07 августа 2008
1438

Шакир Ягудин: `Без суверенитета нет государства`

В последнее время в федеральных и региональных СМИ все чаще обсуждаются проблемы федеративного устройства нашего государства. Укрепление "вертикали власти" породило некоторые противоречия, связанные с правовым статусом национальных республик, входящих в состав Российской Федерации. О том, является ли Татарстан государством и существует ли понятие татарстанского гражданства, мы решили спросить у начальника Правового управления Государственного Совета РТ, заведующего кафедрой правовых дисциплин Татарско-американского регионального института, кандидата юридических наук Шакира Ягудина. Проблемы и перспективы статусного определения Республики Татарстан нашли отражение в его докладе, подготовленном к прошедшей на днях Республиканской научно-практической конференции "Развитие парламентаризма, государственности и демократии в Республике Татарстан", приуроченной к 10-летию Госсовета.
Обладает ли Татарстан статусом государства?
В соответствии со статьей 5 Конституции РФ Татарстан обладает двойным статусом: во-первых, статусом республики (государства) и, во-вторых, статусом субъекта Российской Федерации. Оба эти понятия употребляются в различных статьях Конституции России. Так, например, в статье 66 говорится о статусе республики, определяемом Конституцией РФ и Конституцией республики. В этой же статье говорится о статусе субъекта Российской Федерации, который может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом. При этом очень важно иметь в виду, что рассматриваемые понятия не идентичны и не равнозначны, и что государствами конституционно определяется только республики в составе Российской Федерации.
В чем заключаются данные отличия?
Как известно, в составе Российской Федерации состоят республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. В соответствии с Конституцией России все эти шесть разновидностей определены как субъекты РФ, и как субъекты имеют одинаковый статус и равноправны между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Действительно, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта, право федеральной законодательной инициативы одинаково принадлежит всем представительным органам власти субъектов, они также имеют право запроса в Конституционный Суд по вопросам конституционности отдельных законодательных актов и толкования Конституции.
Однако проблема состоит в том, что конституционный принцип равноправия субъектов Российской Федерации переносится и на их конкретные формы - на республику, на край, область и т.д. Между тем, в Конституции РФ не содержится требования равного статуса и равноправия непосредственно республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. И это справедливо, так как их видовой и индивидуальный статусы разнятся и имеют как федеральную, так и региональную составляющие.
В том случае, когда в Конституции необходимо подчеркнуть видовые особенности и статус конкретных составных частей федерации, используется полный или избранный их перечень. Например, в части 2 статьи 66 говорится, что республики вправе устанавливать свои государственные языки. В статье 72, регламентирующей вопросы совместного ведения, специально оговаривается, что положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
На мой взгляд, несправедливо и неправильно утверждать, что наличие у республики тех или иных атрибутов государства и отсутствие таких атрибутов у других субъектов влечет нарушение конституционного принципа равноправия субъектов. Здесь имеет место подмена понятий.
А когда, на ваш взгляд, у федерального центра изменился подход в определении статуса республик, входящих в состав Российской Федерации?
До 2000 года республики в соответствии с Конституцией России определяли свой статус как суверенные демократические правовые государства в составе Российской Федерации. Однако за последние пять лет в нашей стране сформировались неоправданно жесткие подходы к вопросу о статусе республик, сводящие на нет начавшиеся демократические преобразования в области федеративного строительства.
Сегодня в судах находятся дела, по которым оспаривается гражданство республик, из системы органов государственной власти республик в одностороннем порядке изъяты суды общей юрисдикции, по тем или иным вопросам федеральный законодатель все более вторгается в собственную компетенцию субъектов, под видом формирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти разрушается система исполнительных органов субъектов, имеются существенные препятствия в реализации законов о государственных языках республик.
Начавшееся в 2000 году приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, думаю, было своевременным. Между тем, федеральные органы настолько увлеклись этим делом, что стали уже разрушать конституционный статус республик.
Татарстан внес существенные изменения в свою Конституцию, принятую в ноябре 1992 года. Последние существенные изменения, связанные с необходимостью приведения Конституции Татарстана с федеральным законодательством, были внесены 14 марта 2005 года. Но и после этого в нашей Конституции осталось несколько проблемных, коллизионных норм, опротестованных Генпрокуратурой России. Наиболее существенными из них, непосредственно затрагивающими государственность нашей республики, являются три: государственный суверенитет, гражданство РТ и необходимость владения государственными языками Республики Татарстан лицом, претендующим на должность главы государства.
Вопросы суверенитета и гражданства республики непосредственно не определены в Конституции РФ. Но отсутствие регулирования таких проблем на уровне общефедеральной Конституции, не означает их запрета применительно к республикам. Согласно статье 66 российской Конституции, эти вопросы регламентируются в конституциях самих республик. К сожалению, с 2000 года государственный суверенитет не признается за республиками Конституционным Судом России. А между тем, суверенитет является неотъемлемым качественным состоянием государства, без суверенитета нет государства.
Многие республики в своих основных законах уже отказались от положений о государственном суверенитете. Однако ряд республик с позицией федерального Конституционного Суда не согласен. Они до сих пор сохраняют конституционные положения о государственном суверенитете. Так, в статье 1 Конституции Республики Татарстан устанавливается, что "Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан". Аналогичная формула суверенитета воспроизведена в статье 1 Конституции Чеченской Республики, принятой на республиканском референдуме 23 марта 2003 года. Оригинальное определение суверенитета дается в статье 1 Конституции Республики Саха (Якутия): "Суверенитет Республики Саха (Якутия) означает меру ее самостоятельности в обеспечении своего экономического, социального и культурного развития и обладание ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)".
При этом следует отметить, что указанные определения суверенитета республик не выходят за рамки Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, субъекты РФ по вопросам собственной компетенции обладают всей полнотой государственной власти. Кроме того, государственный суверенитет, которым республика обладает по своей природе, - иного уровня, другой модификации и ни в коем случае не конкурирует с государственным суверенитетом Российской Федерации. Это суверенитет государства в составе другого государства, субсуверенитет, функционирующий в рамках общих федеральных установлений.
Правомочно ли понятие "гражданин Республики Татарстан"?
Одним из самых устойчивых признаков государства является гражданство, олицетворяющее правовую связь человека и государства. Однако в нашей стране применительно к республикам - это также является одной из самых спорных проблем. Недавно был принят новый федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", которым из ранее действовавшего федерального закона изъято положение о гражданстве республик в составе Российской Федерации. Данный шаг ведет к изъятию у Татарстана, как и у других республик еще одного атрибута государственности. Трудно представить себе больший нонсенс, чем государство без гражданства.
И все же, зачем Татарстану нужны атрибуты государственности?
Есть один момент, существенно влияющий на статус республики - его национальная составляющая. В соответствии с Конституцией Татарстана, республика, выражая волю всего ее многонационального народа, одновременно выступает формой самоопределения татарского народа, давшего имя республике, государственной формой его жизнедеятельности. Утрата народом своей государственности в той или иной форме, в конечном счете, ведет к утрате и его самобытности. Еще Петр Струве писал: "Государство есть великая культурная сила, в борьбе за которую, средствами которой нация упорным дисциплинированным трудом подымается с одной ступени исторического бытия на другую". К слову, с этой составляющей непосредственно связаны проблемы и перспективы функционирования татарского языка как государственного.
Таким образом, вопросы о статусе нашей республики, в том числе регламентируемые в действующем Договоре РФ и РТ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, являются сердцевиной ее государственности, вопросом ее будущности.



Татар-информ
07.08.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован