23 ноября 2004
1604

Сергей Шойгу: `Я никогда не предавал`

С министром по чрезвычайным ситуациям, лидером избирательного блока `Единство` Сергеем Шойгу беседует заместитель главного редактора газеты `Новые Известия` Валерий Яков.
В среду президент Борис Ельцин вручил в Кремле Звезду Героя России главному спасателю страны, министру по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу. После церемонии награждения мы решили не только поздравить министра, но и озадачить его рядом `непрофильных` вопросов. `Новым Известиям` ранее уже доводилось публиковать интервью с руководителем МЧС, но это были беседы о конкретных проблемах, которые на тот момент решало ведомство и о которых министр мог говорить увлеченно, детально, со знанием дела - как и подобает истинному профессионалу. Но с недавних пор Шойгу решил заявить о себе и в большой политике, выступив в новом для себя амплуа, - в качестве лидера блока. Совершенно естественно, что и диапазон самых неожиданных вопросов, которые ему теперь можно задать, значительно расширился, выйдя за рамки проблематики МЧС. Но, похоже, бывалый министр оказался к этому готов и от разговора уходить не стал.

- Сергей Кужугетович, после вашего во многом неожиданного появления на предвыборной дистанции в качестве лидера нового блока возникло и множество слухов по этому поводу. Вы, как правило, на них не реагируете, хотя все же и стали отрицать причастность Березовского к созданию `Единства`. Но как тогда объясните утверждения прессы о том, что PR-сопровождение вашей предвыборной кампании ведут люди из окружения Бориса Абрамовича?

- Все подобные слухи мне напоминают ситуацию с бывшими советскими изобретателями, которые работали в одиночку или с узкой группой своих товарищей. Но когда наступала пора получать патент, то список вдруг обрастал самыми немыслимыми персонажами. В случае с нашим движением все спекуляции с различными скандальными именами, якобы имеющими отношение к `Единству`, мы воспринимаем не иначе, как дешевую провокацию. А на дешевку, извините, реагировать не приучены.

- Семья президента все последнее время активно фигурирует в скандалах с зарубежными счетами. Как ваша фракция, если вы попадете в Госдуму, будет реагировать на такую информацию?

- На такую информацию должны реагировать компетентные органы, а не обыватели и не политики. При этом не следует забывать о презумпции невиновности. Я считаю недопустимым подменять решение суда публикацией в газете. Лишь суд должен выносить вердикт - виновен человек или нет, коррупционер он или честный, хотя и богатый гражданин. А открыть карточку или счет сегодня можно на любое имя, не ставя до нужной поры это лицо в известность. Подобные провокации давно уже не в новинку.

- По разным оценкам за последние годы из России за рубеж `уведены` от десятков до сотен миллиардов долларов. Будет ли ваше движение добиваться их возврата и каким образом?

- Всем этим капиталам следует объявить 100-процентную амнистию с единственным условием - возврат в Россию. Возврат не для экспроприации, а для инвестиций. Так или иначе, но этот капитал начнет работать, что означает дополнительное стимулирование экономики, появление новых рабочих мест и соответственно повышение благосостояния народа.

- А как вы относитесь к возможности введения частной собственности на землю?

- Совершенно нормально. Просто не следует забывать, что земля, в чьей бы собственности она ни находилась, должна работать. И налоговое законодательство должно этому способствовать - быть льготным для тех, кто землю обрабатывает, и жестким по отношению к тем, кто просто использует ее в качестве капитала. Бояться частной собственности на землю не имеет смысла, ведь собственник не выкопает свой участок и не вывезет его за рубеж. Земля во всех случаях, кто бы ею ни владел, останется в России. Важно, чтобы она работала.

- В своих последних выступлениях вы отстаиваете интересы отечественного товаропроизводителя. Почему же тогда сами пользуетесь иномаркой, импортными часами, импортной одеждой и обувью?

- Патриотизм не должен быть квасным. У нас ведь не возникает вопроса об отечественном товаропроизводителе, когда ложимся на импортный операционный стол, обследуемся импортным томографом, хотим, чтобы укол был сделан импортным одноразовым шприцем... Все это вовсе не означает, что в больнице мы перестаем быть патриотами. Просто нам дорого свое здоровье, и мы отдаем предпочтение более совершенному оборудованию, медикаментам, методикам (в их числе, кстати, вполне могут быть и российские). Но почему же тогда мы так ревностно реагируем на импортные автомобили, часы, обувь и прочие качественные товары, которые пока выигрывают конкуренцию с нашими? Для меня автомобиль - это всего лишь один из рабочих инструментов, который не должен подводить. Во время известной кампании с пересаживанием чиновников на `Волги` мы заказали несколько автомобилей. Так вот до Москвы доехали только два, остальные сломались по дороге. Но даже эти два потом требовали постоянного ремонта и немыслимых затрат. Поэтому я твердо уверен, что отечественного товаропроизводителя поддерживать надо, но поддерживать в его конкурентной борьбе за новые образцы и технологии, а не в выпуске устаревших и никому не нужных товаров. К слову сказать, МЧС, как далеко не многие ведомства, активно поддерживало отечественную науку и производство, заказывая специальные исследования, новейшие разработки спасательного оборудования, техники и даже специальную авиацию.

- В списках вашего блока фигурирует известная своими сексуальными скандалами и откровениями Д. Асланова. По какому принципу вы подбирали себе таких партнеров и какие функции она будет выполнять в вашем движении?

- В нашем движении такого партнера нет. А от провокационных заявлений о чьей-либо принадлежности к нам мы не застрахованы. Впрочем, как и никто другой.

- Как вы относитесь к предложениям перезахоронить Ленина?

- Я отношусь к мавзолею и к тому, что там лежит Ленин, как к историческому факту. Если хотите - как к египетским пирамидам. Эту проблему должны решать не мы, а, может быть, наши внуки. Хотя бы потому, что мы в своих оценках субъективны и превращаем проблему мавзолея в аргумент политической борьбы. А мне бороться здесь не за что.

- Некоторые политические лидеры активно настаивают на необходимости запрета компартии, виновной в геноциде собственного народа и, по сути, призывающей к свержению существующего строя. Что вы думаете по этому поводу?

- У нас движение не политическое. Поэтому мы не намерены выяснять отношения с какими-либо партиями. Но я полагаю, что мировоззренческую проблему, политические, нравственные убеждения запретами не решить и не изменить. Мы уже проходили через запреты Есенина, Бунина, Солженицына, Сахарова... Ну и чего добились? В свободном демократическом государстве каждый человек должен иметь возможность самостоятельно решать, какой партии отдавать свои симпатии, а какой нет. Другое дело, если партия призывает к свержению государственного строя, другим противоправным действиям - тогда с ней необходимо разбираться как того требует закон. С любой партией.

- А что вы сделали со своим партбилетом?

- Ничего. Лежит дома. Благодаря чему я имею возможность узнать, какую зарплату я получал десять лет назад. И, соответственно, какие взносы платил. А если серьезно, то к своему членству в партии я тоже отношусь спокойно, как к факту биографии, которую не перепишешь. И не отшлифуешь задним числом, даже если начнешь публично жечь партбилет.

- Ваше отношение к проблеме Курильских островов?

- Ни пяди.

- Ползучая экспансия китайцев на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае принимает угрожающие масштабы. Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?

- Сегодня нам пока не до них, но ситуация так серьезна, что завтра им будет уже не до нас. На нашей территории. Поэтому необходимо как можно скорее укреплять миграционную службу и продумывать миграционную политику.

- Десятки миллионов россиян, оставшихся в странах СНГ, сегодня не нужны ни этим странам, ни России. Сможет ли чем-нибудь помочь им ваше движение?

- Конечно, да. Конечно, сможем. До настоящего времени, на мой взгляд, политические партии и движения использовали этот фактор лишь в своих политических целях, не переходя к конкретным действиям. Мы же считаем, что в этом вопросе необходимо быть абсолютно бескомпромиссным. Почему Соединенные Штаты могут отстаивать интересы своих соотечественников в любом конце света, а мы - нет? Сила государства и государственности прежде всего заключается в том, что любой гражданин может чувствовать свою защищенность, где бы он ни был.

- Уже не одно поколение политиков обещало своим избирателям свести к минимуму привилегии чиновников. Вместо этого таких привилегий с каждым годом становится все больше - вертушки, спецсигналы, специомера, госдачи, служебные квартиры, десятки помощников, иммунитет. От каких из них намерено отказаться ваше движение?

- Чтобы бороться с привилегиями, надо, с одной стороны, сократить число чиновников, с другой - резко поднять зарплату оставшимся. Высокий доход и соответствующий социальный статус во многом снимут проблему привилегий хотя бы потому, что человек будет дорожить своим местом, а не атрибутами, которыми сейчас пытаются компенсировать свою нищету или ущербность.

- Сегодня во многих регионах России со свободой слова уже практически покончено - это и Курская область, и Приморье, и Калининград, и Башкирия, и Калмыкия... Перечислять можно бесконечно. Скажите, разве может пресса этих регионов рассчитывать на вашу поддержку и защиту от произвола местных властей, при том что большинство руководителей этих регионов вошли в ваш блок?

- Я думаю, что сейчас счет между прессой и теми, кто ее зажимает, - пятьдесят на пятьдесят. С одной стороны, пресса позволяет себе все. что угодно, с другой власти по отношению к прессе тоже ничем себя не ограничивают. Уверен, что и те и другие просто должны соблюдать Закон о печати и не выходить за рамки действующих правовых и нравственных норм. Эту позицию мы намерены отстаивать повсеместно.

- Вы заявляли, что `партия власти` себя дискредитировала, и упрекали оппозицию, что она сплошь состоит из начальников. Вместе с тем сами уже десять лет находитесь во власти, а ваш блок формировали региональные начальники. Как понимать эти противоречия?

