Утвержден "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики" из 55 пунктов. Но ему кое-чего не хватает. Фактически это набор тактических мер без определенной стратегии. Таким способом из кризиса выйти не удастся
1. Меры поддержки. В пятницу 7 ноября 2008 г. Председатель правительства РФ Владимир Путин утвердил "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". План состоит из 55 пунктов. Основные изменения в финансовой сфере: расширение возможностей инвестирования пенсионных накоплений граждан до 1967 г. рождения; усиление контроля со стороны Банка России за работой органов управления банками, получивших господдержку; возможность назначения специального представителя ЦБ РФ, а также ряд других решений. Внутренний спрос должен быть поддержан приоритетом при закупках товаров перед иностранными производителями, банкам рекомендуется приоритетное кредитование таких отраслей, как автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиационные перевозки, жилищное строительство.
В ближайшее время правительство также пересмотрит ставки ввозных таможенных пошлин по широкому перечню товаров. На иномарки, например, до 5 лет, пошлины повысятся с 25% до 30%, также автомобилестроители получат субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2009 годах, направленным на технологическое перевооружение.
Предполагается антикризисная социальная поддержка граждан - будет повышено пособие по безработице, будет проводиться мониторинг увольнения работников.
В сфере жилищного строительства антикризисной мерой будет являться выкуп государством жилья экономкласса за счет средств фонда ЖКХ, увеличение финансирования АИЖК.
В сельском хозяйстве - расширение кредитных возможностей на счет финансовой поддержки государства, сокращение квот на импорт птицы и свинины.
В сырьевой отрасли - сокращение сроков мониторинга и периода, на который устанавливается вывозная таможенная пошлина на нефть и некоторые нефтепродукты.
Малый бизнес получит возможность финансовой поддержки ВЭБом и ряд других нововведений.
2. Шутки закончились. Очередной пакет антикризисных мероприятий одним только набором в 55 пунктов свидетельствует о нешуточной угрозе для российской экономики, которая давно уже стала чрезмерно глобальной (хотя бы по экспортно-импортной квоте). Шутки закончились. Великий структурный кризис мировой экономики, основанный на такой модели роста, когда США покупали у всего мира не только товары, но и деньги, чтобы покупать эти товары, не мог не состояться. Избыточное потребление в мире благодаря чудовищно выросшему внешнему долгу США не может не сократиться. Так что глубина падения мировой экономики вряд ли может быть переоценена и призрак депрессии бродит по миру. Вполне возможно, что по прошествии времени переживаемые сейчас события назовут Великой Депрессией-2.
Если события будут развиваться в таком русле, то нам еще не раз придется комментировать очередные антикризисные планы Правительства, состоящие из 155, 255 и т.д. пунктов.
Главная задача правительств всех стран - не допустить лавинообразного падения совокупного спроса, как это происходило в 1929-33 гг. Уроки истории выучены и денежные власти готовы утопить в ликвидности банковские системы, чтобы не допустить цепочки банкротств и массовой безработицы. Правящие классы Запада не забыли, как Великая депрессия привела к власти Гитлера и создала огромную социальную базу для коммунистов и социалистов. А сегодня, спустя 70 лет, изнеженное население с подорванной трудовой моралью и привыкшее к социальным гарантиям и прочим гламурностям, может отреагировать на повторение Депрессии самым непредсказуемым образом. Для России эта проблема еще более актуальна, т.к. страна еще не отошла от трансформационного шока 90-х годов, а воспитанное в свободе молодое поколение, уже привыкшее к сытой жизни "офисного планктона", вряд ли будет стоически терпеть все невзгоды, выпавшие на долю их родителей 15-20 лет назад.
3. Тактика без стратегии. Сам по себе перечень антикризисных мероприятий не вызывает критических претензий, поскольку все они направлены на поддержку падающего спроса. Вызывает вопросы бессистемный характер данных мер. Отсутствует проработанная государственная программа структурной перестройки и модернизации экономики под воздействием мирового финансового кризиса с учетом перехода к продекларированной Президентом и Премьер-министром мультивалютной мировой валютной системе. Если власти все последние недели в Москве и в заграничных "командировках" только и делают, что заключают соглашения об отказе от использования долларов во взаимной торговле и переходе к обмену в национальных валютах, то необходимо подкреплять эти намерения реальными мероприятиями внутренней промышленной политики. Как учит мировой опыт, любая промышленная политика немыслима без таможенно-тарифной составляющей, и, более того, начинается с выстраивания определенной внешнеэкономической стратегии. Пусть это даже стратегия импортозамещающего развития. Пока Правительство, видимо, рассчитывает, что в ответ на повышение импортных пошлин зарубежные партнеры не станут вводить ответные меры. Глупо облагать импортными пошлинами нефть и газ. Но в долгосрочной перспективе нужно иметь ввиду политику протекционизма, необходимую для реализации импортозамещающей стратегии.
Если мне скажут: "какая стратегия? Нужно тушить пожар, спасать экономику от немедленного краха", то я отвечу, что любое спасение и любая тактическая операция сейчас немыслима без долгосрочной стратегии.
