О роли физического воспитания в укреплении здоровья `Профилактика` рассказывает постоянно. О том, что физическая культура должна прививаться в детстве, вроде бы, особо и говорить-то не надо - азбучная истина, известная каждому. Но вот как это нужно делать и как это происходит в действительности - тема, по важности своей восходящая от уровня частного к государственному.
Самым свежим примером широкомасштабной популяризации физического здоровья юных могут послужить состоявшиеся в июне в Москве Международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России. Участники в возрасте до 18 лет состязались в 17 видах спорта, в том числе и в теннисе. Последнее уточнение обусловлено личностью нашего сегодняшнего собеседника. Впрочем, разговор, как вы уже, наверное, поняли, пойдет не только о баталиях на корте.
Сильный мира сего - в первую очередь, человек, со своими достоинствами и недостатками. Важно другое: у нас в стране растет слабое, физически немощное поколение мальчиков. Сейчас много говорят о возрождении норм ГТО, но невозможно в один день вернуть то, что утрачено - так называемый спорт для всех. Именно возрождением культуры спорта надо заниматься. Для ребенка должно быть естественным желание двигаться. Со стороны взрослых требуются усилия, чтобы привить детям привычку заниматься спортом, выполнять хотя бы минимальный комплекс упражнений.
- Что для этого необходимо?
- Конечно, мало просто ввести в школах обязательное посещение уроков физкультуры. Более того, не нужны никакие насильственные меры. Прежде всего надо пересмотреть систему управления спортом, всю стратегическую линию. Судите сами, куда ребенок пойдет с большей охотой - в старый обшарпанный зал с лохматым канатом и рваными матами или в зал с новыми тренажерами, красивыми мячами. Мы говорим в данном случае о спорте для всех - школе двора. И именно здесь должны помнить, что у детей развито визуальное восприятие, поэтому должна быть притягательная сила и в материальной базе. Интересен в этой связи опыт Германии. Большинство магазинов там к 19.00 закрыты, а на стадионах магазинчики работают, и, естественно, родители с детьми идут на спортивные объекты, где дети исподволь втягиваются в спортивный процесс. Даже в этом политика государства направлена на формирование здоровой нации.
- А как же быть с преподавателями физкультуры? Они по большей части свыклись с мыслью о второстепенности своего предмета.
- Увы. Действительно, немаловажный аспект приобщения ребенка к спорту - желание идти к тренеру, который должен быть авторитетным и в профессиональном, и в человеческом плане. Каждого ребенка должно тянуть к педагогу. Я ратую за привлечение в школы высококвалифицированных специалистов. А для того, чтобы им не хотелось уйти в элитные клубы или уехать за рубеж, надо здесь и сейчас создавать условия. Если государство не в состоянии обеспечить учителей достойной зарплатой, пусть оно заключит договор с инвестором и предоставляет учителю жилплощадь: сначала в аренду, а по истечении определенного срока - в собственность. Инструктор, учитель будет четко представлять, за что он работает.
- Но мы говорим о школьном спорте, массовом. Лишь малый процент этих ребят станут впоследствии чемпионами. Вы же, как никто другой, понимаете, что честь страны необходимо отстаивать и в спортивных состязаниях.
- Действительно, по существующей градации, школьные уроки физкультуры - это спорт для всех. Далее идет спорт массовый, являющийся кузницей кадров для спорта высших достижений. На второй ступени роль тренера особенно велика. Если тренерский труд не будет достойно оплачиваться, через пять лет мы останемся без кадров. Люди уедут за рубеж и увезут с собой методики, разработанные нашими специалистами. Они уникальны и очень востребованы. Потеряв эти методики, мы потеряем все. Если государство не изменит свое отношение к спорту, мы останемся с физически слабым поколением. И я стараюсь обращать внимание руководителей всех уровней на эти проблемы. Отстаиваю позиции.
- Шамиль Анвярович, Вы много времени уделяете развитию детского спорта. Вам, члену исполкома Национального олимпийского комитета, члену Международного олимпийского комитета, президенту Всероссийской теннисной ассоциации, бессменному капитану сборной России по теннису (мужской команды Кубка Дэвиса и женской - Кубка Федерации), не жалко времени на ребят, из которых еще неизвестно, будет ли толк? Вы ведь уже имеете возможность выбирать самых талантливых и перспективных.
- Мои занятия с детьми - это убеждение, гражданская позиция, если хотите. Мне нравится брать еще ничего не умеющих ребят и делать из них мастеров. Хотя с девочками проще - у них более гибкая психика. Их не надо долго уговаривать, они быстро включаются в работу. Девочки легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Мальчики же более консервативны и упрямы. К ним надо долго подбирать `ключики`, перенастраивать их, а от этого страдает дело, теряется время.
Как я уже говорил, мы сейчас обязаны работать на перспективу. В теннисе сохранена и признана методика, родившаяся в 70-е годы. Тогда теннис не был так широко распространен, и к нам приводили детей, не попавших в другие виды спорта. Перед тренерским составом стояла задача из `худших` сделать лучших. В теннисной академии чтут традиции, сохраняют опыт. Благодаря этому уже 4 года подряд мы выигрываем на международных детских соревнованиях, занимаем первое место в мире по темпам развития тенниса.
Уместно привести немного статистики. В прошлом году мы провели 1007 турниров по России на 387 крытых кортах. В них приняли участие около 18 тысяч ребят до 16 лет. Для сравнения: в СССР за год проводили порядка 120 соревнований, было всего 94 крытых корта. Теннис превратился из элитарного в массовый вид спорта.
Мы (члены теннисной академии) стараемся создавать наиболее благоприятные условия для занятий. Чем больше будет кортов, тем меньше будет и цена на них, а значит, эта игра привлечет к себе больше людей. Москва - центр развития тенниса России, где создана лучшая в нашей стране академия `Валери`. Недалеко то время, когда методика воспитания подрастающего поколения будет распространена по сети создаваемых академий не только в России, но и далеко за ее пределами.
- Что Вы посоветуете родителям, которые хотят наставить своих чад на спортивный путь?
- Родители зачастую сами определяют, каким видом спорта с самого раннего возраста будет заниматься их сын или дочь. Необходимо избежать традиционной ошибки и не заставлять детей делать то, к чему они не готовы ни физически, ни психологически. Иначе впоследствии, естественно, возникают проблемы с психикой: дети не хотят или не могут заниматься видом спорта, выбранным для них родителями. Подросток ломается, происходят срывы. Чтобы этого не случилось, нужно подготовить малыша. До пяти лет вообще надо просто позволять ребенку много двигаться. В пять лет отходить сезон на фигурное катание, все лето плавать, потом целенаправленно заняться подвижными играми, позволяющими подготовить опорно-двигательный аппарат к серьезным занятиям. Что касается тенниса, то раньше 6-7 лет с ракеткой можно выполнять лишь различные упражнения.
Надо помнить и о том, что ребенку должен нравиться не только вид спорта, но и тренер. Не бойтесь переводить его от нелюбимого тренера. И знайте, что, по данным статистики, игровики (футболисты, теннисисты, хоккеисты) живут дольше, менее подвержены заболеваниям и срывам, чем представители других видов спорта. Связано это с тем, что в игре внимание, а следовательно, и психика постоянно переключаются.
С. Валхар
http://nvolgatrade.ru/