Возрождение предпринимательской деятельности в России - уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой экономической системы.
Становление малого и среднего бизнеса в рамках новейшей истории России начинается в с 1992 года, в котором насчитывалось 560 тыс. малых предприятий. В этот период констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого и среднего предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии. Выходят следующие документы: Указ Президента РФ "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ" No 1485 от 30.11.1992г., Постановление Правительства РФ "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" No 446 от 11.05.1993г. и ряд других законодательных и нормативных актов.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. Затем в течение нескольких лет было принято более 40 законодательных и нормативных актов по развитию и государственной поддержке малого бизнеса.
Однако, характеризуя в целом развитие малого предпринимательства в России за последние годы, можно сказать, что решительного поворота в сторону его развития сделано не было. Так, по данным последних исследований, доля малых предприятий в России чрезвычайно низка и составляет 10 % от всех хозяйствующих субъектов. Сегодня зарегистрировано 946 тыс. малых предприятий, что в среднем составляет 7 предприятий на 1000 человек, тогда как в государствах Евросоюза - от 35 до 68. Вследствие этого не используются большие потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся ресурсы.
В настоящее время основные проблемы малого бизнеса так и не решены. Не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства. По-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Так, большая часть малых предприятий в России приходится на сферу торговли и общественного питания - 43%, строительство и промышленность уступают - 32% (17% и 15% соответственно). Статистические данные по Омской области на протяжении ряда лет свидетельствуют о том же, так на 01.01.1996г. всего малых предприятий - 6519, из них в сфере торговли и общественного питания - 3172, в промышленности - 989, в строительстве - 1123. На 01.01.2004г. ситуация не меняется, всего малых предприятий - 10864, в сфере торговли и общественного питания - 4893, промышленности - 1242, строительстве - 1574.
Не изменилось состояние инновационной деятельности. Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность на малых промышленных предприятиях, являются недостаток собственных оборотных средств, высокие налоговые ставки, неприемлемые условия инвестиций и кредитования. Нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге задачи Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами не решены.
Другой особенностью российской экономической жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий.
Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, малый бизнес продолжает развиваться. Происходит активизация мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста и восстановление хозяйственной, деловой активности населения. Омская область - один из немногих регионов Российской Федерации, в котором утверждена Губернатором области Концепция государственной политики развития малого предпринимательства в Омской области. О повышении роли малого предпринимательства в целом в экономике Омской области свидетельствует тот факт, что доля произведенной субъектами малого предпринимательства продукции в 2003 году в общем объеме товарного производства составила 5,1 %, увеличившись за последние два года почти в два раза. Положительная динамика отмечается и в рентабельности малых предприятий. В 2003 году малыми предприятиями получено 495 млн. руб. прибыли. В том же году на малых предприятиях было занято свыше 200 тыс. чел., что составляет 18% от экономически активного населения, производительность труда составила 67 тыс. руб. на одного работающего, что почти в 3 раза больше, чем в 2000 году. Валовой сбор зерна в расчете на одно крестьянско-фермерское хозяйство увеличился в 2003 году по сравнению с 2000 годом в 1,77 раза.
Для субъектов малого предпринимательства характерна низкая потребность в стартовом капитале, мобильность, высокая степень ликвидности, способность к быстрой переориентации своей деятельности. Не имея возможности конкурировать с крупными фирмами, субъекты малого предпринимательства зачастую идут на коммерческий риск, находятся в постоянном поиске производственных, финансовых и технических идей. Как подтверждение этому, в Омской области отмечается положительная тенденция увеличения инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Вместе с тем, несмотря на отмеченные позитивные результаты, деятельность малых предприятий пока не оказывает заметного влияния на объемы валового регионального продукта, прибыли, величины средней заработной платы, а также других экономических показателей Омской области.
Проблемы малого бизнеса, или "вакханалия..." - так охарактеризовал Президент РФ В.В.Путин ситуацию, сложившуюся в сфере малого и среднего предпринимательства на совещании с членами Правительства 14 марта 2005 года.
При этом, складывается двоякая ситуация.
