Сергей Николаевич, есть ли у нашей страны потенциал, позволяющий перейти к наукоемкой экономике? Что нужно сделать для того, чтобы его задействовать?
Потенциал, безусловно, есть, хотя последние исследования показывают, что последние 3-5 лет заметно сокращается уровень образования, подготовки высококвалифицированных специалистов. Тем более, эти люди в подавляющем большинстве не идут в инновационную сферу. Как правило, они выбирают конкурентоспособные области, не способствующие развитию инновационных сфер экономики. На мой взгляд, главная задача сегодня - это решительный переход от экспортно-сырьевой к инновационно-ориентированной модели экономического развития. Этим процессом надо управлять, он не может складываться стихийно, нигде и никогда такого не было. Яркий пример тому - Азиатско-Тихоокеанский регион, прежде всего, Япония. В Европе - Франция, у которой тоже были проблемы с уровнем инноваций. Там планировали переходы на определенные уровни технического и технологического развития, сознательно проводилась перестройка экономики при помощи тонких инструментов, прежде всего, с отраслей, ориентированных на производство финальной, тяжелой продукции на высокотехнологичные продукты. Но для этого мало 5 лет, возможно, нужны десятилетия.
Если говорить о России, мы отстали настолько, что, не смотря на потенциал ВПК, нам нужно сделать систему, которая обеспечила бы переход технологий, знаний и специалистов в гражданские отрасли с тем, чтобы действительно происходила какая-то диссимиляция новшеств. Иным путем создать серьезную базу для новой экономики невозможно. Для этого надо перейти на индикативное планирование, используя мощные финансовые инструменты, которые были задействованы практически во всех странах мира. Нужно отработать тонкий инструментарий, которым должно овладеть, в том числе, и Министерство финансов, занимающееся бюджетированием и фискальной политикой.
Это совершенно другое, это не политика, ориентированная на развитие, тем более, инновационного типа. Многие последние решения действуют в противоположном направлении, и это вызывает серьезные опасения. Результатом могут стать разрушение и стагнация определенных областей знаний. Топливно-энергетический комплекс должен работать на знания. Совершенно очевидно, что знания в любой области, в том числе, и в сырьевой, это, прежде всего, ключ к успеху. Потому что инструменты известны, и организационные, и финансовые. Стоит вопрос серьезной переориентации экономической политики, осознания топ-менеджментом острой необходимости этого процесса. Иначе Россию невозможно будет удержать в сетевой экономике при мощных информационных потоках и при высокой рентабельности, прежде всего, знаний и финансов, как единое экономическое пространство страны. Это очень реальная проблема.
http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=358&d_no=9626