Во-первых, весь исторический опыт свидетельствует об успехе тактических планов только в режиме их подчиненности долгосрочной стратегии. Большевики в самый разгар развала страны в 1918 г. принимают решение о создании ЦАГИ, который требует огромных инвестиций с неопределенными результатами. И сколько подобных проектов было начато в те тревожные годы, когда у многих просто земля уходила из-под ног. Ф.Рузвельт в США и А.Гитлер в Германии принимают решение о таких долгосрочных капиталоемких проектах как строительство сети автострад по всей стране. Китай 10 ноября 2008 г. выделяет 590 млрд. долл. на масштабную программу государственных инвестиций, включая ...строительство автодорог. А ведь наверняка находились скептики, которые предлагали иначе распорядиться скудными финансовыми ресурсами, например, отложить их в какую-нибудь "подушку".
Во-вторых, нельзя забывать и то, что нынешний кризис в значительной части носит психологический характер. "Разруха в умах, а не в туалете". Поэтому для его преодоления важно добиться победного психологического настроя всех "агентов рынка", начиная от Премьер-министра и кончая последним дворником-гастарбайтером.
В-третьих, сами власти не раз подчеркивали оптимистические стороны кризиса, как-то открывающиеся новые возможности на фоне падения гегемонии доллара и перспектив "финансового центра" в Москве. Но сами по себе такие заявления без создания автономных локомотивов роста в российской экономике, не привязанных к мировому спросу на нефть, не создадут такого центра. Почему Нью-Йорк, Лондон, Токио являются такими центрами? Да потому что они олицетворяют определенные уникальные возможности, стоящие за каждой страной, этакие центры компетенции. Весь мир привык мыслить, что США - лидер предпринимательской и инновационной активности, Англия имеет мощнейшие финансовые учреждения с многовековым опытом (плюс кладезь фундаментальной науки), Япония - мировая технологическая фабрика, всемирный центр прикладной науки в машиностроении. Действительный технологический потенциал этих центров подкрепляется мощной брэндовой составляющей. СМИ изрядно преуспели во внушении населению мира вышеуказанных компетенций.
4. Новый бренд России. А как брендируется Россия? Как мировая энергетическая держава? Сама по себе такая формула могла бы неплохо смотреться, если бы за ней стояло мировое лидерство по всем (или большинству) технологическим направлениям мировой энергетики. А если мы даже бензин качественный не можем нормально производить, то какая уж здесь "держава". Но с другой стороны, именно за счет направлений импортозамещающего производства просматривается возможность достижения Россией этого желаемого статуса региональной державы с резервной валютой. Одно только восстановление упадочного сельского хозяйства да еще с потенциалом производства экологичной продукции может стать хорошей подпоркой для "финансового центра". Ведь в начале ХХ века именно таким образом Российская империя вошла в клуб мировых держав с "золотой" валютой. А еще есть конкурентоспособное энергетическое машиностроение, небольших резервов для модернизации требует станкостроение, можно поднимать на иностранных инвестициях автомобилестроение и т.д. И, разумеется, остался комплекс стратегических отраслей, включающих ОПК, космос, транспортные магистрали.
Если мир, особенно ближайшие соседи, увидит, что Россия вступила на путь действительной модернизации, восстанавливает свою промышленную мощь, готова предложить миру новые трактора, энергетические установки, военные и пассажирские самолеты, а не новые компьютерные игры и программы выхода домашнего холодильника в интернет, как обанкротившаяся "новая" экономика США, то участи регионального финансового центра нам не избежать.
Наконец, для реализации структурной модернизации на основе стратегии импортозамещения как нельзя кстати подоспела совсем недавно высмеивавшаяся большинством аналитиков политика создания государственных корпораций. Нам представляется, что начинают сбываться некоторые наши прогнозы и предложения, высказанные в "романтической" статье жанра экономического фэнтези (Государственная корпорация: Министерство "промежуточной продукции" или средство спасения добавленной стоимости),написанной в разгар жаркого лета 2008 г., до начала осенних обвалов фондовых рынков. Огосударствление и принудительная картелизация, отказ от "бесконечно эффективного" рыночного механизма координации - это уже не страшная сказка про "остров невезения" с дикарями-неудачниками. И в последней антикризисной программе "55 пунктов" всё явственнее звучат призывы к администрированию, стремление наказать ослушавшихся. Всё больше дирижизма и меньше либерализма. Всё это правильно, но недостаточно без полноценной стратегии. Пора-пора, наконец, создать хотя бы юридическую основу для стратегии и протащить из МЭРТовских и Минпромовских кабинетов в Думу законопроекты о долгосрочном прогнозировании и планировании, о промышленной политике, чтобы задать всему чиновничьему аппарату новую матрицу существования, новый смысл чиновничьей жизни. Чтобы вместо краткосрочного "освоения" бюджетных средств они бы отчитывались материальными показателями создания новых видов импортозамещающей продукции.
Итак, нужна новая стратегия. Программа 2020 года уже не годится, она была составлена исходя из представлений о "мягкой посадке" мировой экономики. Наши "стратеги" чересчур верили в мудрость рынка, гениальность предыдущего главы ФРС США, незаменимость доллара и перспективы "новой" экономики. Иллюзии рассеиваются, пора взрослеть и учиться жить, опираясь на собственные ресурсы, включая интеллектуальные.
11.11.2008
http://kapital-rus.ru/strateg_invest/element.php?ID=7253