02 февраля 2009
2100

СГК - дело тонкое

О проблемах транспортировки газового конденсата и о том, на каких принципах строятся взаимоотношения с перевозчиком продукции, корреспонденту ИА "РЖД-Партнер.Ру" рассказывает первый заместитель председателя правления ОАО "НОВАТЭК" Михаил Попов.

- Михаил Викторович, скажите, пожалуйста, какую долю в объеме грузовых перевозок компании занимает транспортировка газового конденсата? С какими основными проблемами сталкивается ваша компания при ее организации?

- Газовый конденсат производства Пуровского завода по переработке конденсата в объеме грузовых перевозок группы компаний "НОВАТЭК" составляет около 73%.

Основным направлением его перевозки является ст. Лимбей СвЖД - ст. Белое Море (Эксп.) ОЖД. Данный маршрут пролегает по Свердловской, Горьковской, Северной и Октябрьской железным дорогам через станции Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Киров, Вологда, Беломорск.

Если говорить о проблемах, то в 2008 году ОАО "РЖД" передало вагоны-цистерны своего инвентарного парка вновь образованной дочерней компании ОАО "Первая грузовая компания". Эти изменения и привели к некоторым сложностям в отношениях с перевозчиком, в основном вызванных правовой неопределенностью статуса оператора подвижного состава в рамках договора перевозки, а также связанных с нарушением координации действий перевозчика и владельца подвижного состава при обеспечении грузоотправителей порожними вагонами. В конечном счете это сказалось на потребителях транспортных услуг.

- В чем специфика перевозок данного продукта? Насколько они выгодны для перевозчиков, если учитывать отсутствие возможности обратной загрузки?

- Стабильный газовый конденсат (СГК) транспортируется по договору перевозки грузов на особых условиях в цистернах, предназначенных для перевозки светлых нефтепродуктов или бензинов. Обусловлено это тем, что в действующих Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом СГК (по железнодорожной классификации - "конденсат из природных газов", код ЕТСНГ 226106) должен транспортироваться только в цистернах, оборудованных верхним сливом.

Дело в том, что по своим основным физико-химическим свойствам СГК Пуровского завода ничем не отличается от других видов светлых нефтепродуктов (бензин для промышленных целей, бензин газовый стабильный, керосин), которые вышеупомянутые правила не запрещают перевозить в цистернах, оборудованных нижним универсальным сливным устройством.

Таким образом, наша компания была вынуждена заключить Договор на перевозку грузов на особых условиях, срок действия которого всего один год, а ОАО "РЖД" постоянно по окончании срока его действия дает только разрешающую телеграмму на транспортировку СГК на особых условиях сроком еще на один год. Мы неоднократно обращались в РЖД с просьбой кардинально решить вопрос с перевозкой СГК в вагонах-цистернах, оборудованных нижними универсальными сливными устройствами, но проблема не решена до сих пор.

Учитывая, что отгрузка конденсата с Пуровского ЗПК производится в одном направлении, перевозчику довольно выгодна маршрутизация данной перевозки. Так, возврат грузоотправителю порожних цистерн производится без дополнительной промывки и пропарки. При этом он компенсируется стабильными и регулярными отправками с оплатой порожнего пробега цистерн.

- Кто является основными партнерами и потребителями услуг вашей компании?

- Основными партнерами ОАО "НОВАТЭК" в части перевозки стабильного газового конденсата являются ОАО "РЖД" и ОАО "ПГК", оказывающие услуги по перевозке и ее организации соответственно.

В 2007 году между перевозчиком и нашей компанией было заключено Соглашение о стратегическом партнерстве, действующее до 2015 года, где ОАО "НОВАТЭК" приняло обязательство предъявить к перевозке по железной дороге грузы (продукты переработки газового конденсата), а ОАО "РЖД" взяло на себя обязательства обеспечить их вывоз по железной дороге. Перевозчиком был разработан и внедрен технологический процесс организации вывоза маршрутами стабильного газового конденсата.

В результате с начала работы Пуровского ЗПК в 2005 году и до настоящего времени было отгружено и транспортировано более 7,2 млн тонн, в том числе около 5,3 млн тонн СГК.

Отмечу, что к моменту начала перевозок была проведена организационная работа по обеспечению стабильной и бесперебойной отгрузки СГК со ст. Лимбей до станции Белое Море (Эксп.).


- А как Вы оцениваете уровень железнодорожных тарифов на перевозку газового конденсата в условиях финансового кризиса, насколько они обоснованны?

- Кризисные явления в мировой экономике отразились на реализации всей промышленной продукции, в том числе и СГК. В результате падения цен на мировом рынке транспортная составляющая (железнодорожный тариф в рыночной цене СГК) возросла с 6% в июне до 18% в ноябре прошлого года. Планируемое в 2009-м увеличение железнодорожного тарифа на перевозку грузов на 12,5-14% и продолжающееся падение стоимости нефти может поднять этот показатель до 30%, что негативно отразится на себестоимости СГК, приведет к дальнейшему снижению его спроса на мировом рынке и, как следствие, сокращению объемов производства, реализации, а значит, и объемов перевозки.

- Насколько вас устраивает система планирования в ОАО "РЖД"? Есть ли у предприятия потребность вносить дополнения и корректировки в уже составленные заявки и имеется ли такая возможность?

- Срок действия заявки на перевозку составляет 45 суток. Грузополучатель обязан указывать не только тоннаж, но и количество вагонов. При этом при перевозке в собственном подвижном составе он не всегда знает технические характеристики предоставляемых оператором подвижного состава под погрузку вагонов. Так, для транспортировки грузов в вагонах-цистернах для светлых нефтепродуктов разница в грузоподъемности может достигать 15 тонн. Это приводит к выполнению заявки в тоннах, но не в вагонах, за пользование которыми оператором зачастую предусмотрена дополнительная оплата. В подобных случаях, безусловно, возникает необходимость в корректировке планов.


Беседовала Белла Павлова

02.02.2009

www.rzd-partner.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован