Традиционно, 23 февраля в нашей стране всенародно отмечается "мужской" праздник, который раньше назывался Днем Советской Армии и Военно-морского Флота, а в постсоветский период стал Днем защитника Отечества.
В этот день принято поздравлять всех представителей сильного пола, от мала, до велика. Хотя чести называть себя защитниками страны могут быть удостоены далеко не все российские мужчины. События последнего времени свидетельствуют о том, что с течением времени и восстановлением могущества нашего государства, нам надо быть очень сильными и в военном отношении. И, хочется это кому-то или нет, нужно восстанавливать реноме военного человека, а, следовательно - заниматься образованием и воспитанием российского воина. На эту тему специальный корреспондент журнала "О&К" Александр Бирюлин беседует с Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергеем Мироновым.
- Сергей Михайлович, се&-годня хотелось бы поговорить с вами о военном воспитании и начальном военном образова&-нии. Но сначала давайте коснем&-ся весьма щекотливой в обществе темы о срочной службе в армии. Уже давно не слышно разговоров о том, что служба в Российской армии есть почетная обязанность каждого молодого граждани&-на России. Такая необходимость остается у государства. А совре&-менные молодые люди и их роди&-тели в основном думают, как из&-бежать службы в армии. Дедов&-щина, неуставные отношения, процветающие там, только усу&-губляют эту проблему.
- Не возражаю, Александр. Давайте действительно коснем&-ся темы, которую вы назвали "ще&-котливой". Мне кажется, в этой связи важно сделать минимум три акцента.
Во-первых, соглашусь с тем, что о военной службе как почетной обязанности гражданина в течение почти полутора десятилетий прак&-тически не говорили. Да и могло ли быть иначе, если на информацион&-ном поле фактически господство&-вала крикливая антиармейская, ан&-типатриотическая риторика. И хо&-тя традиционные представления о военной службе продолжали жить в глубинах общественного созна&-ния, говорить об этом вслух считалось по меньшей мере неприлич&-ным, немодным.
Между тем такие представления составляют один из важнейших ком&-понентов системы российских ба&-зовых нравственных ценностей. И я рад, что сейчас идет их последова&-тельное очищение от всего нано&-сного. Вижу в этом восстановление справедливости не только в отно&-шении наших дедов и отцов, с чес&-тью исполнивших воинский долг, но и в отношении всей отечественной истории. В конечном счете восста&-новление народного уважения к во&-енной службе - важная закономер&-ность общего укрепления Российс&-кого государства.
Во-вторых, уклонение от служ&-бы - явление, надо сказать, по&-зорное, абсолютно не свойственное российскому духу, российской исто&-рии. Оно стало реальностью, на мой взгляд, прежде всего именно вследс&-твие целенаправленного культиви&-рования в обществе на протяжении 90-х годов негативного отношения к армии, к воинской обязанности. Конечно, сыграла свою роль и де&-довщина. Ясно, что это зло, кото&-рое надо искоренять, выкорчевывать его причины и в армии, и в обще&-стве. Но ведь нельзя с мыльной во&-дой выплескивать и ребенка! Считаю аморальными, антигосударственны&-ми попытки некоторых общественных организаций и средств массовой ин&-формации использовать дедовщину для поощрения уклонения от службы, тиражировать советы и рекоменда&-ции на этот счет, по сути, толкая ре&-бят на преступление.
Отрадно, что в последние годы "уклонистов" становится все мень&-ше, постепенно восстанавливается и нравственная оценка в обществе подобных действий как позорных, недостойных гражданина. По дан&-ным ряда серьезных исследований последнего времени, сегодня четы&-ре пятых нашей молодежи высказы&-вают готовность рисковать жизнью для защиты Родины. В ходе нынеш&-него осеннего призыва призывные комиссии отмечают все большее число фактов, когда ребята сами обращаются с просьбой призвать их в армию, направить в тот или иной род войск.
Уверен, не за горами то время, когда в общество возвратится тра&-диционная для нашей страны мода на армию, когда все больше юно&-шей будут мечтать о том, чтобы стать летчиками, моряками, танкистами, десантниками, когда вновь будет престижно служить!
