БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА СТАНОВИТСЯ ГЛАВНЫМ ПРИОРИТЕТОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ
Декабрь в армии по традиции ознаменован началом нового учебного года. Но старт всегда труден. Какое-то время уходит на раскачку, втягивание в рабочий ритм. Как сразу запустить маховик боевой учебы? Что за проблемы предстоит решать войскам в 2004-м? Какие новшества придется осваивать офицерам полкового звена? На эти и другие вопросы в интервью "ВПК" ответил начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр Скородумов. Причем этот разговор состоялся не в его кабинете в 3-м доме Минобороны на Фрунзенской набережной, а в огневом городке гвардейской Таманской мотострелковой дивизии.
![]() | Генерал-полковник Александр Скородумов. Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА |
- Александр Иванович, мы находимся в одном из самых известных своей историей и традициями соединений Российской армии. А как оно сегодня смотрится на фоне других дивизий?
- Таманцы не числятся среди отстающих. Но и лидерами пока тоже не являются, как это, быть может, ни покажется странным. Ведь у них очень неплохая учебная материально-техническая база и, как вы правильно заметили, славные боевые традиции. Но сейчас идет этап как бы нового становления дивизии. Как, впрочем, и многих других соединений. Ведь не секрет: было время, когда боевой подготовке не уделялось должного внимания. Для организации полноценного учебного процесса постоянно не хватало то одного, то другого:
Сегодня картина в корне изменилась. Вооруженные Силы, наконец, занялись всесторонней боевой подготовкой. Что касается 2003 года, то в Таманской дивизии проведено много мероприятий тактического плана, учений с боевой стрельбой. Немало из них оценено на "хорошо".
![]() | Лучшая профилактика "дедовщины" - боевая подготовка. Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА |
- А если взглянуть через призму боевой подготовки на Вооруженные Силы в целом. Какова здесь картина, тенденции?
- В уходящем календарном году сделан серьезный шаг вперед. Это оценка руководства армии и флота, министра обороны и Верховного главнокомандующего. Во многих частях и соединениях планы боевой подготовки выполнены. Но сегодня настала пора переходить от количественных показателей к качественным. Нельзя забывать и о том, что мы начали создавать контрактную армию, которую мало просто укомплектовать людьми. Надо, чтобы офицеры и солдаты этой новой армии профессионально выполняли свои обязанности. Это значит - они должны уметь решать задачи в боевой обстановке меньшей кровью. А подлинное ратное мастерство достигается только интенсивными тренировками.
- Но есть части, которые уже давно обязаны заниматься этим непрерывно. Речь - о частях постоянной готовности, которым отдается предпочтение и в выделении финансовых средств. Насколько оправданным было их создание? Что говорит опыт последних лет?
- Во-первых, части постоянной готовности занимаются по совершенно другой программе, находятся, так сказать, в усиленном режиме боевой подготовки. Им выделяется соответствующая техника, они укомплектованы, как правило, на 100% и солдатами, и офицерами. Но именно эти части первыми выдвигаются для выполнения боевых задач, действуют в "горячих точках". Поэтому им и уделяется первостепенное внимание. Опыт показал: решение об их создании было правильным в условиях определенного дефицита средств.
![]() | На огневом рубеже. Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА |
- Судя по всему, туда отбираются только самые лучшие люди. Я правильно вас понял?
- В идеале это должно быть так. Но вы знаете, каково сейчас качество призывного контингента. Отбирать-то, собственно говоря, не из кого. Поэтому учим тех, кто приходит. И если призывник попадает к опытному, мудрому командиру и наставнику, из него через два года получается хороший специалист.
|
- Вы упомянули о "горячих точках". Что на ваш взгляд дали две чеченских кампании для боевой подготовки? Какой опыт вынесли из них войска, и как он сегодня используется в обучении личного состава?
- Этот опыт многогранен и касается как использования техники и вооружения, так и тактики подразделений в различных видах боя. Взять, например, действия в составе тех же "двоек", "троек". Или специфику боя в городе, населенном пункте. Чечня внесла очень много нового в процесс подготовки мелких подразделений, снайперов. Любой командир обязан использовать все это в повседневной практике обучения войск.