- Я прежде всего имел в виду власть законодательную. А в нашем движении не так уж и много начальников. Если они и есть, то явно не из тех, кто был на первых ролях и за последние десять лет проявил себя во всей красе. Об этих, из первых ролей, мы уже все знаем и знаем, что ждать от них стране нечего. Во власть должны прийти новые люди, с новым мышлением, с ясными целями, со свежей энергией. И мы таких людей нашли. Им есть что сказать, но главное - они знают что делать.

- Вы призываете к формированию рабочей, а не митингующей Госдумы, но вместе с тем сформировали свой список из людей, подавляющее большинство которых не имеет ни законотворческого, ни политического опыта. Разве можно при этом рассчитывать на то, что Дума изменится и депутатский корпус наконец заработает?

- Хотите, я назову всех депутатов нынешней Госдумы? Это Зюганов, Явлинский, Рыжков, Жириновский... А их фракции лишь послушно поднимают руку, когда этого требу ют лидеры. Моя твердая уверенность - в Думе должны быть представители народа, регионов, а не партий. Именно поэтому мы свой федеральный список ограничили тремя фамилиями, а все остальные места отдали в регионы. А там своих людей знают, и ни на что не способного дилетанта выбирать не станут.

- Вы предлагаете `отстранить от управления страной политиков с московской пропиской`. Но какие вы можете дать гарантии, что ваши политики `с мест`, оказавшись в Думе, не обзаведутся в первую очередь московской пропиской и не останутся здесь, как большинство депутатов всех предыдущих созывов.

- Могу сказать сразу, что я буду первым противником такой `миграции` от нужд и забот своих избирателей, от своих обещаний и заверений. А жить, думаю, можно где угодно.

- Вы обещаете преодолеть в стране бедность. Как?

- Для того чтобы преодолеть бедность в стране, надо проводить реформу. Вкратце - монополизация нефтегазовой отрасли. Госконтроль над алкогольной и табачной отраслью. Переход от системы распределения во всех сферах к нормальному рынку. Амнистия для вывезенного капитала. Облегчение налогового бремени. Этих первоочередных мер должно хватить для реального движения реформ. И для того, чтобы мы начали уходить от бедности.

- Вы призываете к сохранению многонациональной основы государственности. Как в таком случае вы оцениваете многолетнюю борьбу московских властей с лицами кавказской национальности?

- Термин `лица кавказской национальности` должен исчезнуть из нашей жизни. Как и любой другой подобный термин. Мы все должны быть просто гражданами России. И каждый гражданин должен быть уважаем и защищен государством. Вне зависимости от национальности.

- Столичные власти вопреки Конституции и решению Конституционного суда, по сути, сохраняют в Москве институт прописки, переименовав его в `регистрацию`. Как ваше движение будет отстаивать права граждан в этом вопросе?

- Эту проблему надо решать на государственном, а не местническом уровне. И прежде всего скорейшей заменой паспортов всем гражданам России. Ведь бланки паспортов СССР до сих пор сохранились во многих регионах бывшего Союза, и довольно часто их используют в различных неблаговидных целях. Поэтому нам следует навести вначале порядок с паспортизацией всех своих граждан, а уже затем решать все остальные вопросы. Естественно - в рамках Конституции.

- Говоря о необходимости борьбы с терроризмом, правительство страны пока ведет борьбу не столько с террористами, сколько с мирными чеченскими гражданами, уничтожая в Чечне города и села, провоцируя массовый исход из республики сотен тысяч беженцев. Вы поддерживаете такие методы борьбы с терроризмом?

- Во-первых, борьба все же идет не с мирными людьми, а с бандитами. Во-вторых, что бы вы сказали, если бы российская армия в виде щита пускала бы впереди себя женщин, стариков и детей, как это делают террористы? Ответственность за события к Чечне сегодня должны взять на себя и чеченские власти. Мы были готовы к диалогу с ними, но выдвигали единственное требование - выдайте террористов. Нас не слышали. Теперь у государства не осталось другого выхода, кроме как взять на себя защиту собственных граждан и приступить к уничтожению террористов. Как только с бандитами будет покончено, боевые действия завершатся.

- Каким образом, на ваш взгляд, можно разрешить чеченскую проблему?

- Вначале покончить с террористами, а уже затем - все остальное.

- Сегодня Москва в лучших советских традициях снова делает ставку на сомнительные марионеточные структуры, пытаясь решить чеченский кризис. Снова создает искусственную оппозицию, на которую невозможно опереться и которой вряд ли можно доверить бюджетные средства, как это уже было три года назад. Как вы оцениваете эти действия властей?

- Я уже говорил, что вначале надо закончить хирургическую часть операции. А уже потом заниматься терапией.

- При каких условиях вы можете дать согласие баллотироваться в президенты, если вас `попросит народ`?

- Вам хочется интриги? Боюсь, что я вас огорчу своим ответом, но президентских амбиций у меня нет.

- Вам приходилось когда-нибудь предавать или изменять?

- Нет.


`Новые Известия` 29.10.1999http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован