Причины выбора | ДневноеНГСХА | Представит.НГСХА | НГИЭИ |
Главное – получить высшее образование | 48,8 | 29,0 | 25,7 |
Совет родителей | 25,0 | 24,2 | 54,3 |
Меньше конкурс, проще поступить | 25,0 | 17,7 | 17,1 |
В вузе хороший уровень проф. подготовки | 23,8 | 29,0 | 32,9 |
Вуз находится близко от места жительства | 21,4 | 29,0 | 68,6 |
В этом вузе легче учиться | 20,2 | 6,4 | 14,3 |
Способности именно в этой области | 19,0 | 1,6 | 10,0 |
У вуза есть общежитие | 15,5 | - | 32,9 |
Не хотелось идти в армию | 13,1 | - | 2,9 |
Низкая плата за обучение / дешевле учиться | 11,9 | 14,5 | 34,3 |
Хотелось продлить беззаботную жизнь | 9,5 | - | 7,1 |
Учеба в специализирован. классе, лицее | 8,3 | 11,3 | 2,9 |
Привлек престиж, авторитет вуза | 8,3 | 14,5 | 21,4 |
Совет учителей | 7,1 | 11,3 | 7,1 |
Семейная традиция | 3,6 | 3,2 | 5,7 |
Совет друзей | 3,6 | 12,9 | 25,7 |
Можно было взять направление на целевоеместо | 2,4 | - | 2,9 |
- Здесь и далее проценты посчитаны от числа опрошенных.
Если выбор вуза во многом зависит от сложившихся в семье обстоятельств, то будущая работа выбирается в соответствии со способностями: доля студентов, имеющих сложившиеся профессиональные интересы, колеблется от трети до половины. При выборе профессии значимым фактором является совет родителей. Уже при выборе профессии для значительной части молодёжи значима возможность трудоустройства после вуза по полученной профессии, как в селе, так и в городе. Особенно ярко выражена ориентация на миграцию из села у студентов НГИЭИ и представительств НГСХА, в которых все студенты платят за обучение.
Таблица 2
ПРИЧИНЫ ВЫБОРА СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИИ, %
Причины выбора | ДневноеНГСХА | Представит.НГСХА | НГИЭИ |
Способности именно в этой области | 36,9 | 21,0 | 21,4 |
Нравится профессия | 32,1 | 29,0 | 48,6 |
Можно найти работу в селе | 23,8 | 3,2 | 22,9 |
Совет родителей | 20,2 | 25,8 | 28,6 |
Можно найти работу в городе | 17,9 | 19,3 | 37,1 |
Меньше конкурс, проще поступить | 16,7 | 1,6 | 8,6 |
В вузе хороший уровень проф. подготовки | 11,9 | 14,5 | 11,4 |
Нравится жить в сельской местности | 10,7 | - | 2,9 |
Учеба в специализированном классе, лицее | 4,8 | 8,1 | 7,1 |
Семейная традиция | 2,4 | 1,6 | 11,4 |
Совет учителей | 2,4 | 1,6 | 8,6 |
Совет друзей | 1,2 | 1,6 | 8,6 |
Среди причин выбора техникума и колледжа также преобладают рациональные причины, связанные с семьёй, что вполне объяснимо, поскольку возраст, когда делается выбор, значительно ниже. Для них важна и близость к месту жительства и совет родителей.
Но эти группы в большей степени профессионально ориентированы: выше, чем у студентов доля выбравших профессию по интересам, ценящих хороший уровень подготовки и то, что можно найти работу в селе. Примерно четверть предпочитает жизнь в селе. Не мало и получивших недостаточно хороший школьный аттестат: учебное заведение выбиралось по принципу "где легче учиться" (табл. 3). Сходные процессы имеют место и в других регионах России. Таким образом, проблема закрепления кадров в сельском хозяйстве России может быть решена только комплексно, поскольку необходимо учитывать важность для молодёжи удовлетворения не только материальных, но и социальных потребностей. По мнению респондентов, это возможно, прежде всего, при условии изменения аграрной политики по развитию производственной сферы АПК на федеральном уровне.
Таблица 3
ПРИЧИНЫ ВЫБОРА УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, %
Причины выбора | Техникум | Колледж |
Техникум находится близко от места жительства | 54,5 | 31,8 |
Совет родителей | 42,2 | 36,4 |
Нравится профессия | 41,5 | 53,0 |
Здесь легче учиться | 33,8 | 39,4 |
Главное – получить специальное образование | 33,8 | 36,4 |
По профессии можно найти работу в городе | 27,9 | 30,3 |
Нравится жить в сельской местности | 27,3 | 22,7 |
Хороший уровень профессиональной подготовки | 22,7 | 36,4 |
По профессии можно найти работу в селе | 22,7 | 37,9 |
Не было возможности поступить в ВУЗ | 16,2 | 10,6 |
Потом легче поступить в ВУЗ | 14,9 | 16,7 |
Дешевле обучение | 14,3 | 18,2 |
Меньше конкурс, проще поступить | 14,3 | 19,7 |
Совет учителей | 13,0 | 12,1 |
Хотелось продлить беззаботный период жизни | 11,7 | 6,1 |
Способности именно в этой области | 10,4 | 7,6 |
Привлек престиж, авторитет учебного заведения | 10,4 | 16,7 |
Есть общежитие | 9,1 | 24,2 |
Совет друзей | 5,8 | 15,1 |
Семейная традиция | 3,9 | 3,0 |
Учеба в специализированном классе, лицее | 2,6 | 4,5 |
Можно было взять направление на целевое место | 1,3 | 9,1 |
Создание производственной базы в сельской местности, рабочих мест с достойной заработной платой должно сопровождаться строительством благоустроенного жилья, расширением социальной инфраструктуры: медицинских, образовательных, досуговых и др. учреждений. Высокий уровень дохода позволит молодой семье решить ряд проблем самостоятельно, но развитие социальной инфраструктуры, прежде всего образования, медицинского и культурного обслуживания, дорог требует капиталовложений государства. Не обойтись и без изменения государственной информационной политики направленной на повышение престижа сельского труда и пропаганды привлекательности сельского образа жизни.
Пути восстановления производственной и социальной инфраструктуры должны разрабатываться в соответствии с оценкой сельскими жителями ситуации на селе. Сравнение результатов опроса студентов вузов, студентов техникумов и учащихся училищ свидетельствует, что последние наиболее критичны в оценке процессов, происходящих в сельской местности. Причины в том, что среди них больше выходцев из села из малообеспеченных семей, которым не по средствам обучение в других учебных заведениях: не случайно около половины опрошенных выбрали место учёбы по принципу "ближе к дому". Именно они в большей степени пострадали от результатов аграрной политики государства: её одобряет лишь 5%; не одобряют - 42%.
Таблица 4
СТУДЕНТЫ НГСХА О НАИБОЛЕЕ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМАХ СЕЛА, %*
(разрешалось выбрать 15 проблем)
Низкая зарплата | 89,3 | Школа не даёт хорошего образования | 25,0 |
Пьянство | 77,4 | Отсутствие рабочих мест | 21,4 |
Плохие условия труда | 63,1 | Упадок нравственности | 21,4 |
Отсутствие современныхтехнологий | 57,1 | Инфляция, рост цен | 21,4 |
Угроза безработицы | 46,4 | Бесправие работника | 16,7 |
Нет возможности повышенияквалификации | 36,9 | Нет возможности выбрать достойного супруга: нет молодёжи | 16,7 |
Жизнь в селе стала скучна | 34,5 | Загрязнение окружающей среды | 14,3 |
Разрушение коллективных хозяйств | 34,5 | Коррумпированность | 14,3 |
Задержка зарплаты | 33,3 | Преступность | 13,1 |
Нет благоустроенного жилья | 33,3 | Наркомания | 13,1 |
Нет нужного медобслуживания | 33,3 | Расслоение на бедных и богатых | 11,9 |
Нет возможности для карьеры | 32,1 | Большая квартплата | 10,7 |
Низкий уровень культуры селян | 30,9 | Нет выходных | 5,9 |
Закупочные цены не обеспечивают рентабельность производства | 29,8 | Нет отпусков | 4,8 |
Ненормированный рабочий день | 27,4 | Распространение ВИЧ | 3,6 |
Продажа земли тем, кто на ней не работает | 27,4 | Нельзя брать больничный | 2,4 |
В селе невозможнасамореализация | 25,0 |
В социальной сфере: пьянство - 75,0%; отсутствие благоустроенного жилья - 68,8%; нет нужного медицинского обслуживания - 62,5%; упадок нравственности - 50,0%; расслоение на бедных и богатых - 37,5%; школа не даёт хорошего образования - 37,5%; отсутствие возможности выбрать достойного супруга: нет молодёжи - 37,5%.