С одной стороны, например, на Конференции "Сотрудничество российских объединений предпринимателей и американских неправительственных организаций в поддержке предпринимательства в России: достижения и перспективы" в выступлении Ларионовой Н.И., начальника отдела Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ сказано следующее: "Министерство ведет разработку ведомственной целевой программы поддержки малого предпринимательства на период 2005 - 2008 г.г. На 2005 г. в федеральном бюджете предусмотрены средства в размере 1,5 млрд. руб. на государственную поддержку малого предпринимательства. При разработке механизмов, связанных с оказанием финансовой поддержки, мы решили исходить из принципа оказания финансовой поддержки со стороны субъектов РФ...". Однако, в целом это незначительная доля вложения в финансирование государственной поддержки малого бизнеса со стороны федерального бюджета и составляет лишь 0,049% от общей суммы расходов федерального бюджета на 2005 год ( всего расходы федерального бюджета - 3047,929 млрд. руб.).
С другой стороны, с 1 января 2005 года российский малый и средний бизнес фактически находятся в еще более худшей ситуации, чем прежде: без государственной поддержки, без гарантий и льгот. Вне закона оказались и фонды поддержки предпринимательства. Иначе как расценивать принятый Федеральный закон No 122-ФЗ от 22.08.2004г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации ..."? Тот самый закон, который отменил с 1 января 2005 года самые важные статьи (ст. 2,8,9,10,15 и 22) Федерального закона No 88-ФЗ от 14.06.1995г. "О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации". С изъятием этих статей из Закона, по сути он стал не более чем профанацией. В нем теперь не содержится ничего, что говорило бы о реальной государственной поддержки малого бизнеса.
Какие же последствия для российского малого и среднего бизнеса это может повлечь?
В результате отмены ст.2 Закона федеральные власти не только сами уклонились от поддержки малого бизнеса, но запретили субъектам РФ делать что-либо в этом направлении за счет собственных средств и ресурсов.
Утратившая силу ст.8 данного Закона поставила вне закона фонды поддержки малого бизнеса и, соответственно, закрыты все их программы.
Пожалуй самое важное изменение - утрата положения, которое давало право субъектам малого бизнеса в течение четырех лет своей деятельности не применять ухудшающие их положение изменения в налогообложении.
С утратой силы ст.9 этого Закона, Федерация и ее субъекты лишились права устанавливать льготы для малого бизнеса.
Кроме того, малый бизнес лишился права применять ускоренную амортизацию основных средств, которое дано было ст.10 Закона.
Акция по лишению малого бизнеса всех льгот завершена отменой ст.22 Закона.
Наконец, утратившая силу ст.15 данного Закона лишила малый бизнес любых преференций в налаживании внешнеэкономической торговли. Однако, это весьма чревато для страны, буквально "на днях", как говорит правительство, вступающей в ВТО. Самоустранение государства от процесса лоббирования интересов отечественных предпринимателей на международном рынке является стратегически недальновидным и может в итоге привести к глобальным потерям для экономики России.
Однако, необходимость государственной финансовой поддержки малого предпринимательства более чем очевидна. Она обусловлена, прежде всего, отсутствием у малого бизнеса возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие малого предпринимательства и стимулирования его развития, государство должно проводить целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.
Почему же возникает необходимость финансовой поддержки развития малого бизнеса? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко представлять роль малых предприятий в обеспечении экономического роста, финансовой стабилизации региональных и местных бюджетов, снижения социальной напряженности.
Во-первых, в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований поступает 25-30% доходов в форме налогов на малый бизнес, а в Москве - до 40% бюджета города, т.е. затраты в малый бизнес обладают высокой бюджетной эффективностью. В странах с развитой рыночной экономикой в формировании доходов бюджета доля малого бизнеса составляет 50% и более.
Во-вторых, в условиях рыночной экономики особое значение приобретает развитие мелкого предпринимательства и малого бизнеса. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских това¬ров в условиях современной российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Малое предпринимательство, оперативно реагирует на изменения конъюнктуры рынка, придает экономике необходи¬мую гибкость. Малые компании, способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счет этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение.
В-третьих, развитие малого и среднего бизнеса отвечает общемиро¬вым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, сочета¬ния различных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механиз¬ма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес - это скелет современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого предпринимательства - мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру валового национального продукта.
Бармина Светлана Валерьевна, Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, старший преподаватель кафедры Финансов и кредита Омского института Российского государственного торгово - экономического университета
Метелев Игорь Сергеевич, Соискатель ВЗФЭИ