Эксклюзив
11 мая 2010
3976

Сергей Роща: Проще пролететь на истребителе. Интервью с военным летчиком, командиром `парадной коробки`

Еще не успели отдышаться после прохождения торжественным маршем, как командиру сводной роты парадного расчета Краснознаменного Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны военному летчику-снайперу полковнику Александру Сивогривову пришлось докладывать губернатору Хабаровского края.

Александр Андреевич, так что же все-таки произошло, что сам Вячеслав Иванович Шпорт, губернатор Хабаровского края прибыл в расположение парадной коробки военных летчиков и специалистов противовоздушной обороны?

- Да мы и сами не ожидали. Губернатора Хабаровского края сопровождал командующий объединением ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Иванов. Для встречи с моей стороны были отданы все команды в соответствии со Строевым Уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. Вячеслав Иванович Шпорт поблагодарил нас за участие в Параде Победы и вручил Благодарственное письмо, и, после этого мы все, участники сводной роты парадного расчета, поняли, что мы лучшие.

Неужели можно сделать вывод, что участие в таких праздничных мероприятиях требует от каждого офицера высокого чувства ответственности, строевой выправки, а еще что?

- Физической выносливости! Скажу сразу, честно, лично для меня проще пролететь на истребителе, над этой площадью на малой высоте, например, пятьсот метров, чем выполнять строевые приемы в составе сводной роты парадного расчета. Одно дело, когда ты отвечаешь сам за себя, и совсем другое дело, когда ты командир. Здесь, в Хабаровске, на парадах Победы участвовал в пятый раз, из них три крайних года подряд командиром парадной коробки.

А на следующий год будете участвовать в параде Победы, также, командиром?

- Увы, нет. На следующий год я уже буду военным пенсионером, так сказать, полковником запаса. Квартиру для меня по составу семьи распределили в Хабаровске, так что на следующий год приду в качестве зрителя. И консультанта...
Скажите, а вот в Хабаровске реально было провести в День Победы еще и воздушный парад?

- Однозначно да! И для этого есть все условия, как авиационная техника, так и подготовленные военные летчики. Например, из авиационной техники можно было запустить по звену истребителей Су-27СМ и МиГ-31, а также бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25. Неплохо бы смотрелись вертолеты Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Что касается транспортных самолетов Ан-12 и Ан-26, то их жители и гости Хабаровска наблюдают постоянно, как они взлетают и заходят на посадку в районе Большого Аэродрома. Поэтому, в целях экономии авиационного топлива можно обойтись и без транспортников. Затраты, конечно, с проведением воздушного парада возросли, но уж если делать все красиво и основательно, чтобы запомнилось надолго, значит делать.

А как с безопасностью полетов? Будет ли от проведения такого воздушного парада угроза жителям Хабаровска?

- Здесь обычный полет по маршруту без выполнения фигур высшего пилотажа, так что жители и гости города Хабаровска в этом плане должны быть уверенными в профессионализме наших военных летчиков.

Но, все, же, какая основная версия у настоящего авиационного полковника в пользу проведения воздушного парада в небе над Хабаровском?

- Почему необходимо было провести воздушный парад? Интересно, а вот задумываются люди, когда читают объявления, а там указаны улицы имени Яшина, Калараша и в честь кого эти названия? Ответ простой, в городе Хабаровске много улиц названы в честь военных летчиков времен Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза. В книге "Хабаровск - город счастливой судьбы" в честь 150-летия есть информация, но ограниченного характера: "...Во многих местах огромного региона несут боевое дежурство подразделения и части Дальневосточного объединения ВВС и ПВО, а управление ими сосредоточено в штабе на одной из хабаровских улиц. Это объединение защитников воздушного пространства страны известно не только боевыми заслугами, но и тем, что им 15 лет командовали генералы Герои Советского Союза, заслужившие эти высокие звания на фронтах Великой Отечественной войны. Это дважды Герои Советского Союза Главный маршал авиации А.И. Колдунов и генерал-полковник А.И. Боровых, Герои Советского Союза генерал-лейтенант И.Ф. Григорьевский, генерал-лейтенант Б.Д. Кабишев, маршал авиации А.У. Константинов". И еще есть немаловажный факт о хабаровчанине В.К. Воеводине, летчике 294-й истребительной авиационной дивизии, который погиб в воздушном бою у села Михайловка под Борисоглебском 20 июня 1943 года. Он, как и другие летчики, были воспитанниками хабаровского аэроклуба. Если брать шире, то Комсомольск-на-Амуре не случайно называют городом военных летчиков. Ведь именно там, в городе юности, в местном аэроклубе начинал свои первые полеты Алексей Маресьев. В школе все читали "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Да и КНААПО с его современными авиационными технологиями... Вот все эти составляющие и дают основу для проведения воздушного парада в городе Хабаровске.