Оценки аспирантов значительно критичнее, чем у преподавателей: они примеряют на себя сложившуюся ситуацию, тем более что треть уже состоит в браке. Это наиболее активная и высокообразованная часть студенческого сообщества, решившая для себя задачу выбора жизненного пути на ближайшие годы. Причем, около трети из них составляют губернаторские стипендиаты, либо совсем отказавшиеся от возвращения в село, либо отложившие принятие решения до окончания аспирантуры. 34% опрошенных выходцы из села, поэтому знают современное положение сельского хозяйства "изнутри". Более всесторонне оценивая ситуацию на селе, они пессимистичнее смотрят в будущее. Лишь каждый четвёртый считает, что положение в ближайшие годы изменится к лучшему. Три четверти видят причину критического положения сельского хозяйства в низких ценах на его продукцию. Их беспокоит отсутствие современных технологий, плохие условия труда, невозможность сделать карьеру. По сравнению с преподавателями они требовательнее к благоустройству социальной сферы. В результате каждый второй не одобряет реформы, проводимые в сельском хозяйстве.
Разрушение села - явление повсеместное. В рейтинге проблем социальной сферы, волнующих сельских жителей Алтайского края, Новосибирской области и Республики Алтай, социально-экономические проблемы также занимают лидирующие позиции. Это, во-первых, низкий размер зарплат и пенсий при высоких потребительских ценах, их росте. Во-вторых, отсутствие рабочих мест, особенно для молодежи, что приводит к деградации населения, распространению алкоголизма и наркомании (третья позиция).
На четвёртом месте низкий уровень развития инфраструктуры культурного досуга, падение нравственности. На пятом - неблагоустройство сельских поселений, проблемы коммунальных услуг. Далее следуют бедность, социальное расслоение, деградация социальной инфраструктуры, низкая обеспеченность социальными услугами, в т.ч. ухудшение медицинского обслуживания, снижение качества среднего образования, доступности профессионального образования, недоступность бытовых услуг и т.д. Сельские жители поднимают проблемы рождаемости, сохранения села как уникального сообщества. Отмечаются также этнические и миграционные проблемы: обилие иммигрантов из стран Средней Азии, Азербайджана, Чечни приводит к развитию нелегальной продажи наркотиков, алкогольной продукции, росту воровства и других форм преступности. По мнению экспертов (руководителей органов местного самоуправления) следствием является нехватка квалифицированных специалистов (молодежь уходит из села) и сокращение численности селян (2)
Имеющие место некоторые различия не отменяют основного вывода: без повышения уровня и качества жизни людей вне зависимости от того, в какой сфере народного хозяйства они заняты, проблемы села не решить.
_________________________________________________________________________________
1. В 2007-2008 уч. г. опрошены студенты старших и младших курсов НГСХА (осень 2007 г. N =914 чел.) и Мониторинг социально-трудовой сферы Нижегородского села (весна 2008 г. N =254 чел.). Весной 2008 г. в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (НГСХА)было опрошено: преподавателей - 47 чел., аспирантов - 43 чел., студентов - 84 чел., выпускников 2008г. - 46 чел., студентов представительств - 91 чел.; в Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте (НГИЭИ): преподавателей -30 чел., студентов - 70 чел.; преподавателей техникумов - 51 чел., студентов техникумов - 154 чел., преподавателей колледжа и лицея - 26 чел., учащихся колледжа и лицея - 66 чел. Обсчет значений показателей по техникумам и училищам показал их незначительную вариативность, что дало возможность объединения выборок при конечном анализе результатов.
2. Сергиенко А.М. Социальная сфера села: современные вызовы и технологии развития. Диск: Материалы Всероссийского социологического конгресса. Сессия 13. Современные проблемы российского села.
www.viperson.ru