30 мая 2006 г. в конференц-зале Федерации мира и согласия состоялась 10-я юбилейная научно-практическая конференция "Россия и Совет Европы". Организаторами мероприятия выступили Федерация мира и согласия и Информационный центр по правам человека при участии секретариата Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Информационного Офиса Совета Европы в РФ. В рамках конференции обсуждались актуальные проблемы председательства России в Совете Европы (май-ноябрь 2006 года), а также взаимодействия Совета Европы с российскими неправительственными организациями. В конференции приняли участие заместитель директора политического департамента Совета Европы Марк Шойер, советник президента РФ Сергей Самойлов, депутат Государственной Думы РФ, руководитель российской делегации в ПАСЕ (1998-2000 гг.) Сергей Глотов, директор Информационного офиса Совета Европы в РФ Николай Топорнин, депутат Государственной Думы РФ Сергей Глазьев, представитель департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Зинаида Демичева, заместитель председателя Федерации мира и согласия Виктор Камышанов, президент Информационного центра по правам человека Михаил Савин.
Заместитель директора политического департамента Совета Европы Марк Шойер в своем выступлении отметил, что "за 10 лет пребывания России в Совете Европы ей удалось провести целый ряд реформ в своих институтах, создать современное федеративное государство, реформировать свою судебную систему и осуществить еще много полезных преобразований". "На вчерашней встрече главы МИД РФ С.Лаврова с Рене ван дер Линденом мы услышали, что Россия собирается выполнить весь тот комплекс обязательств, которые она на себя приняла в момент вступления в Совет Европы. Однако Россия просит отнестись к ней с пониманием относительно времени, необходимого стране для внедрения тех или иных конкретных реформ", - подчеркнул М. Шойер.
В то же время заместитель главы департамента СЕ признал, что в непосредственном взаимодействии между различными российскими властными институтами и Советом Европы существуют определенные сложности. В пример господин Шойер привел совместное обсуждение законопроекта о неправительственных организациях.
"Законопроект о неправительственных организациях прошел экспертизу в Совете Европы, наши эксперты внесли ряд предложений, которые были частично приняты Государственной Думой РФ. При этом мы договорились с российскими властями о том, что мы будем вместе следить за внедрением этого закона в жизнь в России", - отметил М.Шойер.
В то же время М.Шойер не согласился с мнением С.Лаврова о том, что в Совете Европы имеют место двойные стандарты и политизированный подход в решении ряда вопросов. "Возможно, с течением времени мы стали требовать от новых членов Совета Европы выполнения требований, которые мы ранее не выдвигали при вступлении в организацию. В частности, речь идет о Конвенции о защите прав национальных меньшинств и Европейской хартии языков национальных меньшинств", - подчеркнул М.Шойер. Однако "в вопросах отслеживания внедрения тех или иных правовых стандартов со стороны Европейского суда по правам человека, комитета по предупреждению пыток, Европейской ассамблеи совета министров и других институтов СЕ, ко всем странам-членам Совета Европы применяются одинаковые принципы", отметил представитель департамента Совета Европы.
В частности, Совет Европы ведет постоянный диалог с властями Латвии и Эстонии относительно положения русскоязычного положения в этих странах, заявил М.Шойер. "Мы не можем сказать, что мы уже достигли позитивного результата, однако ведется постоянная работа в этом направлении", - отметил он.
В совместной работе России и Совета Европы существует много приоритетных направлений, по которым существует всеобъемлющий консенсус. По его словам, в год председательства РФ в Совете Европы в качестве таких проблем можно выделить, в частности, такие проблемы, как реформирование Европейского суда, укрепление приграничного сотрудничества, проведение в разных странах форумов по вопросам диалога власти и гражданского общества с участием широкого числа неправительственных организаций, решение вопросов налаживания межэтнического и межкультурного диалога в европейских странах.
Советник Президента РФ Сергей Самойлов в ходе заседания отметил, что Россия "искренне заинтересована в крепкой, единой, гармонично развивающейся Европе", и поэтому неслучайно одним из девизов в год председательства в Совете Европы был избран лозунг "К единой Европе без разделительных линий".
С.Самойлов подробно остановился на взаимодействии России и Совета Европы в области федеративных отношений и развития местного самоуправления. В частности, он подчеркнул, что именно тесное сотрудничество и обмен опытом с Советом Европы помогли создать прогрессивное российское законодательство в этой сфере, выведя его на качественно иной уровень. "Когда в 2000 году президентом В.Путиным была поставлена задача провести на новом уровне разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, по-новому взглянуть на проблемы развития местного самоуправления в России - в организационном и в правовом отношении - то, безусловно, среди главных наших партнеров на международном уровне в решении этих задач стояли прежде всего структуры Совета Европы", - заявил он.
Как отметил советник президента, в ходе реформирования системы федеративных отношений и местного самоуправления Российская Федерация тесно взаимодействовала с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы, все законопроекты проходили европейскую экспертизу.
"Все материалы, которые были накоплены по разграничению полномочий в самых различных сферах взаимоотношений федерального центра и регионов, прошли экспертную оценку Совета Европы. Причем это были не только вопросы социальной сферы, развития образования и здравоохранения, но и проблемы недропользования, природоохранной деятельности, миграционной политики и многие другие", - подчеркнул эксперт.
На данном этапе, по словам С.Самойлова, России необходимо выработать критерии эффективности деятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления, и в этом вопросе также необходим обмен опытом и тесное взаимодействие с Советом Европы.
"Мы должны принять такое законодательство и создать такие условия для развития местного самоуправления, чтобы в конечном итоге они могли стать основой для формирования гражданского общества", - отметил советник Президента РФ. В то же время, по его словам, все "разговоры, которые ведутся рядом политиков, о продлении вертикали власти до местного самоуправления и о назначении глав муниципальных образований по представлению глав исполнительной власти субъектов Федерации не только не вписывается в действующую российскую конституцию, но и противоречат тем общеевропейским стандартам, к которым стремится Россия".
30.05.2006
http://www.regions.ru/news/1981340/