Лев Николаевич Озеров, директор лаборатории "Геральдическая палата" Конгресса муниципальных образований Российской Федерации собрал знаменательную коллекцию из очень разных символов. Общей для них является только одна черта: все они по своему психоэнергетическому заряду несут своим владельцам множество бедствий: финансовые убытки, проблемы с властями и преступным миром и даже смерть. Поэтому Лев Николаевич называет своё собрание "ящиком Пандоры". Но что самое поразительное (и это научно доказано) - реальные истории жизни людей и фирм полностью совпадают со скрытыми (для непрофессионала) посланиями их символов.
Говорит генеральный директор "Геральдической палаты" Владимир Николаевич Медведев:
- Люди давно заметили: как назовёшь корабль, так он и поплывёт. Так же и с именем человека. Своему ребёнку родители не дадут первое попавшееся имя. Но если в личной жизни мы привыкли полагаться на собственное чутьё, на "авось" (хотя не следовало бы), то уж в бизнесе всё должно быть просчитано. Тем не менее, даже большинство дизайнеров (что уж говорить о неспециалистах) имеют весьма смутное представление о фалеристике, вексиллологии, униформологии, эмблематике. Часто даже слов таких не слыхали. А каждая область творчества, как вы понимаете, требует определенных знаний.
Причины такого положения вещей очевидны. В советское время лишь узкая часть профессионалов, принадлежащая к структурам, связанным с обороной и безопасностью (к их числу и принадлежат ведущие специалисты "Геральдической палаты"), всерьёз изучала науки о знаках и символах. В постсоветский период потребность в новых логотипах, гербах, флагах и т.п. многократно возросла, но в условиях острого дефицита компетентных в этой сфере людей символикой стали заниматься все кому не лень и делать на этом большие деньги.
- Ладно бы эти люди приносили несчастье самим себе. Но они свои скрытые проблемы и комплексы влагают в создаваемые символы и вредят собственным заказчикам. А последние недоумевают - почему дела у них пошли из рук вон плохо, - говорит Лев Николаевич.
Символ - слишком важная вещь, чтобы доверять его создание случайным людям или самим пытаться "сработать", что называется, на глазок.
Распространённое заблуждение - пытаться заказать хороший символ зарубежным специалистам. Известно ведь, что символика, как и язык, как и традиции, тесно связана с культурой. Поэтому символ, хорошо "работающий" за рубежом, может стать настоящим "троянским конём" у нас на родине. Как говорится, "что русскому здорово, то немцу смерть". И наоборот. Аналогичным образом обстоит дело и с научными школами.
- Учёные нашей лаборатории основываются, прежде всего, на разработках выдающихся отечественных специалистов, и в то же время мы привлекаем всё то лучшее, что накоплено в этой области за рубежом, - рассказывает Владимир Николаевич. - Так достигается искомая золотая середина.
Что конкретно может предложить "Геральдическая палата" отечественным бизнесменам? Лаборатория производит феноменологический анализ символики. Его ещё называют энергоинформационный анализ. Каждый элемент символа и весь символ как целостная система проходят кропотливую проверку. Например, цвет в геральдике имеет огромное значение. Каждому цвету и сочетанию цветов приписано большое количество характеристик. Какие чувства у клиентов и у персонала вызывает цветовая гамма символа? Воздействие символа происходит на бессознательном уровне, но следствия этого воздействия вполне реальны и даже могут быть представлены в денежном эквиваленте - как сумма прибылей или убытков.
- Мы не можем на страницах СМИ давать много информации о всех секретах символики, ибо ею тут же воспользуются недобросовестные люди в своих интересах, - говорит Лев Николаевич. - Символ - грозное оружие. Вот, скажем, свежий пример. Некоторая фирма демонстрирует на одной из конференций свой логотип. Я подхожу к её представителям и спрашиваю: много ли вы пережили грабежей за последнее время? На меня смотрят, как на ясновидящего. Хотя я всего лишь "прочитал" то, о чём прямо-таки "кричит" символ. В своё время я предупреждал Галину Старовойтову о том, что её рекламная кампания бессознательно подстрекает её убийство с помощью огнестрельного оружия. Она это приняла к сведению, даже упомянула об этом в одном из интервью. Но в плане изменения рекламной политики ничего сделано не было. О результате, увы, мы все хорошо знаем. Корректировка символов трагедий и катастроф, осуществляемая "Геральдической палатой", позволяет убрать из символики, в том числе, из рекламной продукции, любые деструктивные провокации.
- Реклама, - вступает в разговор Владимир Николаевич, - призвана внушить потребителю мысль о покупке товара. Но к сожалению, из-за некомпетентности её создателей реклама часто содержит элементы антирекламы, то есть вредит сама себе. А потом жалуются на неэффективность рекламы...
Лаборатория "Геральдическая палата" осуществляет также работу с так называемыми "явлениями тревожного ряда". Нередко в жизни фирмы происходят события, которые как будто намекают на будущие проблемы. Мы все можем привести подобные примеры из нашей личной жизни, а народ называет их "приметами". "Геральдическая палата" позволяет понять скрытые послания будущего и своевременно принять меры. Но в отличие от разномастных "ясновидящих", "экстрассенсов" и т.п. личностей, методики лаборатории основаны на строгих научных данных, на достижениях современной психологии, семантики, эвристики, психолингвистики.
Будущие "приключения" человека или организации можно предвидеть. По самым несущественным, казалось бы, явлениям - по антуражу квартиры или офиса, по тем вещам, которые стоят на столе, по цвету, номеру купленной машины.
Например, преобладание одного из цветов спектра провоцирует непоправимую трагедию. Сочетание некоторых трёх цветов приводит к травмам, переломам костей. Причём срабатывает символика моментально, в лаборатории могут привести множество примеров. Некоторые растения, цветы, а также их сочетание оказывают непоправимый вред, например, вредят переговорам, другие же действуют благотворно.
Каковы должны быть цвет и фактура дверей и окон офиса, каково освещение... Как должен быть одет бизнесмен - стоит ли ему копировать одежду других? Здесь всё имеет значение, даже форма воротничка.
Например, в интерьере Кремлёвского дворца используется ромбовидная сетка, причём вполне обоснованно - такая геометрическая фигура провоцирует образ империи, державность.
Очень осторожно нужно обращаться со словами, используемыми в символах. Доказано, например, что слово "северный" вызывает негативные ассоциации. Сейчас уже всё реже Санкт-Петербург называют Северной Пальмирой. Можно вспомнить и "Норд-Ост": "Прекрасный" и "прелестный" вроде бы синонимы. Но на самом деле значение этих слов противоположно: "прелестный" - от слова "прельстить", "обольстить". Фиксируется различие на бессознательном уровне, но проявляется вполне материально.
- Наша лаборатория создана по инициативе Геральдического совета при Президенте РФ и Государственной Думы, - рассказывает Владимир Николаевич. - Формально мы существуем с 2003 года, но реальный срок работы коллектива по данной тематике (в различных ведомствах) - 25 лет. Мы разрабатывали и разрабатываем символику как государственных организаций, так и частных, поможем в создании личных символов.
Лаборатория "Геральдическая палата" советует: прежде чем дать "добро" на ту или иную дизайнерскую идею, спросите у разработчика: почему он решил действовать так, а не иначе, что именно, с его точки зрения, провоцирует данное решение, какие здесь зашифрованы бессознательные послания.
Символы могут стать драгоценностями для любой фирмы, но, к сожалению, зачастую оказываются содержимым ящика Пандоры.
Потому что "символы и знаки управляют миром" (Конфуций).
P.S. А теперь - комментарий специалиста к приведённым выше гербам.
(1) Данное изображение на гербе одного из городов говорит о том, что в этом регионе с большой вероятностью возможны различные несчастные случаи, которые будут сопровождать жителей этого города постоянно. В поучительной сказке Ершова Конёк-горбунок предупреждает Иванушку не поднимать перо жар-птицы (павлина), так как оно принесёт много несчастий. К тому же разработчики герба изобразили жар-птицу в виде латинской буквы "S", что на бессознательном уровне означает разрушение.
(2) Флаг одного из районных центров символизирует проявления подвоха и бандитизма, со всеми вытекающими последствиями. Но горе-разработчики умудрились убедить депутатов местного самоуправления в успешности символа. Кстати, подобный символ присутствовал в обиходе генерала Лебедя и Галины Старовойтовой.
www.aquapoint.ru
Станислав Сталевский
12.09.2001