17 октября 2000
5741

Шаймиев нужен России

Кремлевская администрация действует просто и жестко

Кто сомневался в том, что Минтимер Шаймиев в третий раз подряд станет президентом Татарстана? Меньше всего те, кто живет с ним в одной республике. Еще меньше (если это возможно) те, кто хоть немного разбирается в политике. Вопросы были только у закоренелых законников, которые почему-то уверены, что глава исполнительной власти субъектов Федерации может легитимно избираться подряд только на два срока.

Дело не только в том, что Шаймиев нужен своей республике. Он просто необходим сегодня и особенно завтра всей России. Геополитическая уязвимость "мусульманского подбрюшья" страны ясна как на ладони, особенно после военных успехов движения "Талибан" в Афганистане и обозначившейся угрозы "эффекта домино" в Центральной Азии, включая Казахстан. Поэтому Кремлю в Татарстане нужен лидер, который бы уже сейчас стал преградой даже потенциальному религиозному экстремизму и дестабилизации политической ситуации.

Шаймиев необходим России еще и потому, что является воплощенным символом лидера, который - один из очень немногих - сумел не только остановить нарастание межнациональной напряженности в своем регионе, но и в какой-то степени повернуть его вспять. При всей уязвимости политики президента Татарстана с точки зрения либеральных демократических критериев невозможно отрицать, что она позволила избежать самого страшного и, к сожалению, весьма возможного в начале 90-х - взрыва межэтнических столкновений. И даже нынешнее откровенное засилье представителей так называемой "титульной нации" на государственных постах в республике не в силах перечеркнуть тот факт, что русским жить здесь все-таки легче, чем, например, в Адыгее, да и не только в ней.

Итак, Шаймиев нужен России и потому просто обязан остаться на третий срок президентства в своей республике. Мешает этому всего лишь пункт 2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В Татарстане, правда, свое собственное, более либеральное в этом отношении законодательство, однако Владимир Путин недавно жестко потребовал, чтобы все регионы жили все-таки по федеральной Конституции и законам. Больше того, глава Центризбиркома Александр Вишняков пригрозил обратиться в Генеральную прокуротуру и опротестовать законность "третьего переизбрания" глав регионов.

Но Шаймиев действительно нужен России, и потому никаких непреодолимых преград на пути его очередного переизбрания, честно говоря, быть не может. Пусть даже в Кремле и считают этого республиканского лидера слишком несговорчивым, а его действия излишне вызывающими (не секрет, что он по-прежнему настаивает на сохранении принципиально противоречащего путинской концепции взаимоотношения Центра и регионов договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном), без Шаймиева им в ближайшем будущем не обойтись. Скорее всего, дело закончится внесением поправок в упомянутый выше закон, чем в ближайшее время займется Государственная Дума.

И вот здесь возникают серьезнейшие проблемы, которые прямо касаются региональной политики Москвы. Дело, конечно, не в Шаймиеве. Путин уже демонстрировал, что при всем своем упрямстве он способен на компромиссы и исключения. Однако исключение возможно одно, максимум два или три. Проблема для Кремля состоит в том, что по пути президента Татарстана готовятся пойти и лидеры других регионов. В том числе такие неприятные для президентской администрации люди, как Николай Федоров и Юрий Лужков.

Между тем в упомянутой администрации основную часть служащих сегодня составляют финансово обеспеченные профессионалы, склонные в силу воспитания и жизненного опыта к простым и ясным решениям. При необходимости - с упором на силовое обеспечение проведения их в жизнь. Любимый Виктором Черномырдиным термин "согласование интересов" остается ими, как правило, невостребованным. Большинство из них вообще не очень хорошо понимают его смысл.

Плюс к этому опять же большинство нынешних сотрудников кремлевской администрации страдают определенным комплексом, родившимся из недостаточного, на их взгляд, признания их заслуг в прошлом. Имеющие дело с Кремлем осведомленные люди намекают, что хотя бы отчасти поведение некоторых влиятельных тамошних людей, находящихся не только на вторых, но и на первых планах, строится на осознанной или неосознанной потребности "взять реванш" за былое "недопонимание" и "непризнание" как со стороны власти, так и широкой общественности.

Отсюда во многом - отсутствие стратегического подхода, импульсивность и желание настоять на своем (даже изначально неверном) любой ценой. Тем более что платить за ошибки приходится в конечном счете государству.

Подытоживая сказанное, легко предположить, что кремлевская администрация будет и в дальнейшем ориентирована на простые (временами силовые) решения в силу собственного менталитета и несовершенства российской бюрократии. Все время работы администрации при Владимире Путине подтверждает этот предварительный вывод. У нас нет оснований предполагать, что данная ситуация будет изменена при нынешнем составе ближнего и дальнего окружения президента.

Склонность к простым решениям привела кремлевскую администрацию подсознательно к определенному общему подходу (данная фраза не противоречит тезису об отсутствии сколько-нибудь четко выраженной стратегии у Кремля) к решению государственных проблем. Вопрос об управлении страной трансформировался в вопрос об управлении бюрократическим аппаратом путем как перестройки его, так и создания жесткой вертикали власти. Здесь, на наш взгляд, ключ к российской политике текущего года. Данный подход представлялся и более простым и - внешне - более эффективным с точки зрения администрации главы государства. Отсюда некоторые аспекты региональной реформы и взаимоотношений со средствами массовой информации, когда жесткий, если не жестокий, нажим слишком часто подменял мягкое и политически целесообразное согласование интересов.

Еще одно изобретение кремлевской администрации заключается в открытой ориентации на создание четких рамок допустимого для основных групп субъектов российской политики. Свои лимиты поставлены для прессы, общественного мнения, крупного капитала, бюрократии, Вооруженных сил и др. Выход за их границы не рекомендуется. К тем, кто все-таки пытается это сделать, государство применяет жесткие меры. Против тех, кто упорствует до конца (наилучший пример - Владимир Гусинский), используются еще более жесткие санкции.

А потому сложнейшие вопросы соотношения, во-первых, потребностей текущей политики (Шаймиев нужен России) и действующего права (избираться на третий срок незаконно), во-вторых, необходимости в восстановлении жесткой иерархической вертикали исполнительной власти и сохранении за регионами многообразной России прав на свои специфические особенности, в-третьих, личных честолюбивых устремлений Владимира Путина и существующей Конституции будут решены. скорее всего, довольно просто. Губернаторам так или иначе все-таки позволят третий срок, а то и четвертый. Взамен они, скорее всего, должны будут обеспечить свою личную лояльность и управляемость Кремлю и лояльность регионов во время предстоящей конституционной реформы, предусматривающей, в частности, увеличение срока президентских полномочий до семи лет.

В конце концов, не только Шаймиев нужен России. Есть у нашей страны и другие очень достойные политики.

Владимир Витальевич Разуваев - доктор политических наук, профессор РГГУ.
"Независимая Газета" Регион", 17 октября 2000 г.

www.tatar.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован