В последнее время вопросам экологии в стране и отдельно взятой Воронежской области уделяется немало внимания. Разрабатываются новые программы защиты окружающей среды, ужесточаются меры наказания за нанесение ущерба природе и незаконное использование ее богатств. С целью достижения положительных результатов свои усилия объединяют исполнительная и законодательная ветви власти. Последняя, в частности, занимается рассмотрением наиболее актуальных в данном отношении законопроектов. Некоторые из них были приняты на последнем заседании Воронежского регионального парламента. Об этих законах и тех вопросах, которые они призваны решить, а также о наиболее актуальных экологических проблемах области мы беседуем с председателем комитета Воронежской областной Думы по экологии и природопользованию Сергеем Почиваловым.
- На 35-м заседании облдумы в первом чтении был принят закон "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Воронежской области". Судя по достаточно бурной дискуссии, сопровождавшей его обсуждение, закон этот имеет немало спорных моментов. Сергей Николаевич, каково значение закона для экологии Воронежской области и в каких поправках он, на ваш взгляд, нуждается?
- Сначала я хотел бы сказать несколько слов в целом о законопроектах, касающихся охраны окружающей среды в регионе. В этом отношении наша область идет в ногу со временем: все экологические законы, которые спускаются к нам сверху, из государственной Думы, сразу же обретают жизнь на воронежской земле. Единственное, что, как любой субъект Федерации, мы принимаем тот или иной закон, подстраивая его под себя, под свои климатические условия.
Более того, в рассмотрении закона могут и должны принимать активное участие все уровни власти: как городская, так и областная, как законодательная, так и исполнительная. Могу сказать, что по закону "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Воронежской области" город не инициировал пока ни одной поправки, хотя закон действительно сырой. Я со своей стороны собираюсь предложить главе города Сергею Колиуху ввести запрет на торговлю в городских парках. У нас, к сожалению, нет таких парков, как в Англии - по 3-6 километров длиной. Площадь наших зеленых зон - это 20 на 50, 100 на 100 квадратных метров. Это места, куда люди приходят отдохнуть, пообщаться с природой. Зачем же там ставить торговые палатки и ларьки, если это можно сделать поблизости? От решения муниципальных структур зависят и многие другие моменты...
- Вы имеете в виду необходимость придания зеленым насаждениям статуса парковых зон, о которой говорили на заседании?
- Совершенно верно. Проблема в том, что у нас в городе статус парка имеют только Кольцовский и Петровский скверы. А вот документы на парк "Динамо" лежат уже 2,5 года... В результате закон, защищающий зеленые насаждения от самоуправства граждан - от вырубки или застройки, работает, а самих парков, к которым его можно было применить, нет. А ведь это задача городских властей, ведь на настоящий момент на территории Воронежа имеется множество парков и 22 тысячи гектаров леса. Что нужно предпринять для решения вопроса? Всего-навсего прийти в управление государственным имуществом и нанести на план города координаты всех парковых или лесных зон. То есть то место, где находится парк "Динамо", надо просто пунктирно обозначить, и, поверьте, на необходимую документацию придется потратить не более 50-60 тысяч рублей.
Кстати, призвать на помощь здесь можно и наши вузы - сельскохозяйственную и лесотехническую академии. Пусть предложат студентам в качестве темы дипломной работы определение координат городских парковых зон! Упорядочение сразу же даст свои результаты.
Штрафы защитят деревья?
- Какова величина штрафов, устанавливающихся новым законом за вырубку деревьев? И насколько эффективно работают эти меры наказания - ведь не секрет, что поймать злоумышленника за руку не так-то просто...
- Действительно, нарушителей поймать нелегко, но можно. Могу смело сказать, что у нас самые высокие штрафы в Федерации - выше только в столице. Кстати, разрабатывая систему штрафов, мы брали за основу именно московские тарифы. Плата за одно уничтоженное дерево на территории области может доходить до 38 тысяч рублей. Так, к примеру, недавно произошел инцидент на улице Героев стратосферы, где располагается мини-рынок "Линда". Все отходы этого рынка скапливаются во дворе одного из жилых домов и нередко поджигаются. В результате одного из таких пожаров сгорели два дерева, за которые владельцу рынка придется заплатить 76 тысяч.
- А как система штрафов работает применительно к строительным организациям, вырубающим деревья для расчистки территории под застройку?
