Как известно, грядет очередная волна разгосударствления собственности. Одним из итогов предыдущих этапов российской приватизации явилось возникновение олигархов с одной стороны, и массы неимущих - с другой. Это привело к невиданному социальному расслоению, обнищанию миллионов россиян, поставило под сомнение легитимность многих капиталов, вызвало постоянную напряженность в обществе. Федеральные и региональные органы власти, политические партии, различные движения предлагают свои рецепты решения взрывоопасной проблемы.
Однако декларируемые надежды на рост благосостояния граждан через повышение (индексацию) работодателями зарплаты, пенсий, стипендий напоминают попытки `экономистов` начала ХХ века организовать движение рабочих в надежде вырвать у хозяев хотя бы `пятачок`. Подобная `борьба с протянутой рукой` тогда не дала желаемого результата и сейчас не даст. Сегодня `выбил копеечку`, а завтра `снова в бой`?
Суть дела в ином. Работник труда должен одновременно быть и работником капитала. Это современная тенденция экономического развития. Доходы на капитал становятся все более значимой составляющей в доходах работника, зачастую превышая величину оплаты труда. Подобная демократизация экономических отношений - один из важнейших путей повышения эффективности производства. Не концентрация капиталов, а их распыление, общественно и социально справедливое перераспределение (не экспроприация!) и накопление - вот важное условие успешного экономического развития, формирования среднего класса, решения социальных и иных проблем не столько патерналистскими или либерально-рыночными методами, сколько сбалансированным использованием тех и других в своеобразном диалектическом единстве.
Пора наконец уяснить, что ответственность государства и бизнеса перед гражданами за экономические и социальные результаты взаимна и неразделима как две стороны одной медали. Поэтому целью предстоящего этапа приватизации должно стать прежде всего превращение в эффективных собственников большинства непосредственных производителей. В частности, через создание народных предприятий - закрытых акционерных обществ работников, трудовые коллективы которых владеют не менее чем 75 процентами акций своих предприятий.
Мировой опыт свидетельствует, что без заинтересованного, эффективного труда работоспособного населения невозможно решить текущие и тем более стратегические задачи в экономике. Начиная следующий этап передачи собственности в частные руки, полезно оценить недавний опыт и не наступать снова на те же грабли.
В современном демократическом обществе народ не только наделяет своих избранников политической властью. Экономическая власть также в растущей степени определяется экономическими свободами и возможностями большинства. Фактически современные экономики - это громадные акционерные общества с государственным присутствием. Все большее число граждан развитых стран являются акционерами различных компаний. Их поведением, интересами и предпочтениями в немалой степени определяются тенденции и направления социально-экономического развития государств. Можно сказать, что именно они играют в национальных экономиках активную роль множества `тактических инвесторов`. Именно такие крайне необходимы и российской экономике.
Но одно дело - быть сторонним акционером компании, по той или иной причине купившим ее акции, либо хоть и являться одновременно ее акционером и работником, но не иметь серьезных возможностей реально влиять на производственно-экономическую деятельность, на принятие решений. И совсем другое - быть одновременно ее акционером и членом трудового коллектива, владеющего контрольным пакетом акций. Иными словами, быть и непосредственным производителем, и совладельцем предприятия, средств производства и результатов труда - созданного работниками прибавочного продукта. В итоге мы получим колоссальный эффект от совпадения экономических и социальных интересов собственника и работника. Речь уже не идет о некоем компромиссе между хозяином предприятия и наемником. В этом случае непосредственные производители, работники предприятия - они и есть его собственники.
Еще одно важное обстоятельство. Здесь трудовой коллектив - не просто совокупность работающих. За каждым из них - семьи, родные и близкие. А это уже общая заинтересованность в решении проблем территорий, муниципальных образований, естественное взаимодействие на местах с властью, органами местного самоуправления. Как убедительно свидетельствуют многочисленные зарубежные и отечественные примеры, создание подобных предприятий с собственностью работников в промышленности и сельском хозяйстве актуально для российской экономики.
По существу, формирование многочисленного слоя собственников-совладельцев будет означать становление `среднего класса`, пришествия которого тщетно дожидаются наши либералы. Следовательно, смена вектора очередного этапа приватизации - непременное условие возрождения экономического могущества страны, обеспечения социальной справедливости, легитимности капиталов, достижения баланса личных, коллективных и общественных интересов. Работающее большинство фактически превратится в важнейшего `стратегического инвестора` России. Настолько искренне заинтересованного в успехе, что даже вопрос удвоения ВВП из области дискуссий в правительстве и околонаучных рассуждений перейдет в плоскость практического осуществления.
В российском обществе не только зреет осознание складывающейся ситуации, но и растут ряды сторонников политических сил, готовых взять на себя ответственность за подобное решение данных вопросов и предложить конкретный план действий. В Совете Федерации видят в демократизации производственных отношений одно из реальных условий развития регионов. К сожалению, правительство негативно относится к усилиям по созданию народных предприятий как противоречащим принятой идеологии экономических преобразований. Однако пришло время федеральным и региональным чиновникам взглянуть в глаза действительности и пересмотреть некоторые свои позиции, отвергаемые жизнью.
Ведь предприятие, находящееся в собственности работников, - это заинтересованный труд и достойная оплата, коллективная собственность на средства производства и результаты труда, социальная защищенность и уверенность в завтрашнем дне. Такой работник - настоящий хозяин своего предприятия и страны, своей судьбы и судьбы ближних.
От редакции. Тема статьи касается практически всех россиян. Предложения председателя Совета Федерации вписываются в рамки социальных инициатив президента России, ведь глава государства нацелил на поиск новых механизмов повышения благосостояния народа, в том числе в вопросах демократизации производственных отношений, создания народных предприятий. `Труд` берет на контроль решение этого непростого вопроса, продолжит исследование проблемы.
Миронов Сергей, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Российской партии жизни.
Труд No175 за 21.09.2005