Представим, что есть воздушный парад в Хабаровске, чтобы выбрали, неужели бросили бы парадную коробку?

- Во-первых, я военный человек, и не мне выбирать. Прикажут летать, буду летать, прикажут маршировать, значит, маршировать. Мое мнение, это эмоции, а ведь главное, это достигнутый результат - участие в параде! Вот, для примера, полковник Евгений Викторович Галкин участник воздушного Парада Победы в Москве, а ведь еще совсем недавно он командовал гаровским вертолетным полком Краснознаменного Дальневосточного объединения ВВС и ПВО, был главным вертолетчиком учения "Крыло-2007". Ему приказали, и он пролетел над Москвой 9 мая 2010 года на вертолете Ми-24. Так и я, куда пошлют, и буду радоваться, так же как радуются сегодня мои родные и близкие, да и все участники этой парадной коробки, их родные и близкие. Все мы прикоснулись к славной истории государства Российского здесь, на Дальнем Востоке.

Так откуда же здесь, на Дальнем Востоке, появился военный летчик-снайпер полковник Александр Сивогривов?

- Родился в городе Бийске Алтайского края 27 октября 1958 года, там же окончил среднюю школу N 34. С детства мечтал стать военным летчиком, но сразу после школы не получилось, осенью 1976 года призвали в армию в ракетные войска. И уже из армии, в августе 1978 года поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков имени Ленинского комсомола. На первом и втором курсах летал на учебном Л-39, потом на МиГ-23. После окончания училища в 1982 году распределили на Дальний Восток, в Советскую Гавань, через год в Орловку, оттуда через год в Германию. Уже в Западной группе войск я стал летать на МиГ-29, на них же летал и в Белоруссии с 1989 по 1994 годы. До 2001 года служил на военном аэродроме "Дземги" в городе Комсомольске-на-Амуре, где и освоил Су-27. Также летаю на Су-27СМ и Су-30. Вот уже почти десять лет старший инструктор летного дела, ставлю молодежь на крыло.

Что можете сказать о военной форме от Валентина Юдашкина?

- Обычная военная форма, ничего особенного. Хочу выразить слова благодарности тем, кто ее шил, а именно швеям Санкт-Петербургской швейной фабрике, за то, что форма не разошлась по швам. Как парадная военная форма нормально, ну а что касается повседневной, то об этом скажут молодые офицеры, им ее носить и исполнять должностные служебные обязанности. Одно могу сказать, в современном истребителе она не приживется.

А что лично полковнику Александру Сивогривову не понравилось в день проведения парада?

- Нелетная погода. Все понравилось, за исключением отдельных моментов, например, было непривычно, что не было зрителей возле медицинского университета, любимой наблюдательной точки хабаровчан и не всем удалось посмотреть парад, в том числе и нашим семьям. Дело понятное, антитеррор. И еще, но уже о хорошем деянии, вот я четыре года наблюдал картину, когда на трибунах ветераны весь парад проводили стоя. В этом году поставили для них индивидуальные кресла. Это большой прогресс!
Почему?

- Нам всегда было, как то неловко проходить и видеть уставшие лица стоявших ветеранов Великой Отечественной войны, а сегодня они улыбались, и я думаю, потому улыбались, что смотрели за всем происходящим сидя в креслах. И от их улыбок строй нашей парадной коробки чеканил шаг так, что из-под нашей парадной обуви искры сыпались. Благодаря улыбкам ветеранов мы и считаем себя лучшими!

11 мая 2010 года.
www.viperson.ru

viperson.ru

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован