Интервью с министром финансов Правительства Московской области А. В. Кузнецовым - Алексей Викторович!
За последние годы Московская область развивается значительными темпами и выходит в число лидеров по темпам роста промышленного производства, опережая средний российский уровень в 2 раза. Благодаря этому значительно вырос бюджет, растет заработная плата. Как на уровне области оценивается развитие Сергиево-Посадского района?
- Главным фактором успешного развития является пополнение доходной части консолидированного бюджета Московской области, которая формируется всеми муниципальными образованиями.
Целенаправленная работа Правительства Московской области по увеличению доходов бюджета, проводимая в условиях начатого с 1999 года на федеральном уровне реформирования налогового законодательства, позволила увеличить доходы бюджета области в 4 раза - с 19 млрд рублей в 1999 году до 80 млрд рублей на 2004 год. Значительный вклад в формирование консолидированного бюджета Московской области вносит Сергиево-Посадский район, обладающий многоотраслевой, динамично развивающейся экономикой, который является одним из наиболее крупных в Московской области не только по территории и численности населения, но и по доле в формировании консолидированного бюджета.
За последние 5 лет объем доходов, поступающих от предприятий Сергиево-Посадского района в консолидированный бюджет области, вырос почти в 3 раза - с 604 млн рублей в 1999 году до 1 644 млн рублей в 2003 году. При этом фактические поступления доходов из района в консолидированный бюджет области за последние 5 лет ежегодно увеличиваются на сумму более 100 млн рублей. Увеличивается поступление в бюджет района и доходов от использования муниципального имущества. За период с 1999 по 2003 годы эти доходы возросли более чем в 4,3 раза. Усиление налогового контроля и проведение мероприятий по фактическому обеспечению прогнозируемых поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет позволило снизить уровень задолженности по обязательным платежам во все уровни бюджетной системы за 2001-2002 годы более чем на 4 процента.
В 2003 году Сергиево-Посадский район вошел в десятку основных муниципальных образований, формирующих доходную часть консолидированного бюджета области. Из налоговых поступлений, собираемых на территории района, около 50 % (без учета средств, поступающих в федеральный бюджет) остаются в распоряжении местного бюджета. При этом по объему доходной части бюджета район занимает 9-е место среди 77 муниципальных образований Московской области.
Рост основных показателей бюджета обеспечивает, в первую очередь, положительная динамика производственных и других отраслей экономики. А она в районе есть: за период 2000-2003 гг. объем промышленной продукции возрос более чем в 1,3 раза, а объем товарооборота - в 1,6 раза.
Кстати, Сергиево-Посадский район - это район, в котором я родился. Село Константиново - мое родное село. Отрадно видеть, как район за последние годы активно развивается и преображается.
- Приведенные Вами факты свидетельствуют о положительной динамике развития района, о росте доходов его бюджета, это, на мой взгляд, отражается и на уровне жизни населения, на его социальной защищенности и позволяет обеспечить устойчивую работу всего муниципального хозяйства. Как Вы считаете, какие расходы бюджетов области и района являются приоритетными?
В соответствии с решением губернатора и возглавляемого им Правительства более половины бюджетных средств области направляется на социальные выплаты. Это выплаты и доплаты учителям, врачам, пенсионерам, материальная помощь малоимущим и многодетным семьям, студентам, сотрудникам правоохранительных органов, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным гражданам Московской области. Что касается Сергиево-Посадского района, то могу отметить, что с ростом расходной части бюджета в целом в бюджете района значительно увеличиваются расходы на социальную сферу, к которой относятся образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт и социальная политика. Бюджет района с уверенностью можно назвать социально-ориентированным. К примеру, в текущем году удельный вес затрат на эти нужды составил 68 % расходов бюджета района. Этот показатель выше среднеобластного, что связано с принимаемыми в районе решениями о дополнительных мерах социальной защиты населения.
- В последнее время в прессе и среди населения активно обсуждается вопрос о реформировании ЖКХ. Хотелось бы из уст министра финансов узнать о дополнительных мерах по поддержке этой отрасли.
- В последние годы, согласно федеральному законодательству, доля бюджетных средств в оплате жилищно-коммунальных услуг должна составлять 10%, остальную часть должно оплачивать население. С этим учетом формируются тарифы, по которым производит оплату население.
На самом же деле бюджетных средств на ЖКХ тратится гораздо больше, и это связано с тем, что сама система ЖКХ не одинакова в различных муниципальных образованиях. Сергиево-Посадский район в данном случае находится в наиболее сложном положении. Тепловырабатывающие предприятия района представлены не только газовыми котельными, но и работающими на мазуте, котельно-печном топливе, угле. Их наличие приводит к существенным дополнительным расходам бюджетных средств. За отопительный период в районе расходуется свыше 25 тыс. тонн мазута, и на это требуется свыше 100 млн рублей. При этом необходимо учитывать и тот факт, что степень изношенности основных фондов и оборудования, в том числе принятых в последние годы в муниципальную собственность жилищно-коммунальных комплексов военных городков и градообразующих предприятий оборонного комплекса, очень большая.