И, наконец, в-третьих. Служ&-ба в армии, в том числе срочная, дает человеку очень многое. Кста&-ти, имея в виду профессиональ&-но-воспитательную роль призыва, я считаю оптимальной для нашей страны смешанную, контрактно-призывную систему комплектова&-ния. Уже сегодня в нашей армии по контракту служит больше половины военнослужащих, в том числе - около 15% сержантов и солдат. К 2008 году контрактников будет уже 70 %, в том числе больше поло&-вины сержантского корпуса. С ян&-варя 2007 года ребята будут слу&-жить "срочную" в течение полуто&-ра лет, а с 2008 года - в течение года. Время непродолжительное, но вполне достаточное для овладения солдатской специальностью, для возмужания человека, кристалли&-зации его характера. Солдатская служба многое дает в профессио&-нальном плане. Но главное - спо&-собствует интенсивному форми&-рованию, закреплению и разви&-тию таких чрезвычайно важных качеств личности, как ответствен&-ность, стойкость, целеустремлен&-ность, способность преодолевать трудности и лишения, самодисцип&-лина, верность товариществу. Со&-гласитесь, что без этих качеств нет ни настоящего воина, ни эффек&-тивного труженика, ни достойно&-го гражданина.
Я всегда с благодарностью вспо&-минаю свою солдатскую службу, то&-варищей, родной парашютно-де&-сантный полк, дорожу полученной в армии закалкой.
- В советское время про&-фессия военного пользова&-лась большим уважением в об&-ществе. С тех пор отношение к военным изменилось, и дале&-ко не в лучшую сторону. Что мо&-жет и должно предпринять го&-сударство и его мужи, чтобы вернуть престиж и авторитет во&-енной специальности?
- Не только в советское время, но и практически на всем протяже&-нии многотрудной истории нашего государства профессия военного пользовалась почетом и уважением в обществе. Считаю не только ано&-мальным, но и опасным для нашего государства, для будущего Рос&-сии навязанное обществу негатив&-ное отношение к военному человеку, искусственное обрушение прести&-жа военной профессии.
Вижу первейший долг государс&-тва и общества в том, чтобы ре&-шительно исправить положение. И прежде всего поднять на достой&-ный уровень социальный и нравс&-твенный статус офицера. Офицер&-ский корпус - это не просто костяк армии, это носитель духовной тра&-диции защиты Отечества. Офицер всегда был олицетворением бла&-городства, чести и достоинства. А о каком достоинстве может идти речь, когда сегодня практически по&-ловина нашего офицерства сущес&-твует, иначе не скажешь, на уровне, а то и ниже, прожиточного миниму&-ма! У каждой третьей офицерской семьи нет своего жилья. Годами не индексировались пенсии воен&-ных пенсионеров.
Все это сегодня приходится ис&-правлять. Надо прежде всего су&-щественно поднять денежное до&-вольствие военнослужащих. В соот&-ветствующих пропорциях повысить военные пенсии. Должен быть в первоочередном порядке создан фонд служебного жилья для тех, кто служит. И, конечно, во что бы то ни стало надо обеспечить эффек&-тивную реализацию накопительной системы, программы Государствен&-ных жилищных сертификатов, стро&-ительства жилья для тех, кто до&-стойно выполнил свой долг и завер&-шает службу.
Решение этих и других задач поз&-волит, по моему убеждению, с одной стороны, восстановить социаль&-ную справедливость в отношении людей, посвятивших себя военной службе - особому виду государс&-твенной службы, связанному с су&-щественными ограничениями прав и свобод, трудностями и лишениями, риском для жизни. С другой, создаст фундаментальные предпосылки для возрождения и подъема на долж&-ную высоту авторитета офицерско&-го корпуса, престижа военной про&-фессии. А, значит, и в целом - дела защиты Отечества.
- В дореволюционной Рос&-сии офицерство тоже было при&-вилегированным сословием. Это были хорошо воспитанные, об&-разованные и эрудированные люди, поставившие себе целью сознательное служение Отечес&-тву. Многие офицеры начина&-ли свое военное обучение с ка&-детских училищ. Насколько рас&-пространена система кадетского образования сегодня? Востре&-бована ли эта форма обучения и воспитания в наши дни?
- Кадетское воспитание и об&-разование оказались востребова&-ны самой жизнью. Сегодня наряду с Суворовским военным, Нахимов&-ским военно-морским училища&-ми функционируют кадетские об&-разовательные учреждения во всех субъектах Российской Федерации. Их сеть постоянно расширяется. Растет роль кадетских учреждений в получении качественного обра&-зования, военно-патриотическом воспитании молодежи, в возрож&-дении привлекательности офицер&-ской профессии, военной службы. Особую значимость эта роль имеет с учетом того, что угрожающий ха&-рактер в нашем обществе приобре&-ли детская беспризорность и без&-надзорность, преступность, нарко&-мания, алкоголизм. Становится все больше детей с хроническими забо&-леваниями, недостатками общего и психофизического развития.