- Любая строительная компания должна пройти экологическую экспертизу, прежде чем она начнет свою деятельность на том или ином участке земли. В договоре организация указывает, что собирается спилить, к примеру, 15-20 деревьев и обязуются посадить впоследствии в 10 раз больше. Кроме того, застройщик должен заниматься озеленением придомовой территории. С крупными компаниями, давно известными на строительном рынке Воронежа, как правило, никаких проблем в этом плане не бывает.
- Но ведь ни для кого не секрет, что нередко застройщики идут в обход закона. За последнее время в Воронеже было много нашумевших историй, когда деревья в различных районах города вырубались без разрешения и согласования с администрацией, а на их месте беспрепятственно возводились целые жилые комплексы...
- Это происходит из-за того, что все зеленые насаждения, находящиеся на территории города, являются федеральной собственностью. В таком случае бороться с беспределом можно только через Москву: писать туда жалобы, обращаться в генеральную прокуратуру и так далее. Но насколько это эффективно - еще вопрос. В том же случае, если зеленые зоны, расположенные в черте города, станут его собственностью, мэр Сергей Колиух сам будет принимать решение: разрешить в том или ином месте строительство или нет. В принципе закон не запрещает вести застройку в зеленом массиве - город-то растет!
Полезные ископаемые - с пользой для бюджета
- С вырубкой и строительством понятно. А каковы способы борьбы с расхищением других природных богатств - полезных ископаемых? Вопрос актуальный, ведь не случайно на 35-м заседании во втором чтении был принят закон "О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Воронежской области".
- Этот закон призван регламентировать процесс разработки наших недр. С прошлого года право выдавать лицензию на добычу общераспространенных полезных ископаемых, к которым относится мел, песок, гранит, передано с федерального уровня на региональный. Налог на добычу теперь также поступает в казну субъекта Федерации.
Лицензии выдает Управление по экологии и природопользованию области с разрешения губернатора - именно он определяет, насколько целесообразно появление карьера в том или ином месте. Так, если песка там всего на метр, то просто нет смысла ковырять землю. Кроме того, работы могут быть начаты только в том случае, если участок переведен из разряда земель сельхозназначения в разряд производственных и изучен посредством геологоразведки. После того как определены пласт и глубина его залегания, участку присваивается индивидуальный номер в Минприроды в Москве.
В законе мы сделали пометку, что главам муниципальных образований разрешается осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в тех случаях, когда это необходимо для строительства социально значимых объектов: дорог, школ, детских садов. Но добыча в коммерческих целях строго запрещена.
- И, тем не менее, случаев нарушения закона множество. В рамках пресс-конференции руководитель Управления по экологии и природопользованию области Анатолий Бородкин сообщил, что на территории Воронежского региона обнаружено более 30 песчаных карьеров, на которые не были получены разрешения. Поможет ли принятый закон пресекать подобные факты?
- Насколько мне известно, в настоящее время заведено 4 уголовных дела, все карьеры закрыты, штрафы выписаны. Пока еще продолжается разбирательство в Новой Усмани, но, думаю, в итоге проблема решится. Там был выкопан достаточно большой и глубокий карьер, и сумма штрафа за нанесенный ущерб составила около 4 миллионов рублей. Сейчас в области работает сильная маркшейдерская служба, которая выезжает на место и точно рассчитывает объем выплаты, взимаемой с организации-нарушителя.
- Как выясняется, воронежская земля богата не только песками. Недавно прошла информация, что Норникель заинтересовался нашими залежами никеля и даже был готов вложить 300 миллионов в одну только геологоразведку. Но, столкнувшись с определенными проблемами, компания отозвала свои средства. Будет ли эта история иметь какое-то продолжение?
- В действительности у нас нет никелевой трубки - есть нить, но она проходит на очень большой глубине. Ее разработкой никогда не занимались, поскольку это требует значительных затрат.
Что касается Норникеля, то им пока хватает работы и на прежних участках - там запасы не иссякли. Кроме того, вы себе представляете, что такое Норникель? Если они придут в регион, то начнется повальный снос социальных объектов на тех землях, где будет проводиться добыча. Да и на здоровье населения такое производство обязательно скажется. Не всегда нужно гнаться за деньгами. Черноземье - это в первую очередь сельское хозяйство. Им нам и надо жить.
Людмила КАРЯКИНА.
10.06.2008
www.internetsobranie.ru