По этой причине район, как и область в целом, вынуждены были направлять значительные финансовые ресурсы не только на поддержание системы ЖКХ в рабочем состоянии, но и на его модернизацию и техническое перевооружение. Только в мае текущего года Правительство Московской области на модернизацию ЖКХ дополнительно к предусмотренным в бюджете расходам выделило муниципальным образованиям 700 млн рублей. Кроме того, стабильно развивающимся муниципальным образованиям выделяются из средств области целевые бюджетные ссуды и кредиты, которые направляются, в первую очередь, на финансирование конкретных мероприятий в системе ЖКХ. На эти цели Сергиево-Посадскому району в текущем году выделено более 233 млн рублей.
В то же время и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в районе утверждены с учетом фактических затрат предприятий ЖКХ, в полном объеме собираются платежи с населения за оказанные услуги. И как результат задолженность муниципального жилищного фонда за газ и электроэнергию сокращена в районе за этот год более чем на 100 млн рублей. Такие показатели есть далеко не в каждом районе области.
- Вы так спокойно говорите о выделяемых бюджетных ссудах и кредитах. Я так понимаю, что это средства, которые область дает району в долг, а о долгах района в местных СМИ ведется не менее острая дискуссия, чем по ЖКХ. Ваша позиция по этому вопросу?
- Законодательными актами РФ определена возможность наличия муниципального долга, в понятие которого входят договорные обязательства с кредитными организациями, вышестоящими бюджетами, а также муниципальные займы. Кроме того, в понятие муниципального долга включается и общая сумма гарантий, выданных от имени муниципального образования, т.е. это довольно широкое и многоплановое понятие. И главное - уметь правильно управлять долгом, своевременно и в полном объеме погашать имеющиеся обязательства или договариваться с кредиторами об их реструктуризации.
А спокойно говорю об этом, потому что как финансист-практик я убежден, что практику хозяйствования можно назвать конструктивной, если она позволяет решать и непредвиденные проблемы, направленные на дальнейшее развитие той или иной территории.
Более того, поддерживая стремление муниципального образования в решении вопросов развития территории, Правительство Московской области выдает таким муниципальным образованиям гарантии по погашению уже выданных бюджетных ссуд и кредитов из средств областного бюджета.
- Алексей Викторович, поправьте меня, если я ошибаюсь, но я поняла, что половина средств, собранных в нашем районе, остается в распоряжении района, а за счет остальных средств финансируются областные учреждения, в том числе и находящиеся на территории района, выделяются бюджетные ссуды и кредиты. И это все?
- Конечно же, нет. В областном бюджете предусмотрены различные виды финансовой помощи, выделяемой городам и районам области. Кстати, ее объем в областном бюджете на 2004 год увеличен по сравнению с текущим годом более чем на 2 млрд рублей. Это и специальный фонд финансовой поддержки муниципальных образований, различные целевые субсидии и субвенции, предусмотрены также средства на финансирование областных целевых программ, на дорожное хозяйство, строительство. Муниципальное образование может участвовать в том или ином проекте за счет областных средств. Если конкретно говорить о Сергиево-Посадском районе, то только за последний год муниципальное образование дополнительно получило из резервного фонда Губернатора 13 млн рублей. Кроме того, могу отметить активное участие района в целевых программах как областного, так и федерального уровня. К примеру, по федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) на реконструкцию объектов социальной сферы в текущем году район получит из федерального бюджета свыше 47 млн рублей. На 2004 год на эти цели предусмотрено свыше 95 млн рублей.
- И последний вопрос, Алексей Викторович. Принят областной бюджет на 2004 год. Как выглядит наш район на фоне консолидированного бюджета Московской области?
- Муниципальное образование и в следующем году сохраняет свои передовые позиции как по доходной, так и по расходной части бюджета. При этом запланированный рост доходов бюджета района превысит 200 млн рублей и доходы составят 1 293 млн рублей.
Не только сохранится, но и возрастет социальная направленность бюджета, доля социальных расходов увеличится до 74% общих расходов бюджета, при этом социальные расходы увеличатся на 108% от уровня текущего года. Приведенные показатели свидетельствуют о позитивной динамике социально-экономического развития района. Уверен, что это возможно благодаря активной совместной работе Правительства Московской области и администрации района.
Ирина СОЛОДОВА
www.mosoblpress.ru