В этих условиях кадетский корпус как осо&-бая форма воспитания и образова&-ния дает ребенку главное - внима&-ние и заботу, помещает его в здо&-ровую среду, открывает достойную жизненную перспективу. Здесь ре&-бята получают не только качествен&-ное общее образование, но и хоро&-шую начальную военную подготовку, физическое развитие, овладевают основами этики и эстетики, приоб&-щаются к сокровищам отечествен&-ной и мировой культуры. Не случай&-но свыше 90 % выпускников лучших образовательных учреж&-дений поступают в высшие учебные заведения, в том числе более поло&-вины из них - в военные.
- Помню, и в советские годы некоторые родители, желающие, чтобы их мальчики росли и вос&-питывались в строгости, в усло&-виях военной дисциплины, отда&-вали своих детей в Суворовское и Нахимовское училища. Но не ли&-шаются ли такие дети хорошего, счастливого детства?
- Да нет, конечно! Думаю, как раз очень многое из действительно хорошего, счастливого детства вос&-питанники кадетских корпусов при&-обретают. Интересные сверстники, товарищи, друзья, педагоги, настав&-ники-энтузиасты, любящие детей, увлекательные игры, физкультура и спорт, литературные вечера, ка&-детские балы, романтические ри&-туалы - все это и многое другое прекрасно сочетается с внутренним порядком, с элементами военной службы, с красивой формой одеж&-ды, с осознанной дисциплиной. И в итоге дает сбалансированное, гар&-моничное развитие личности, ощу&-щение полноты жизни.
- Раньше, особенно после войны, в Суворовское училище принимали в основном детей-си&-рот, потерявших родителей. А как сегодня? Кого принимают в ка&-детские училища, и на каких ус&-ловиях? Остается ли кадетское образование бесплатным, или, как в хорошем колледже, нужно оплачивать обучение в нем?
- Здесь есть ряд особенностей. Первое - это Суворовское военное, Нахимовское военно-морское учи&-лища и кадетские (морские кадетс&-кие) корпуса, создаваемые Прави&-тельством России. Они находятся в ведении Министерства обороны и других силовых ведомств России. Сюда принимают ребят, имеющих соответствующий уровень образо&-вания, возраст, годных по состоя&-нию здоровья и изъявивших жела&-ние учиться в училище или корпу&-се. Прием проводится на конкурсной основе. Вне конкурса идут дети военнослужащих и ветеранов военной службы, имеющих выслугу 20 и бо&-лее лет, дети военнослужащих, по&-гибших при выполнении воинского долга, проходивших службу в зонах военных конфликтов, а также остав&-шиеся без одного из родителей. Все дети, обучающиеся в этих учебных заведениях, находятся на полном государственном обеспечении.
Что касается кадетских школ и школ-интернатов, создаваемых фе&-деральными, региональными орга&-нами исполнительной власти либо органами местного самоуправления, то они находятся в ведении Минис&-терства образования и науки Рос&-сии. Преимущества при приеме в эти школы имеют дети военнослужащих, погибших при исполнении служеб&-ных обязанностей, проходящих во&-енную службу в зоне военных кон&-фликтов, дети-сироты и дети, ос&-тавшиеся без попечения родителей, а также дети из многодетных и мало&-обеспеченных, неполных семей или находящиеся под опекой или попе&-чительством.
Содержание кадет в кадетской школе-интернате опла&-чивается в установленном порядке родителями или законными пред&-ставителями. По решению учреди&-телей в исключительных случаях оп&-лата может быть отменена частично или полностью. При этом дети-сироты и дети, ставшиеся без попечения родителей, находятся на полном го&-сударственном обеспечении.
- Какова, на ваш взгляд, глав&-ная цель кадетского училища - готовить будущих офицеров для Российской армии или выпускать в жизнь хорошо подготовленных, сильных молодых людей?
- Конечно, главная цель кадет&-ского воспитания и образования - подготовка достойных граждан, пат&-риотов России, готовых и способных с честью выполнять обязанности го&-сударственной, в том числе воен&-ной службы.
- Должны ли, по вашему мне&-нию, учащиеся кадетских училищ овладевать какими-то конкрет&-ными военными профессиями или получать начальное, общее воен&-ное образование, а специализа&-цию приобретать уже в других - средних специальных и высших учебных заведениях?