Хотя есть у нас учебные подразделения, где готовятся специалисты для Чечни. Вот там без накопленного боевого опыта вообще не обойтись. Ну и, естественно, это касается частей постоянной готовности. Чечня, например, показала, что танки, БМП без тщательной разведки не должны подходить ближе дальности выстрела гранатомета. Иначе будут расстреляны, как это случилось в Грозном в самом начале первой кампании. Подобная практика, к сожалению, стоила нам немалой крови, и мы не можем ею пренебрегать. Как, впрочем, и опытом Великой Отечественной, хотя после ее окончания минуло немало лет.
- С 1 января Вооруженные Силы переходят на контрактный способ комплектования. Что, на ваш взгляд, это изменит в подходах к обучению личного состава? Как повлияет на боеготовность армии и флота?
- Контрактников гораздо легче обучать военному делу и готовить к осознанным, расчетливым действиям в боевой обстановке. Ведь многие из них уже послужили в армии, получили когда-то специальность. Во-вторых, они более легко переносят тяготы и лишения воинской жизни. Ну и, наконец, эти люди знают: за свой ратный труд получат нормальные деньги, что сегодня немаловажно. То есть в какой-то мере это уже будет наемная армия:
- Уж если вы об этом упомянули, не могу не задать такой непростой вопрос. Наемная армия - от слова наемник. Многие эксперты крайне низко оценивают ее боеспособность. Это так?
- И так, и не так. Смотря как отбирать людей, как с ними работать, на каких традициях воспитывать. И еще надо, чтобы в государстве была идеология, чтобы труд человек в погонах был уважаем.
- Вы полагаете, что идеология все-таки нужна государству?
- А как же. Без нее никак нельзя. Более того, она должна быть во главе угла. Люди в погонах должны знать и понимать, что они рискуют жизнью и здоровьем не из-за денег, а во имя чего-то более высокого, значимого и святого. Но порою ведь как бывает? Командиры говорят одно, а с экранов телевизоров, причем нередко по государственным каналам, проповедуют совсем другое:
- Какой, по вашему мнению, должна быть сегодня наша государственная идеология?
- Я могу сказать вам, какой должна быть боевая подготовка, как правильно ее организовать в войсках. А об идеологии должны думать, прежде всего, политики. Мне кажется, тут все просто. Россия - это наше Отечество, которое мы должны оберегать так же свято, как родную мать, домашний очаг. Уверен, что эти слова близки и понятны каждому россиянину.
Порою простой солдат задает такие вопросы из этой области, на которые не так-то просто и ответить. Смысл его срочной службы в чем? Если раньше были одни мотивационные установки, то теперь уже отчасти другие. Повторю: даже контрактникам (наемникам) мало просто платить. Надо чтобы у них за душой было нечто святое. То, что не купишь ни за какие деньги. Вот этим и будет наш солдат-контрактник отличаться от любого наемника в привычно-негативном понимании этого слова.
- Вернемся к основной теме нашего разговора. Вот вы сказали, что были проблемы с финансированием боевой подготовки, выделением ГСМ. Но почему все резко изменилось? Откуда и в связи с чем вдруг произошел такой толчок к пониманию проблемы? Или просто у государства появились деньги?
- Опять же деньги тут не самое главное, как это ни покажется странным. Главное в понимании важности для государства той или иной проблемы. В данном случае произошло осознание того, что без боевой подготовки армии как таковой просто быть не может. Без нее она постепенно превращается в потешное войско. А где есть боевая учеба, там сразу появляется организованность и дисциплина, порядок и ответственность. Когда военнослужащие занимаются боевой подготовкой, когда они с утра до ночи на стрельбах, вождении, полетах - там не до нарушений воинской дисциплины.
- И все же будем откровенны. Без выделения средств ни о какой учебе речи быть не может. Даже на фанерные мишени в наше время нужны деньги. Могли бы вы на конкретных примерах показать, насколько улучшилось финансирование боевой подготовки, поступление горюче-смазочных материалов?
- Вы правы: без горючего техника мертва. А без боеприпасов даже самое современное оружие - просто железо. Но есть еще один момент, о котором почему-то мало кто задумывается. Без этих расходных материалов утрачивается профессионализм офицерского состава, не говоря уже о солдатах и сержантах, страдает дисциплина. Вот пример. Когда появилось достаточно горючего, и я распорядился в одной из частей провести занятие по вождению боевых машин, вдруг увидел: у людей утрачен не только профессионализм, но и: само желание учиться.
Постепенно, с трудом такое положение дел удалось изменить. Теперь уже ни один офицер не скажет, что боевой подготовки нет потому, что нет горючего. Более того, все понимают: боевая подготовка должна проводиться при любых условиях и обстоятельствах. В том числе с использованием тренажеров, приказарменной учебной базы.
Сегодня выделяются и средства, и горючее. Пусть не в таких масштабах, как хотелось бы, но вполне достаточно, чтобы поддерживать выучку на хорошем уровне и выполнять программу боевой подготовки. Тем более что мы сейчас переходим на новый курс стрельб из стрелкового оружия. А это повлечет новые затраты, прокладку новых кабелей на полигоне и т. д. В этой же дивизии, где мы с вами находимся, далеко не все было в удовлетворительном состоянии. На танковом городке, войсковом стрельбище и крыши текли в учебных классах, и поле как надо не использовалось, а на танковой директрисе не то, что рельсов под движущиеся мишени, даже шпал не было - о каких тренировках можно было говорить? С приходом нового командующего округом, нового командира дивизии многое изменилось к лучшему.
- А как с поступлением в войска новой техники?
- Картина, к сожалению, прежняя. Новая техника сейчас практически не поступает в Вооруженные Силы. А если какие-то части ее и получают, то это единичные экземпляры. Насколько мне известно, на 2004 год, например, запланировано по гособоронзаказу всего 2-3 новых танка. Это, конечно, капля в море. Причем о таких новинках ВВТ, как Т-95, войскам приходится только мечтать.
- А какие еще проблемы, кроме перечисленных, требуют своего решения? Естественно, в русле боевой подготовки?
- Самая главная - обучение и воспитание будущих офицеров. И руководство Вооруженных Сил над ней работает. Дело в том, что одно время оттуда шло немало "брака". Почему? В военных институтах уделялось много времени гуманитарным наукам. Готовили медиков, математиков, физиков... И это само по себе не плохо. Армии нужны и такие специалисты. Но, во-первых, не в столь большом количестве. Во-вторых, военной косточки, как говорится, у них не было. Поручаешь иному новоиспеченному командиру провести занятие со взводом, скажем, по строевой или технической подготовке, а он смотрит на тридцать пар глаз и не знает что делать. Поэтому первая проблема - повышение качества именно военного образования в вузах.
Вторая проблема - кадровая. Мы до того досокращались, что образовалась нехватка офицеров в звене взвод-рота. Приходится восполнять пробел двухгодичниками. Но это вчерашние студенты, у которых нет никакой практики работы в войсках. Чтобы исправить ситуацию, приходится проводить с ними двухмесячные сборы на базах военно-учебных заведений при округах, учить специальности. А это - время, средства:
Ну, и общая проблема - повышение профессионального мастерства руководителей занятий, командиров и начальников. Принцип тут такой: неуч не должен неуча учить. В 2004 году мы запланировали решить и эту задачу, хотя она тесно связана с двумя первыми. Начали новый учебный год с проверки Московского, Дальневосточного и Ленинградского военных округов. По итогам этих проверок будут изданы приказ министра обороны и директива начальника Генерального штаба.
В заключение скажу, что профессионализм и выучка нашей армии сегодня постепенно растут, несмотря на переживаемые проблемы и трудности. Иного, думаю, не дано. Если Россия хочет остаться независимой страной, сохранить свою территориальную целостность, она должна быть великой и сильной.
24 - 31 декабря 2003 года
www./archive.vpk-news.ru