Азербайджаном. Пока армянская сторона соблюдает необходимую политическую корректность. По мнению вице-спикера парламента Армении Ваана Ованнисяна, арест граждан Армении в Грузии нельзя считать сигналом Еревану, поскольку "эти люди, действительно, нарушили грузинский закон. Вопрос в другом. Они сделали это вынужденно, и здесь нет их вины. Бывает так, что иногда люди вынуждены нарушать Закон". Последние аресты армянских граждан на грузинской территории связаны с незаконным пересечением ими грузино-российской границы - они попали в Южную Осетию и в Абхазию через российскую территорию. В любом случае действия Тбилиси, скорее всего, найдут понимание и одобрение в Баку, поскольку в данном случае Грузия не просто арестовывает армян, но и демонстративно защищает свою территориальную целостность.
Меж тем, грузино-азербайджанский альянс, несмотря на близость позиций Тбилиси и Баку не имеет серьезных перспектив. Это вовсе не означает, что к нему не будут стремиться. Такой альянс был гораздо более реален в начале - середине 1990-х гг. Однако в то время Грузия испытывала иллюзии по поводу роли России в обеспечении грузинской целостности - мало кто помнит, но именно ради этого Грузия в 1994 году вступила в СНГ и дала добро на миротворческую операцию в зоне грузино-абхазского конфликта. Когда же российские миротворцы отказались быть "инструментом" в чужих руках, Грузия окончательно переориентировалась на Запад. Что же касается Азербайджана, то именно в это время России удалось найти свой подход к этой республике, отодвинув проблему Карабаха на второй план. Сыграло роль сотрудничество по Каспию, совместная борьба с исламистским подпольем, поддержка Москвой светского режима в Баку, и напротив, отказ от поддержки дагестанских националистических и ирредентистских групп внутри Азербайджана. И сегодня Баку заинтересован в Москве не меньше, чем в США и в ЕС. Дрейф Азербайджана в сторону Запада имеет четкие пределы. В Баку опасаются того, что крайняя вестернизация Азербайджана приведет его к превращению в антииранскую площадку, чего в этой стране многие очень боятся (принимая во внимание нефтяной фактор и возможность ведения боевых действий в стране богатой углеводородами). Но в Баку опасаются не только экологических последствий "акции возмездия" против Тегерана. Азербайджан - исламская страна, а крайности вестернизации на Востоке обычно чреваты всплеском исламского фундаментализма. В этой связи Баку нужны ровные отношения с Россией, чтобы не стать военным союзником США в антиранской кампании. И с США - чтобы не стать марионеткой Кремля. В любом случае на радикальный разрыв с Россией и на столь же радикальное "бегство из региона", как в Грузии, азербайджанские политики не готовы.
Второй не менее важный фактор, осложняющий альянс между Баку и Тбилиси, это, как ни странно проблема грузинской "территориальной целостности". В составе Грузии находится азербайджаноязычный район Квемо Картли (Борчалы), где права грузинских азербайджанцев - борчалинцев - серьезно нарушаются, в особенности права социально-экономические. Борчалинцы страдают от грузинской переселенческой политики - сванской колонизации Квемо Картли. В этой связи весьма показательным представляется мнение сопредседателя Социал-демократической партии Азербайджана Араза Ализаде, считающегося одним из наиболее адекватных и просвещенных политиков в этой стране: "У Грузии остался лишь один источник прибыли, вернее, дойная корова - Азербайджан. Заметьте, дойная, но не священная! То есть, руководители Грузии Азербайджан доят, а права азербайджанцев в Борчалы и других регионах соблюдать не думают. То есть, в жутком цейтноте Саакашвили оставалось прибегнуть только к радикальным действиям, и он решил сделать рывок в НАТО, донельзя испортив отношения с Москвой".
Идя на союз с Азербайджаном, Грузия будет вынуждена дать серьезные послабления своему азербайджанскому населению, по крайней мере, предпринять действенные меры по защите их прав. Однако в этой связи может обостриться проблема армянского населения Джавахетии (Джавахке), которое в свою очередь потребует коренного улучшения своих прав. Между тем, армяне Джавахетии в отличие от борчалинцев давно выдвигают требования предоставления им территориальной автономии. Учитывая усиление джавахкского лобби в самой Армении, особенно в аппаратах правительства и МВД республики, любое обострение ситуации чревато грузино-армянским конфликтом. Что было бы серьезным ударом и по Грузии, и по Армении.
Очевидно, что любые антироссийские конфигурации Грузии сегодня имеют свои пределы. Скорее всего, Тбилиси придется существенным образом корректировать российское направление своей внешней политики, но в складывающейся ситуации действия грузинской стороны во многом будут зависеть от Москвы. При этом для России чрезвычайно важно не перегнуть палку, увлекшись жесткими мерами. Вводя жесткие и политически оправданные санкции против Грузии, не следовало прекращать выдачу российских виз. Такого не делали даже в СССР времен "железного занавеса" и "холодной войны": выезд и въезд в капстраны был жестко дозирован, но не блокировался полностью. России не стоит и полностью отказываться от поиска "своих людей" в Грузии. Речь в данном случае не идет о сторонниках Гиоргадзе, а о тех политических лидерах и силах, которые хоть на что-то в этой стране влияет.
Безусловно, для России важно не превратить конфронтацию с Грузией в противостояние с США и Западом вообще - именно этой цели своими провокациями добивался Саакашвили. Силовое решение осетинской и абхазской проблем ему выгодно представить как борьбу с имперскими устремлениями России. Сегодня Москве необходимо четко осознать, что Саакашвили не просто марионетка - его устами сегодня говорит большая часть Грузии. Именно такое сегодня у большинства грузин представление о целях и задачах своей государственной политики. Значит, проблема российско-грузинских отношений не в Западе и не в Соросе - проблема в неадекватности грузинской политической элиты, социальном инфантилизме большинства населения Грузии, стремящейся решать собственные проблемы с помощью других. Просто в начале 1990-х гг. это хотели делать с помощью России, а сейчас - с помощью Штатов. России надо думать о том, как стабилизировать обстановку в Закавказье, максимально разъясняя сложившуюся ситуацию западным партнерам, демонстрируя рациональность и оправданность своих действий. Мировому сообществу необходимо показать, кто в сложившейся ситуации вполне адекватен, а кто невменяем ни при каких условиях.
Октябрь 05, 2006
http://www.prognosis.ru/news/geopolitic/2006/10/5/gruzia_azerbaidzhan_armenia_putin_saakashvili.html