- В кадетских образовательных учреждениях дети получают полное среднее общее образование и ов&-ладевают дополнительными образовательными программами. При этом суворовские и нахимовское учи&-лища, кадетские корпуса силовых ведомств обеспечивают подготовку ребят к поступлению преимущест&-венно в военные образовательные учреждения профессионального образования - военные училища, институты, академии.
Кадетские школы и школы-ин&-тернаты дают детям полное сред&-нее образование и первичную во&-енную подготовку, позволяющие им успешно адаптироваться к взрос&-лой жизни в обществе.
То есть кадетские образователь&-ные учреждения не дают ребятам специальность или профессию. Но они решают не менее, а, быть может, даже более важную задачу - обеспечивают интеллектуальное, культурное, физическое, нравс&-твенно-этическое развитие ребят как основу для профессионального служения Отечеству на гражданс&-ком и военном поприще.
- Должно ли, кадетское об&-разование стать массовым явле&-нием? Или это все-таки удел из&-бранных, специально отобранных детей, а также родителей, име&-ющих для этого соответствую&-щие возможности?
- На мой взгляд, кадетские об&-разовательные учреждения об&-рели новую жизнь в современных условиях и стали популярными в обществе прежде всего благода&-ря эффективной постановке в них воспитания ребят с использовани&-ем лучших российских традиций, элементов военной формы одеж&-ды, атрибутики, ритуалов, системы нравственно-этических ценностей. Если убрать все это, то в сухом ос&-татке - обычное, среднее общее полное образование. Иначе гово&-ря - массовое.
Думаю, расширять сеть кадет&-ских образовательных учрежде&-ний можно и нужно, но при этом ни в коем случае не гонясь за массо&-востью, а ставя во главу угла имен&-но возможность организации ка&-чественного, целостного процесса обучения и воспитания в кадетском формате. При этом неприемлемы и недопустимы любые попытки при&-дать кадетским учреждениям некий закрытый характер, предназначить их для "избранных", детей и приви&-легированных родителей. Это про&-тивно самой сути и духу кадетского воспитания и образования.
Разумеется, нужна нормативная правовая база в этой сфере, ко&-торой пока, в сущности, нет. Нуж&-ны тщательный, взыскательный от&-бор, целевая подготовка преподава&-телей и воспитателей для кадетских корпусов, целенаправленная ра&-бота по укреплению и совершенс&-твованию их учебной и материаль&-но-технической базы. Необходимы перспективная государственная по&-литика на этом стратегическом на&-правлении подготовки подрастаю&-щих поколений.
Работа над решением этих и дру&-гих задач начата. Важная роль в ней отводится создаваемой с учетом ве&-ковых российских традиций системе попечительства над кадетскими кор&-пусами. По инициативе ряда обще&-ственных кадетских организаций и кадетских образовательных учреж&-дений, одобренной Президентом на&-шей страны, обязанности шефа-по&-печителя кадетских корпусов России возложены на меня.
- Какие лучшие аналоги ка&-детского образования имеются в других странах? Чей опыт мы могли бы взять на вооружение, чтобы улучшить, усовершенство&-вать свою систему начального во&-енного образования?
- Богатейший опыт кадетского образования и воспитания имеется в нашей стране. К нему мы и об&-ращаемся прежде всего, исполь&-зуя, в том числе, и возрождаемые связи с зарубежными организациями российских кадет. Естест&-венно, критически осмысливает&-ся опыт организации кадетского образования и воспитания в дру&-гих странах.
Например, немалый интерес представляет опыт Национально&-го кадетского корпуса Индии. В нем создана прекрасная учебная и ма&-териально-техническая база, рабо&-тают высокоподготовленные кадры. Центральная фигура в военно-при&-кладном обучении кадет- сер&-жант-контрактник, как правило, в возрасте за 30 лет. Обучению в ка&-детском корпусе предшествует се&-рьезный отбор. За обучение приходится платить: часть - родите&-лям, часть- государству. Главная цель кадетского корпуса- воспи&-тание гражданина. Его выпускни&-ки рассматриваются не только как резерв вооруженных сил, но еще и как политический, административ&-ный резерв.
- Скажите, положа руку на сердце, а своего ребенка вы от&-дали бы на обучение в кадетс&-кое училище?
- Разумеется, отдал бы. С уче&-том, конечно, и его собственно&-го желания.
15.02.2007
www.mironov.ru